Источниками покрытия бюджетного дефицита выступают: государственные займы; эмиссия

Источниками покрытия бюджетного дефицита выступают:
государственные займы;
эмиссия грошей.
Государственные займы являются одной из форм государственного кредита и отражают взаимоотношения между государством, как заемщиком, и юридическими и физическими лицами или иными странами, как кредиторами. Государственные займы классифицируются по различным признакам (рис. 6).
В зависимости от территориального размещения кредитора они подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние характеризуют привлечения средств от юридических и физических лиц данной страны. Внешние связаны с поступлением от кредиторов других стран. В роли кредитора могут выступать как иностранные юридические и физические лица, так и правительства или правительственные организации других стран. Особое место занимают кредиты, предоставляемые международными организациями и международными финансовыми институтами.
По способу организации выделяются государственные займы, которые связаны с выпуском в обращение государственных ценных бумаг, и такие, которые оформляются соответствующими соглашениями. Посредством выпуска ценных бумаг осуществляется мобилизация свободных средств юридических и физических лиц. На основании соглашений выделяются межправительственные кредиты и кредиты от международных финансовых институтив.
По срокам предоставления государственные займы делятся на кратко-, средне-и долгосрочные. Краткосрочные предоставляются на срок до 1 года. Инструментом размещения краткосрочных государственных обязательств выступают казначейские векселя. Среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (10-20 лет) ссуды основанные на выпуске в обращение облигаций.
В Украине в настоящее время для покрытия бюджетного дефицита выпускаются на краткосрочной основе облигации внутреннего государственного займа. Значительную роль в источниках покрытия бюджетного дефицита играют внешние позики.
Особую роль в финансировании бюджетного дефицита играют кредиты центрального банка. Он выполняет достаточно много разнообразных функций, среди которых важное место принадлежит финансированию и кредитованию правительства. Финансирование правительства осуществляется за счет эмиссии денег, а кредитования - за счет свободных остатков кредитных ресурсов. Финансирование носит необратимый характер, а кредитование предусматривает возврата предоставленных ссуд в установленные сроки. Центральный банк, таким образом, может быть связан с обоими источниками покрытия бюджетного дефицита - займами и эмиссией. Однако необходимо четкое разграничение этих источников. Недопустимым явлением с точки зрения бюджетного менеджмента является так называемая "кредитная" эмиссия, когда Национальный банк Украины предоставлял кредиты правительства за счет эмиссии, а не временно свободных кредитных ресурсов и при этом четко не оговаривал порядок и сроки погашения кредитов и уплаты процентов. Рассматривать такое "кредитную" эмиссию как государственный кредит безосновательно. Это обычная эмиссия денег, отражающая эмиссионный доход государства. Она не оформляется ни соответствующим соглашением между правительством и банком, ни выпуском ценных паперив.
Эмиссия денег в отличие от государственных займов является необеспеченным источником покрытия бюджетного дефицита. Именно поэтому она вызывает инфляцию - обесценивание денег. Фактически эмиссия на цели дефицитного финансирования не решает проблему нехватки финансовых ресурсов: денег становится больше, однако стоимость денежной единицы падает, т.е. совокупная стоимость денег в обращении остается неизменной и опять же недостаточной. Но, поскольку это проявится только после выпуска в обращение лишних денег, то на период составления и исполнения бюджета денежную эмиссию можно использовать для сбалансирования бюджета. В дальнейшем все зависит от направления средств дефицитного финансирования. Как уже отмечалось, инвестирования в экономику дает возможность создания предпосылок для возвращения денег, а потому и восстановление их стоимости. Финансирование социальных расходов означает, что за счет падения стоимости денег в текущем периоде, их снова не хватит в следующем, т.е. нужна будет новая эмиссия. Такой способ покрытия бюджетного дефицита ведет к тому, что инфляция перерастает в гиперинфляцию, а и в галопирующую инфляцию, ведь процесс эмиссии приобретает характер геометрической прогресии.
Таким образом, из двух источников покрытия бюджетного дефицита реальным и полноценным выступают государственные займы. Вместе с тем, для их использования необходимы определенные предпосылки: во-первых, наличие кредиторов, имеющих временно свободные финансовые ресурсы, во-вторых, доверие со стороны кредиторов к государству, в-третьих, наличие стимулов к предоставлению займов государству; четвертый, способность государства своевременно вернуть долги и выплатить проценти.
Наличие временно свободных финансовых ресурсов является главной предпосылкой для государственных займов. Если таких ресурсов нет, то не может быть и речи о выпуске государственных ценных бумаг. Однако в реальной действительности такие свободные ресурсы, как правило, всегда есть и у физических, и у юридических лиц. Это связано с тем, что всегда есть необходимость накопления денег для определенных затрат. На период накопления эти деньги выступают как временно свободные средства и могут использоваться как кредитные ресурсы. На эти ресурсы могут претендовать различные субъекты, в том числе и государство. Таким образом, временно свободные финансовые ресурсы есть всегда, даже в условиях финансового кризиса. Проблема заключается не в наличии ресурсов, а в способности государства мобилизовать их.
Способность мобилизации временно свободных финансовых ресурсов зависит прежде всего от наличия доверия к государству со стороны его кредиторов. Характер кредитных взаимоотношений определяется в первую очередь доверием. Если кредитор не доверяет заемщику, не может быть и речи о нормальных условиях предоставления кредитов, или вообще об их выделении. Но проблема заключается в том, что кредитные взаимоотношения носят рисковый характер. Каждый кредитор при продаже своих временно свободных ресурсов выбирает между риском потери этих ресурсов и желанием получить доход от их продажи. То есть не может быть ни абсолютного доверия, ни абсолютного нежелания предоставлять кредити.
Исходя из необходимости обеспечения доверия государство всегда должно заботиться о своем имидже надежного и выгодного заемщика. Это достигается прежде всего своевременным возвратом долгов и обеспечением сохранения стоимости денег. Вместе с тем, как показывает опыт, государство практически не может полностью потерять доверие своих кредиторов. Например, трудно представить в этом вопросе ситуацию, хуже чем в Украине. Практически обесценились государственные долги бывшего СССР, поскольку финансовая ситуация не позволяет полностью рассчитаться с ними. Казалось бы у государства нет ни единого шанса на получение внутреннего кредита. Вместе с тем, пользуются спросом облигации государственного внутреннего займа. Опыт работы Сберегательного банка свидетельствует, что операции по вкладам населения хотя и сократились, не отмерли полностью. Отношении любого другого заемщика такого просто не могло быть. Феномен имиджа государства объясняется просто - в любых случаях ее надежность в целом выше других заемщиков. Сама сущность государства гарантирует ей определенное доверие даже казалось бы в безнадежных ситуациях, и создает соответствующие предпосылки для государственного кредиту.
Важной предпосылкой выпуска займов является наличие стимулов к предоставлению государству кредита. Если доверие к государству отражает кредитный риск, то стимулы характеризуют целесообразность вложения средств в государственные ценные бумаги. Целесообразность, в свою очередь определяется их доходностью, надежностью и ликвидностью. Между доходностью и надежностью существует обратнопропорционально зависимость: чем выше надежность, тем меньше доходность. Поскольку государственные ценные бумаги считаются наиболее надежными, то для них устанавливается наименьший уровень доходности. На финансовом рынке государственные ценные бумаги играют роль стандарта доходности, своего рода отправной точки. Остальные эмитенты вынуждены устанавливать уровень доходности своих ценных бумаг на более высоком уровне, иначе их никто не будет покупать. Таким образом, государственные ценные бумаги стабилизируют и регулируют финансовый рынок. Нормальное его функционирование невозможно без выпуска государственных позик.
Итак, основным стимулом к предоставлению займов государству выступает достаточно высокая надежность государственных ценных бумаг. Одновременно государство стремится установить и высокую их ликвидность. Как правило, государственные ценные бумаги свободно продаются и свободно покупаются. Государство принимает на себя обязательства выкупить их с первого предъявления своего кредитора. В современных условиях обеспечение ликвидности имеет чрезвычайно важное значение. Недаром на финансовых рынках мира широкое распространение получили так называемые коммерческие бумаги, которые имеют очень высокую ликвидность. Именно высокая ликвидность снимает препятствия для развития рынка ценных бумаг, ведь инвесторы могут спокойно вкладывать деньги в подобные ценные бумаги, зная, что могут их вернуть в любой час.
Заключительной и наиболее важной предпосылкой выпуска государственных займов является способность государства своевременно вернуть долги и выплатить проценты. Если наличие бюджетного дефицита потребует установления источников его покрытия, то использование государственного кредита требует определения источников погашения долга. Такими источниками могут выступать: прибыль, полученная от инвестирования средств в государственный сектор, дополнительные доходы бюджета за счет роста ВВП и налоговой базы от инвестирования средств в экономику, поступления от специально введенных налогов или повышение ставок налогообложения для погашения государственного долга, сокращение расходов, привлечение новых кредитов для покрытия предыдущих боргив.
Доходы от инвестирования средств, привлеченных за счет государственных займов, отражают результативность деятельности государства в сфере экономики. Проблемы с долгом в таких условиях могут возникать вследствие непродуктивности инвестиционной деятельности государства. Если же политика инвестиций носит продуманный и целенаправленный характер, то погашение долгов тоже осуществляется планомерно и гарантированно. Необходимость в повышении ставок налогообложения или во введении новых налогов, а также в сокращении расходов связана именно с проблемами отсутствия поворотных источников от использования займов, или вследствие неэффективности инвестиций, или в результате "проедание" заемных средств. Необходимость же привлечения новых займов для покрытия предыдущих долгов связана, или с нежеланием или с невозможностью повышать уровень налогообложения. Однако реально погасить государственную задолженность новыми займами невозможно. Наоборот, это только увеличивает эту задолженность. Реальное погашение может происходить только за счет дополнительных поступлений в бюджет, от инвестиций, от повышения уровня налогообложения.
Состояние бюджета как финансового плана государства может определяться тремя показателями: ГЛАВА 3. Бюджетное устройство и бюджетная СИСТЕМА УКРАИНЫ