Расходы бюджета характеризуются прежде всего их общественному назначению, ведь именно

Расходы бюджета характеризуются прежде всего их общественному назначению, ведь именно такой их разрез наиболее полно отражает сущность и назначение бюджета. Экономическую функцию государства обеспечивают расходы на народное хозяйство и науку, социальную - расходы на социальную защиту населения и социально-культурную сферу, оборонную - на оборону, управленческую - на содержание управленческих структур (органы государственной власти и управления, судебные структуры и прокуратура, правоохранительные органы и служба безопасности, таможенная и налоговая службы) и на внешнеполитическую деятельность. Отдельно в бюджете выделяются расходы, связанные с системой государственного кредита - на обслуживание внутреннего и внешнего государственного боргу.
Расходы бюджета на народное хозяйство в Украине включают государственные капитальные вложения, бюджетные ссуды предприятиям, государственные субсидии и дотации, операционные расходы (на производственную инфраструктуру - геологоразведочные работы, работы по землеустройству и т.п.). Они осуществляются в разрезе отраслей экономического комплекса. При этом расходам бюджета отводится вспомогательная и регулирующая роль в системе финансового обеспечения экономики, а основными формами выступают самофинансирования и кредитування.
Расходы бюджета на социальную защиту включать государственные субсидии отдельным гражданам и покрытия разницы в ценах на социально значимые товары и услуги. Расходы на социально-культурную сферу, выделяемых на основе сметного финансирования, структурируются по отраслевым признакам: образование, здравоохранение, физическую культуру и спорт, культуру. В настоящее время в соответствии с принятой в Украину финансовой модели бюджетные ассигнования являются главными в системе финансового обеспечения социально-культурной сферы. Однако постоянно развивается сфера платных услуг, которая основывается на самофинансировании и кредитовании, а также спонсорство и меценатство, рассматриваются направления перехода к страховой медицини.
Расходы бюджета на науку отражают финансирования государственных и межгосударственных научно-технических программ, фундаментальных исследований, поисковых и прикладных разработок. В настоящее время бюджетные расходы на науку значительно сократились, однако альтернативные источники финансирования (коммерческая научная деятельность, специальные фонды и отчисления) не получили должного розповсюдження.
Расходы бюджета на оборону включают закупку вооружений и военной техники и затраты на содержание военных частей. Кроме того, к ним также относятся расходы на научные исследования в сфере обороны и выплату пенсий вийськовослужбовцям.
Расходы в сфере внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности - это уплата взносов в международные организации, членом которых является Украина, содержание дипломатических представительств за рубежом, командировки за границу представителей органов государственной исполнительной влади.
Расходы по обслуживанию государственного долга включают погашение задолженности и выплату процентов по государственным позиками.
Структура расходов бюджета Украины приведена в таблици.
Из приведенных данных видно, что основной удельный вес в сводном бюджете Украины занимают социальные расходы (на социальную защиту населения и социально-культурную сферу): в 1992 г. - 45,6%, в 1993 г. - 57,6%, в 1994 г. - 39,1%, в 1995 г. - 49,6%, в 1996 г. - 49,0%. Только в 1994 г. расходы на народное хозяйство преобладали - 40,6%. В составе расходов Государственного бюджета, наоборот, главную роль играют расходы на народное хозяйство. Только в 1993 г. социальные расходы превосходящие их (45,2% против 33,3%).
В целом расходы, связанные с экономической (народное хозяйство и наука) и социальной (социальная защита и социально-культурная сфера) функциями государства являются доминирующими. В 1992 г. в сводном бюджете они составляли 87,9%, а в Государственном - 82,4%, в 1993 г. соответственно 85,1% и 80,0%, в 1994 г. - 80,8% и 74, 3%, в 1995 г. - 70,0% и 47,6%, в 1996 г. - 72,1% и 51,6%. Вместе с тем характерным признаком динамики структуры расходов бюджета Украины является снижение их удельного веса, особенно в Государственном бюджете вследствие появления и роста с 1994 г. расходов на обслуживание государственного долга и повышение удельного веса расходов на управлиння.
Таким образом, как свидетельствуют приведенные по бюджету Украины данные, в настоящее время ему присуща достаточно четко выраженная социальная направленность. Однако, это не обеспечивает достаточный уровень социальных услуг. Реальная финансовая обеспеченность социальной защиты и социально-культурных учреждений и учреждений существенного снизились в последние годы. Более того - в настоящее время даже направления всех средств бюджета на социальные цели не может обеспечить достаточный уровень их финансирования. Причина известна - длительный процесс падения производства привел к такого низкого объема ВВП, что его просто не хватает и никакое перераспределение в бюджете между направлениями расходов не в состоянии решить отдельные проблеми.
При финансировании социальной защиты, важно установить соотношение между расходами бюджета на социальные цели и на народное хозяйство. Направление средств на народное хозяйство создает предпосылки для роста ВВП и тем самым, с одной стороны, увеличивает возможности бюджета в финансировании социальных мер, а с другой - уменьшает напряжение на бюджет, поскольку уменьшает потребность в самом социальной защите. Главную роль в такой политике играют производительные расходы - на капитальные вложения и науку. Они имеют тенденцию к снижению. Так, если в 1992 г. расходы сводного бюджета на науку составляли 2,8%, то в 1996 г. - 1,4%. Согласно удельный вес расходов на государственные капитальные вложения сократились в следующей пропорции: 1992 г. - 6,4%, 1996 г. - 3,1% (а в 1995 г. она составляла всего 1,8%). Конечно, не только эти факторы определяли процесс падения производства в Украине. Но такой подход в бюджетной политике весьма негативно влиял на состояние экономики. Ведь решить проблему выхода из кризиса без указанных расходов практически невозможно. Поэтому тенденция снижения расходов бюджета на науку и капитальные вложения являются негативною.
В составе расходов на народное хозяйство преобладают текущие расходы: на обеспечение государственных резервов, различные операционные расходы (на геологоразведочные работы, противоэпизоотические мероприятия, проведение землеустройства и мер по коренному улучшению земель, мероприятия по водному хозяйству, ведения лесного хозяйства и т.п.). Это обязательные расходы, без которых не обойтись, но они не направлены на инвестирование средств в экономику и поэтому прямо не могут способствовать экономическому росту. Главная проблема, которая сегодня стоит перед обществом, это выход из экономического кризиса. Однако, без выделения соответствующих средств невозможно решения проблемы. С точки зрения финансовой политики в целом необходимо найти соответствующие источники финансирования и установить их структурное соотношение. С точки зрения бюджетной политики, в частности, необходимо определить место и роль бюджета в финансовом обеспечении потребностей экономического развития и выделить основные направления бюджетного инвестування.
При выборе объектов бюджетного инвестирования учитывается способность производителей выпускать экспортоспособной и импортозамещающую продукцию, а также изделия особой социальной значимости (лечебные препараты, продукты питания и другие товары первой необходимости), находить и расширять рынки сбыта своей продукции на внутреннем и внешнем рынках и соответственно наращивать объемы ее реализации. Учитываются также возможности для оживления производства в смежных отраслях и решение вопросов энергосбережения и использования альтернативных источников енергопостачання.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов государство не имеет возможности выделять бюджетные средства на поддержку неэффективных предприятий, которые по сути являются банкротами. Поэтому особое значение приобретает вопрос перепрофилирования, консервации, а в отдельных случаях и закрытия неэффективных производственных структур. Это позволит постепенно сокращать датировки предприятий и перейти к целевого бюджетного кредитования путем предоставления бюджетных ссуд. Вводится такой режим капиталовложений, который обеспечивает поступление целевых бюджетных ссуд непосредственно адресатам без лишних посреднических звеньев и такое же прямое и безусловное их возвращение. Такая переориентация в использовании бюджетных средств направлена на достижение рационального, обоснованного направления ресурсов в материальную базу экономики, в современные технологии, когда государство стимулирует эффективную экономическую деятельность и цивилизованный процесс купли-продажу.
Усиление целевого характера бюджетных ассигнований в народное хозяйство находит свое отражение в разработке общегосударственных и отраслевых целевых программ развития производственной и социальной инфраструктуры. они направлены на решение важных народнохозяйственных задач, это прежде всего - энергосбережение, ракето-, самолето-и судостроения, производства отечественных электровозов, трамваев, троллейбусов и ин.
В целом система расходов бюджета должна обеспечивать надежное функционирование государства и способствовать экономическому росту, что достигается за счет рациональной структуры расходов.
Расходы бюджета - это распределение централизованного фонда финансовых ресурсов 2.3. бюджетный дефицит