Каждый подход к стратегическому управлению, который используется в мировой практике,

Каждый подход к стратегическому управлению, который используется в мировой практике, имеет особенности в содержании и структуре отдельных этапов и подсистем, в перечне и последовательности действий в процессе анализа, но базируется на двух основных ссылкам - анализе ситуации во внешней и внутренней среде предприятия. Один из подходов к такому анализу приведены на рис.2.1.
Стратегическое управление базируется на изучении отношений, которые можно охарактеризовать с помощью системы «среда - предприятие». Большинство из существующих сегодня концепций управления разделяет подход к предприятию как к открытой системы, постоянно взаимодействует с отдельными элементами внешней среды: другими предприятиями, банками, организациями, которые принадлежат к социально-политических и экономических институтов государства, местных органов и т.п., и позволяет ему поддерживать более-менее устойчивое положение, выживать в условиях постоянно зминюються.
Концепции существования и развития предприятий во внешней среде используют различные подходы и модели, сформированные на базе различных теорий управления.
Целью стратегического анализа является содержательный и более-менее формальное описание объекта исследования, выявление особенностей, тенденций, возможных и невозможных направлений его развития. Полученные данные об объекте управления является базой для определения общей концепции и способов управления им.
Стратегический анализ (при правильном применении) выполняет следующие функции: описательную, разъяснительную и прогнозную.
Результатом стратегического анализа становится системная модель объекта (предприятия) и его оточення.
Анализ среды - это необычная для отечественных предприятий и организаций деятельность, которой преуспевающие организации Украины начали заниматься недавно. Но овладение приемами и методами анализа - одна из важнейших задач, стоящих перед руководителями, поскольку параметры среды - это уникальная комбинация факторов, находящихся в постоянном движении. Кроме того, современный этап - это этап перехода к рынку и изменения параметров экономики Украины.
Следует отделить подходы к описанию структуры внешней среды организации. Здесь следует выделить две основные концепции: неиерархические и иерархическую модели.
Примером модели иерархического среды можно считать модель Бостонской консалтинговой группы (рис. 2.2):
Неиерархических модель содержит несколько определенных связанных между собой и к подчиненных друг другу элементов, расположенных вне предприятием (организацией). Главное здесь - утверждение о наличии элементов, которые так или иначе влияют на определение целей, распределение ресурсов и формирование места предприятия (его имиджа) на рынке. Акцентируется внимание на сложившейся под влиянием внешних элементов структуре целей, распределении властных полномочий и налаживании эффективного взаимодействия между компонентами внешней среды. Наличие такой модели обусловлена еще и тем, что, как утверждает Дж. Гэлбрейт [31], границы внешней и внутренней сред несколько размыты вследствие взаимопроникновения элементов организации и среды (например, собственная система распределения продуктов или наличие дочерних предприятий). Иерархическая концепция получила развитие во многих трудах и современных специалистов по стратегическому управлению. Самой известной является модель иерархической структуры среды, предложенная В. Дилл [34] и развитая A. Томпсоном [52].
Авторы доказывают, что существуют три уровня среды: внутреннее, находится под влиянием и контролем предприятия, «среда задач», в который входят организации, непосредственно связанные с определением и воплощением целей предприятия; общая среда, где формируются общеэкономические условия, тенденции , социальные и политические нормы и т.д. Границы между «средой задач» и общей средой достаточно размыты. Эта модель позволяет объяснить тенденции расширения «сферы влияния» и «пределов контроля» за средой. А.Томпсон отмечал, что каждое предприятие как материальная система нацелено на установление равновесия, стабильности, т.е. постоянно балансирует между открытостью и закритистю.
Существенным на положение дел на любом предприятии влияет «среда задач», которое еще в разных источниках называется «непосредственное окружение», «промежуточную среду» и другие. Перечень элементов этой среды достаточно разнообразен, однако есть общие принципы, позволяющие выделить этот элемент окружения в особую подсистему. К ним можно отнести: во-первых, непосредственная связь с предприятием, которое является объектом анализа в виде долгосрочных договоров, коммуникационных связей различного типа и т.п., во-вторых, возможность влияния (в определенных пределах) на элементы этого окружения со стороны предприятия. Наиболее развернутой является характеристика взаимного влияния элементов промежуточного (или непосредственного) среды и предприятия, которая приведена в отраслевой модели М. Портера (см. подразделе. 2.3).
На иерархическом подходе к построению модели внешней среды настаивал и Л. Буржуа [30]. Он распространил этот подход и внутрь предприятия (отделил «верхний» и «низовой» уровне во внутренней среде) и доказал необходимость существования и целенаправленной построения так называемой «иерархии корпоративных стратегий» (более подробно см.. Раздел 3.7), которые осуществляют связь отдельных групп внутри предприятия с соответствующими элементами внешнего середовища.
Иерархичность среды заложено и в подходе, рассмотренном в учебнике «Основы менеджмента» [15], где авторы в схематической форме излагают свое восприятие среды, в которой функционирует предприятие или организация. В самой постановке вопроса уже чувствуется классификация факторов по степени их влияния на деятельность предприятия: авторы различают среда прямого, косвенного воздействия и внутришне.
Это свидетельствует о доминировании иерархического направления в построениях моделей среды в менеджменте. Большинство объектов, указанных в различных моделях, и перечень факторов повторяются с меньшей или большей детализациею.
Идеи иерархичности среды своеобразно используются и в «экологической модели среды» Г.Олдрича [28]. Согласно представлениям Г.Олдрича, главное, что сдерживает развитие предприятий - это ограниченность ресурсов, за которые и происходит основная конкурентная борьба между организациями, которые принадлежат к одной отрасли. Он вводит понятие «организационная популяция», т.е. совокупность предприятий, которые имеют близкие цели: гибкость производства, стабильность существования, универсальность деятельности. Каждая из этих целей требует для своего обеспечения ресурсы: гибкость возможна при наличии ликвидных ресурсов, стабильность появляется вместе с ресурсами разных типов, медленно обесцениваются, универсальность базируется на ресурсах, которые широко используются. Комбинация необходимых ресурсов зависит от особенностей отрасли и позволяет в случае выполнения указанных требований создать жизнеспособную организацию (предприятие). Каждое предприятие использует свою «нишу», которая определяется несколькими показателями: объемом среды, его стабильностью / нестабильностью, степени концентрации производства и конкуренции.
В отличие от «экологической модели», основанный на исследованиях ресурсной стороны деятельности предприятия, существует очень «мощный» направление в исследованиях проблематики «организации - среда», где рассматриваются взаимосвязи и взаимозависимость среды и организационной структури.
Многие исследователи считают, что надо установить взаимосвязи с определенными элементами среды через создание специальных, автономных подразделений в организации, на различных предприятиях получили название «центры прибыли», «центры инвестиций», «стратегические хозяйственные центры» (подробнее см.. Разд. 5.1). Наличие таких организационных единиц требует перестройки всей традиционной организационной структуры, изменения содержания работы отдельных руководителей.
Рассмотренные модели внешней среды не исчерпывают всего разнообразия существующих подходов, однако показывают значительные направления в этой области. Практическая ценность этих моделей - разная для различных отраслей народного хозяйства и предприятий. Сегодня не существует единого, интегрированного подхода к построению общей концепции внешней среды, которая бы всесторонне сочетала экономические, технологические, социальные и политические влияния на организацию, особенности взаимодействия предприятия с его партнерами, конкурентами, потребителями и др.. Однако общая тенденция в стратегическом анализе уже вырисовывается.
Все современные авторы различают:
внешняя среда (или среда косвенного воздействия)
промежуточную среду (или «среда задач»)
внутреннюю среду организации.
Внешняя среда - это совокупность факторов, формирующих долгосрочную прибыльность организации и на которые организация не может влиять вообще или имеет незначительное вплив.
Промежуточную среду - это совокупность факторов, формирующих долгосрочную прибыльность организации и на которые она может влиять через установление эффективных комуникаций.
Внутренняя среда организации - это совокупность факторов, формирующих ее долгосрочную прибыльность и находятся под непосредственным контролем руководителей и персонала организации.
2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Как отмечалось, предприятие - это открытая система, и его развитие зависит от внешней