Каждая система управления, в том числе и бюджетная, состоит из двух взаимосвязанных

Каждая система управления, в том числе и бюджетная, состоит из двух взаимосвязанных частей - объекта и субъекта управления. На качестве управления одинаково отражается знания как объекта, или как еще он определяется, управляемой системы, так и субъекту, или управляющей системы. Но определенная подчиненность между ними существует. Определяющим является все-таки знание объекта управления, ведь без этого процесс управления просто невозможно. Поэтому и усвоения бюджетного менеджмента начинается с изучения сущности и структуры бюджета государства.
Бюджет как объект управления является очень сложным и разноплановым явлением, которое требует глубокого и всестороннего изучения. Он имеет разные проявления и рассматривается как экономическая категория, отражающая определенные экономические отношения в обществе; как основной финансовый план, утверждается в законодательной форме и выступает таким образом правовой категории; как централизованный фонд финансовых ресурсов государства, обеспечивает ей базу для выполнения установленных функций . Все эти проявления бюджета тесно взаимосвязаны. Невозможно хорошо разбираться в бюджете, зная, хотя бы и совершенно, лишь одну его сторону - необходимо иметь комплексное уявлення.
Изучение бюджета как объекта управления основывается на рассмотрении из трех вышеуказанных сторон его проявления как экономического и общественного явления. Структура бюджета рассматривается по двум направлениям. Во-первых, в вертикальном разрезе иерархии органов государственной власти и управления. На каждом из уровней состоит, утверждается и выполняется отдельный бюджет. Это построение бюджета характеризуется понятиями «бюджетный строй" и "бюджетная система". Во-вторых, структура бюджета характеризуется составом и соотношением его доходов и расходов. Поскольку бюджет как экономическая категория затрагивает все юридические и физические лица, то структура доходов и расходов бюджета является не просто их арифметическим соотношением, а характеристикой сбалансированности и уравновешенности интересов в обществе. Именно с этих позиций необходимо детальное изучение структуры бюджету.
Система управления бюджетом, как отмечалось, состоит из двух элементов - совокупности органов управления и этапов и методов управленческой деятельности в бюджетном процессе. Охарактеризуем с этих позиций составляющие бюджетного менеджмента. Они определяются общими функциями управленческой деятельности. Наука об управлении выделяет следующие основные функции менеджмента: стратегическое планирование, планирование реализации стратегии, организация выполнения разработанных планов, учет и контроль. Исходя из этих функций и из структуры бюджетного процесса как предмета бюджетного менеджмента, можно выделить следующие составные части бюджетного менеджмента, рассматриваемые в данном учебнике: управление бюджетным процессом, включающее бюджетное планирование и организацию выполнения бюджета, учет исполнения бюджета, контроль за исполнением бюджета.
Организация бюджетного планирования и исполнения бюджета были охарактеризованы ранее как составные бюджетного процесса. При этом необходимо еще раз отметить, что основная и определяющая функция менеджмента - стратегическое планирование, практически не реализуется в полной мере в Украине. Попытки разработки отдельных стратегических документов, например, бюджетной концепции, но они не имели логического завершения. Не только стратегия бюджетного планирования, но и общая экономическая доктрина в Украине в завершенном виде не существует, что является одной из причин как наличия кризиса, так и без результативности попыток выйти из неи.
Реализация функции стратегического планирования возлагается на органы законодательной власти. В бюджетном процессе она реализуется путем направления в органы исполнительной власти бюджетной резолюции на следующий год. Функции планирования реализации стратегии - текущее бюджетное планирование, и организация выполнения разработанных планов - выполнение бюджета, возлагаются на органы исполнительной власти и оперативного управления бюджетом и выполняемых ими в рамках бюджетного процесу.
Учет и контроль исполнения бюджета не являются непосредственно составляющими бюджетного процесса, их значение для успешного выполнения утвержденного бюджета определяется необходимостью постоянного мониторинга использования централизованных финансовых ресурсив.
Роль учета исполнения бюджета в бюджетном менеджменте определяется месту учета в системе управления. Суть управленческой деятельности заключается в принятии своевременных и правильных решений по вопросам планирования и исполнения бюджета. В свою очередь, принятие таких решений основывается на анализе соответствующей информации, характеризующей состояние объекта управления - бюджета, на определенную дату или за определенный период времени. Задачи учета - обеспечение системы управления необходимой информацией. При этом очевидны и требования к учету - полнота, достоверность, своевременность. Полнота означает, что учет ведется по всем показателям и параметрам, которые характеризуют состояние бюджета. Достоверность показывает, что учетные и отчетные данные соответствуют действительности. Своевременность характеризует наличие необходимой информации именно в период принятия соответствующих решений. Без полноты информации не может быть уверенности в правильности соответствующих решений относительно бюджетного планирования и исполнения бюджета, ведь ограниченность информации ведет и к ограниченности в принятии решений. Недостоверность информации ведет к принятию неправильных решений. Чем больше неточная информация, тем более неправильное решение. И наконец, самая полная и достоверная информация ни к чему, если она получена с опозданием - то есть после принятия соответствующего решения. Таким образом, учет выполнения бюджета является той обеспечивающей системой, на которой базируется бюджет. Конечно, правильность в принятии решений зависит и от квалификации бюджетных менеджеров, и от методологии бюджетной работы, которая изучается в данном курсе. Однако определяющей основой в управлении бюджетом является именно информация, поскольку самые лучшие знания не помогут, если информационное обеспечение не соответствует установленным вимогам.
Исполнение бюджета является одним из основных направлений финансового контроля. Объем финансовых ресурсов, мобилизуемых в бюджете, и разветвленность бюджетных взаимоотношений в обществе ставят вопрос контроля за исполнением бюджета в ряд первоочередных задач. Этот контроль осуществляют как органы государственной власти и управления, так и специализированные службы финансового контроля - Счетная палата, Государственная налоговая администрация, контрольно-ревизионная служба. В развитых странах такой контроль осуществляется и непосредственно гражданами как в прямой форме, так и в посредственный. Прямая форма проявляется в том, что как проект бюджета, так и данные о его выполнении доступны на всех уровнях каждому гражданину и он может ознакомиться с ними в любое время. Посредственная форма связана с выборами представителей власти. При наличии каких-либо нарушений в бюджетном процессе шансов на переизбрание практически не остается. То есть контроль обеспечивается прежде гласностью и открытостью бюджетного процесса, что в свою очередь влияет и на контрольные органы. Ведь в таких условиях и их деятельность становится открытой, а результаты могут быть проверены.
В финансовой системе каждой страны одно из ведущих мест занимает бюджет государства. Учебный курс "Бюджетный менеджмент" является центральным профилирующим в подготовке