Важнейшими функциями прогнозирования в системе стратегического планирования являются:

Важнейшими функциями прогнозирования в системе стратегического планирования являются:
определение возможных целей и направлений развития объекта прогнозирования;
оценка социальных, экономических, научных, технических и экологических последствий реализации каждого из возможных вариантов развития объектов прогноза;
определение содержания мероприятий по обеспечению реализации возможностей и ослабление угроз каждого из возможных вариантов развития прогнозируемых событий;
оценка необходимых затрат и ресурсов для внедрения разработанных мероприятий и последствий относительно ограничений в системе «время - деньги».
В стратегическом планировании прогнозы используются в различных вариантах:
построение системы прогнозов для различных соотношений «продукт - рынок»;
оценка влияния различных факторов на развитие ситуации, в том числе по отдельным рынкам (например, влияние новых технологий производства, изменения в потребностях отдельных групп потребителей и т.п.);
выявления вероятности «точек роста» в макро-и мегасистемы и влияние на них отдельных факторов (например, рост спроса на определенный вид товара вследствие роста доходов потребителей);
изменения в соотношениях «возможности - угрозы» (например, нереализованная возможность может стать угрозой, если ее использует в полном объеме конкурент)
разработка целей и альтернативных стратегий их досягнення.
Однако некоторые предприятия для принятия решений о будущем организации или вовсе не применяют прогнозы, либо применяют их незначительно. Как правило, такие фирмы функционируют недолго, потому что даже те изменения в среде, можно предположить, становятся неожиданностью: предприятие не готово для полной реализации возможностей, предоставляемых внешней средой, либо терпит крах под влиянием любой, даже незначительной загрози.
Опыт преуспевающих предприятий свидетельствует об ограниченности экстраполяционных и интуитивных прогнозов. Тенденции, выявленные на основе анализа информации о событиях, произошедших в недалеком прошлом, могут быть ненадежными индикаторами будущих тенденций.
Цель любого прогноза - выявить процессы и предсказать развитие событий в будущем. Предусмотрено будущее дает возможность подготовиться как к положительным, так и к негативным тенденциям, максимизировать результаты и минимизировать збитки.
Основными методами прогнозирования, используемые в стратегическом планировании, является (табл. 2.17): методы экстраполяции; экспертные методы, методы моделювання.
Методы экстраполяции основаны на предположении о неизменности или относительную стабильность существующих тенденций развития [2]. Иначе говоря, гипотеза экономического предвидения базируется на сходстве и наследственности глобальных условий существования предприятий в прошлом, настоящем и будущем. В этом и заключается ограниченность данного подхода, поскольку чем длительнее является период прогнозирования, тем более вероятен изменчивость тенденций развития под влиянием различных факторив.
Экспертные методы базируются на знаниях и опыте специалистов разной квалификации.
В основу экспертных методов положено пять основных условий группового выбора решений [8].
Условие 1. Универсальность, т.е. наличие достаточного разнообразия возможностей выбора (
Недостаточно только проанализировать влияние внешней и внутренней сред в разрезе 3. РАЗРАБОТКА ЦЕЛЕЙ , СТРАТЕГИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАБОРА ПРЕДПРИЯТИЯ