Состав и структура доходов бюджета характеризуют финансовую политику и финансовое
Состав и структура доходов бюджета характеризуют финансовую политику и финансовое состояние государства. Данные о бюджете Украины (за вычетом фондов целевого назначения) приведены в таблици.Как видно из приведенных данных, структура доходов бюджета довольно быстро меняется, что является следствием постоянных преобразований и изменений в налоговой системе Украины и неналоговых поступлениях в бюджет. Начиная с 1992 года ведущее место в системе доходов бюджета занимают налоговые надходження.
Налоговая система Украины согласно Закону Украины "О системе налогообложения" включает общегосударственные и местные налоги и обязательные платежи.
В состав общегосударственных налогов и обязательных платежей относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизный сбор;
3) налог на прибыль предприятий;
4) налог на доходы физических лиц;
5) пошлина
6) государственная пошлина
7) налог на недвижимое имущество (недвижимость)
8) плата (налог) за землю;
9) рентные платежи;
10) налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов;
11) налог на промысел;
12) сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета;
13) сбор за специальное использование природных ресурсов;
сбор за загрязнение окружающей природной среды;
сбор в Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения;
16) сбор на обязательное социальное страхование;
17) сбор на обязательное государственное пенсионное страхование;
18) сбор в Государственный инновационный фонд;
плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности;
20) фиксированный сельскохозяйственный налог;
21) сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства;
22) гербовый збир.
К местным налогам относятся:
1) налог с рекламы;
2) коммунальный податок.
К местным сборам (обязательным платежам) относятся:
1) гостиничный сбор;
2) сбор за парковку автотранспорта;
3) рыночный сбор;
4) сбор за выдачу ордера на квартиру;
5) курортный сбор;
6) сбор за участие в бегах на ипподроме;
7) сбор за выигрыш на бегах на ипподроме;
8) сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;
9) сбор за право использования местной символики;
10) сбор за право проведения кино-и телесъемок;
11) сбор за проведение местного аукциона, конкурсной распродажи и лотерей;
12) сбор за проезд по территории пограничных областей автотранспорта, следующего за границу
13) сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг
14) сбор с владельцев собак.
Основным источником налоговых поступлений является прямые и косвенные налоги. Роль прямых и косвенных налогов в формировании доходов бюджета постоянно меняется. Так до 1992 года ведущее место в поступлениях в бюджет имели прямые налоги. В 1992 году с введением новых налогов: налога на доход вместо налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и акцизного сбора вместо налога с оборота и налога с продаж соотношение между прямыми и косвенными налогами изменилось. Удельный вес косвенных налогов выросла до 30,6%, прямых уменьшилась до 24,8%. В 1993 году ведущее место косвенных налогов осталось, с некоторым увеличением процентной веса и косвенных и прямых налогов в общем объеме доходов, за счет уменьшения эмиссионных поступлений. С 1994 года прямые налоги снова занимают ведущее место в поступлениях в бюджет - 35,4%, процентная вес косвенных снижается до 29,3%. Это было следствием повышения ставки налога на доходы с 18% до 22%. В дальнейшем, прямые налоги продолжают занимать ведущую роль в доходах бюджету.
Относительно отдельных налогов, ведущее место занимают налог на добавленную стоимость и налог на прибыль (доходы) предприятий, которые составляют вместе более 40 процентов поступлений в бюджет (1992г. - 42,6%, 1998 г. - 50%). В 1993 году по сравнению с 1992 годом снизилась процентная вес подоходного налога с граждан (1992 г. - 8,4%, 1993 г. - 5,3%), что было следствием уменьшения фонда заработной платы, но сейчас ситуация стабилизируется и ожидается дальнейшее постепенный рост поступлений (1998 г. - 13,6%). В 1995-1996 годах значительно уменьшилась роль акцизного сбора в доходах бюджета (1993 г. -4,6%, 1995 г. -2,1%). Это объяснялось как уменьшением покупательной способности населения, меньшую долю своих доходов тратило на потребление предметов не первой необходимости, так и уменьшением спроса на отечественные подакцизные товары, реализация которых составляла основу поступлений от акцизного сбора. Поступления акцизного сбора от импортных подакцизных товаров в 1996 года были мизерные, что было следствием очень высоких ставок налогообложения и как результат - уклонение плательщиков от уплаты этого налога. В 1996 и 1997 годах с пересмотром ставок на подакцизные товары поступления от акцизного сбора начинают быстро расти (1998 г. - 4,8%). Остальные налогов и платежей существенного бюджетного значения не мають.
Неналоговые поступления занимают значительную процентную вес в доходах бюджета (более 5%). Значительная роль неналоговых поступлений объясняется попыткой государства решить фискальные проблемы в условиях финансового кризиса за счет увеличения налогов, а введением новых неналоговых сборов и платежей. В условиях стабильной экономики неналоговые поступления не имеют большого значения и занимают не более 2 процентов доходов бюджету.
Состав неналоговых доходов бюджета является достаточно широким, в отличие от налоговых, кроме того, существуют поступления, имеющие постоянный характер, и время от времени появляются и исчезают новые поступления, введение которых было вызвано необходимостью срочного увеличения доходов бюджету.
Неналоговые поступления можно разделить на несколько групп, таких как доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи от некоммерческой деятельности, поступления штрафов и финансовых санкций, инши.
К доходам от государственной собственности относятся:
поступления от превышения валовых доходов над расходами Национального банка Украины;
поступления от денежно-вещевых лотерей;
поступления дивидендов от субъектов предпринимательской деятельности, созданных с участием государственных предприятий и организаций;
рентная плата;
поступления средств от приватизации государственного имущества и инши.
В административных сборов и платежей от некоммерческой деятельности относятся:
сборы, взимаемые Государственной автомобильной инспекцией Украины;
сборы, взимаемые инспекциями Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда;
плата за содержание детей в школах-интернатах;
лата от лиц, помещенных в медицинские вытрезвители;
плата за содержание воспитанников специальных школ и специальных профтехучилищ и инши.
Поступления от штрафов и финансовых санкций состоят из:
административных штрафов и санкций;
сумм, взысканных с виновных лиц, за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации;
поступления штрафных санкций за нарушение правил пожарной безопасности и инши.
Другие неналоговых доходов относятся:
поступления средств от реализации конфискованного таможенными, правоохранительными и другими органами имущества и валюты;
поступления сумм кредиторской и депонентской задолженности предприятий, по которым истек срок исковой деятельности;
изъятие средств внебюджетных фондов;
поступления средств от продажи военного имущества;
поступления от переоценки остатков товаров;
поступления сумм разницы в цене за газ;
поступления части амортизационных отчислений и инши.
В 1991 году, как срочный мероприятие, в бюджет были привлечены платежи в фонд стабилизации экономики и взносы из фонда потребления. Наибольшую процентную вес среди вышеназванных неналоговых доходов с 1995 года занимают рентная плата за нефть и природный газ, добываемый в Украине, и разница в ценах на природный газ (1995г. -3,9%, 1996 г. - 7,6%) . Основной целью установления с 1995 года рентной платы за нефть и природный газ, добываемый на Украине была необходимость выравнивания цен на природный газ и нефть, добываемые на Украину и цен, по которым они поступают из других государств, кроме того, пополнялись доходы бюджета , за счет чего появлялась возможность создания условий для развития отечественной нефтяной и газовой промышленности. Но в условиях хронической нехватки финансовых ресурсов эти дополнительные поступления бюджета были использованы в первую очередь для финансирования общих расходов, не связанных с развитием газовой и нефтяной промышленности, в результате чего ухудшилось экономическое положение соответствующих предприятий и значительно уменьшились вышеуказанные доходы бюджета (1998 г. - 1 , 5%).
Поступления от других доходов, как правило, не превышают 1% от общего объема доходов бюджета. Для мобилизации дополнительных средств в бюджет начиная с 1995 года изымались свободные остатки внебюджетных фондов, что свидетельствует о все большее обострение проблем с финансовыми ресурсами держави.
Заимствованные средства и денежная эмиссия используются для финансирования расходов государства в условиях недостаточных средств от налоговых и неналоговых поступлений. Они являются источником финансирования дефицита бюджета, то есть превышение расходов над доходами. Проблема покрытия дефицита бюджета возникла начиная с 1991 года. Поскольку в этот период сумма доходов бюджета в сопоставимых ценах начала уменьшаться, что было следствием начала экономического кризиса, а сумма расходов - увеличиваться прежде всего за счет проведения необоснованной социальной политики. В условиях отсутствия цивилизованных методов финансирования дефицита за счет выпуска государственных ценных бумаг, превышение расходов над доходами было покрыто за счет эмиссионных кредитов Национального банка Украины. Следствием этого стали огромные темпы инфляции. Только начиная с 1994 года финансирование дефицита бюджета было частично осуществлено за счет иностранных кредитов, а с 1995 года - и за счет размещения государственных ценных бумаг (таблица). Высшим дефицит бюджета был в 1992 году - 13,5% ВВП. В дальнейшем бюджетная политика была направлена на постепенное уменьшение дефицита, так в 1998 году дефицит составлял 2% ВВП.
Какие можно сделать выводы относительно системы доходов бюджета Украины? Состав и структура доходов бюджета постоянно меняются, что является следствием как постоянных преобразований в налоговой системе Украины, так и попыток государства решить фискальные проблемы за счет неналоговых доходов. По этой же причине удельный вес налоговых доходов является очень высокой. Финансирование бюджетного дефицита в условиях неразвитого финансового рынка Украины происходило за счет эмиссионных кредитов Национального банка Украины, в результате чего инфляция достигла очень высоких темпов. Только с 1995 года на рынке появились государственные ценные бумаги, что свидетельствует о постепенном приближении к принятым в мире механизмов финансирования бюджетного дефицита. Таким образом, становление и развитие системы доходов бюджета, которая бы отвечала развития рыночных отношений, происходит достаточно медленно. Но все же с каждым годом прогрессивных преобразований в бюджетной системе становится все больше.
Существование любого государства невозможно при отсутствии средств для осуществления | 2.2. Система расходов бюджета |