Планирование доходов и других обязательных платежей служит основой для своевременного

Планирование доходов и других обязательных платежей служит основой для своевременного и обоснованного составления бюджетов. Организации работы по планированию доходов бюджета возложено на Управление доходов Министерства финансов Украины. В местных финансовых органах планированием доходов занимаются соответствующие отделы и инспекции. Планирование доходов сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) бюджетов возложено на соответствующие Советы народных депутатив.
Планирование каждого налога, сбора или другого обязательного платежа базируется на действующем законодательстве, регламентирующим его взимания. Основными элементами механизма исчисления доходов бюджета является база налогообложения и ставка налога. От уровня определенности этих двух элементов зависит уровень обоснованности плановых сумм налогов, сборов и других обязательных платежей, которые формируют доходную часть бюджета на перспективу.
Познание и предсказания объективных и субъективных факторов, влияющих на формирование базы, свидетельствует о том, что объем поступления налогов в конкретной количественной форме носит в значительной степени вероятен, прогнозный характер, несмотря на то, что при его прогнозе учитываются реальные экономические процессы, а фундаментом прогноза являются программы экономического и социального развития как страны в целом, так и отдельных регионов. При этом необходимо учитывать действующие тенденции, выявить возможные изменения в прогнозном периоде. Это, прежде всего, изменения в налоговом законодательстве, что особенно характерно для нынешнего этапа функционирования економики.
Прогноз поступлений доходов бюджета базируется, как уже отмечалось, на макроэкономических показателях развития страны, ведущих отраслей народного хозяйства, конкретных регионов, которые разрабатываются центральными экономическими ведомствами и местными органами власти и управления. При этом, как правило, прогноз формирования доходной части бюджета на следующий год осуществляется на основе отчетных данных за 9 месяцев с учетом их динамики в четвертом квартале. В случаях, когда в четвертом квартале отчетного года предусмотрены существенные изменения, то эти обстоятельства необходимо обязательно учесть в расчетах на прогнозный период.
Отчетные данные о фактических ежемесячные поступления всех видов налогов, согласно бюджетной классификации, предоставляют финансовым органам государственные налоговые администрации. Таким образом показатели отчетного года является базой для прогнозных розрахункив.
Следует также отметить, что прогнозы должны основываться на процессах и тенденциях, которые носят устойчивый характер. При расчетах прогнозов необходимо принимать во внимание фактические динамические ряды поступлений за прошлые годы, подлежащих в необходимых случаях корректировке, учитывая конкретные экономические особенности того или иного периода развития государства. В условиях неустойчивого характера экономических процессов, происходящих в народном хозяйстве, наиболее вероятным может быть прогноз, составленный на следующий плановый год. Прогноз, составленный на более далекую перспективу, в нынешних условиях не имеет практического значення.
Рассмотрим порядок планирования основных видов доходов бюджету.
Налоговые надходження.
Налог на прибыль является одним из важнейших финансовых регуляторов хозяйственной деятельности предприятий и организаций, источником бюджетных доходив.
Планирование сумм налога на прибыль базируется на принятой методике его исчисления. При этом сложной проблемой является определение налогооблагаемой прибыли на плановый период.
В условиях административно-командной системы управления каждое предприятие обязано составлять финансовый план, где плановая сумма прибыли, а также сумма платежей в бюджет, определялась в основном централизованно. Переход к рыночным отношениям требует изменение подходов к планированию как прибыли, так и налога на него. Известно, что сегодня не только государственные, но и коллективные и частные предприятия не составляют финансовых планов, а это не дает возможности для точного определения прибыли по отраслям народного хозяйства и отдельным регионам.
При составлении проекта Государственного бюджета Управление доходов Министерства финансов планирует сумму налога на прибыль, исходя из макроэкономических показателей, которые разрабатывает Министерство экономики Украины. В перечне данных показателей, которые являются основой для планирования налога является сумма балансовой прибутку.
Расчет плановой суммы прибыли и налога на прибыль осуществляется по следующей схеме, представленной в таблице:
Согласно с изменениями и дополнениями в Закон "О налоге на прибыль", введенного с 1 июля 1997 года прибыль определяется как разница между валовым доходом и валовыми расходами, а налог на прибыль будет поступать в местные бюджеты. Это предполагает необходимость внесения изменений в учета и планирования отдельных конкретных элементов, которые определяют как сумму прибыли, так и налога на нього.
Показатели прибыли и налога на него в отраслевом разрезе по предприятиям государственной собственности сводят соответствующие министерства и ведомства, а негосударственным предприятиям - Фонд майна.
Подоходный налог с граждан является одним из основных экономических инструментов перераспределения доходов граждан и форм мобилизации их в бюджете. Планирование налога осуществляет Управление доходов Министерства финансов на основе макроэкономических показателей по фонду потребления, разрабатывает и доводит до Управления Министерство экономики. Прогноз фонда оплаты труда осуществляется Министерством экономики в территориальном (областном) разрезе по следующим налогоплательщикам:
- Работникам производственной сферы государственного сектора экономики (без сельского хозяйства);
- Работникам сельского хозяйства (государственная форма собственности)
- Работникам хозрасчетных учреждений непроизводственной сферы;
- Работникам кооперативов, малых пидприемств.
Управление доходов рассчитывает суммы поступлений по подоходному налогу, исходя из прогнозного фонда оплаты труда по налогоплательщикам и средней ставки налога по соответствующим категориям, сложившейся в текущем году. Следует заметить, что расчет по категориям плательщиков ведется в связи с тем, что размер средней ставки по налогоплательщикам значительно различается, о чем свидетельствуют данные таблицы. Средняя ставка налога определяется путем деления ожидаемой суммы подоходного налога в текущем году на сумму средств, направленных на потребление в текущем роци.
Расчет поступлений подоходного налога с граждан подается в форме следующей таблицы:
Налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмив.
В основу расчета налога возложена ожидаемые поступления налога в текущем году с учетом имеющейся тенденции роста количества автомобилей, мотоциклов и других транспортных средств. При этом учитываются льготы, предусмотренные Законами Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы", "О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты", "Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украина ", а также льготы для предприятий автомобильного транспорта общего пользования, учреждений и организаций, которые финансируются из Государственного бюджета Украины, а именно: учреждений и организаций МВД, МО, СБУ, Национальной Гвардии, Прокуратуры, сельскохозяйственных предприятий, которые платят 50% указанного налога за трактора колесные, автобусы и специальные автомобили для перевозки людей с количеством мест не менее десяти.
Управление доходов определяет сумму налога на следующий год, при разработке проектов Государственного и сводного бюджетов, исходя из информации Государственной налоговой администрации о фактических суммах поступлений налога в бюджет на дату составления бюджета и ожидаемых сумм поступлений налога до конца текущего года. Определены Управлением доходов суммы налога учитываются при определении нормативов отчислений от общегосударственных налогов и сборов в бюджеты областей, городов Киева и Севастополя.
налог с владельцев транспортных средств согласно действующему законодательству полностью зачисляется в местные бюджеты. А потому местные финансовые органы планируют суммы поступлений данного налога при разработке проектов местных бюджетов методом прямого счета - по юридическим лицам, на балансе которых учитываются транспортные средства, а по физическим лицам - по информации ДАИ.
Платежи за использование природных ресурсив.
Плата за специальное использование лесных ресурсов является формой реализации экономического механизма стимулирования охраны, защиты, рационального использования, а также финансового обеспечения воспроизводства лисив.
Лесопользователи имеют право осуществлять такие виды специального использования лесных ресурсов:
- Заготовка древесины во время рубок главного пользования;
- Заготовка живицы;
- Заготовка второстепенных лесных материалов (пень, дуб, кора, зелень и т.д.);
- Побочные лесные користування.
Планирование и проведение заготовки древесины в порядке рубок главного пользования осуществляется в пределах расчетной лесосеки. Расчетная лесосека - это ежегодная норма заготовки древесины в порядке рубок главного пользования, вычисляется во время лесопользования и утверждается для каждого лесопользователя и отдельно по группам пород в пределах групп лесов, исходя из принципов непрерывности и не изнурительности использование лесных ресурсив.
Предложения и соответствующие обоснования по расчетной лесосеки готовятся лесоустроительное предприятие и по согласованию с постоянными лесопользователями и местными Советами народных депутатов, предоставивших земельные участки лесного фонда в пользование, подаются Министерству лесного хозяйства Украини.
По представлению Министерства лесного хозяйства расчетная лесосека утверждается Министерством охраны окружающей природной среды Украини.
Исходя из размера расчетной лесосеки, Кабинетом Министров Украины устанавливается ежегодный размер лесосечного фонда. Лесосечный фонд - это запасы древесины, предназначенной для ежегодной заготовки во время рубок главного пользования. Размер платы за специальное использование лесных ресурсов устанавливается, исходя из лимитов их использования и такс. Таксы и порядок взимания платы устанавливается Кабинетом Министрив.
Планирование поступлений платы за специальное использование лесных ресурсов осуществляет Управление доходов, исходя из выделенного лимита лесосечного фонда и средней ставки платы за древесину с учетом ее индексации. Расчет поступлений указанной платы выполняется и прилагается к проекту государственного бюджета в виде следующей таблицы:
Плата за специальное использование водных ресурсов устанавливается с целью заинтересованности субъектов предпринимательской деятельности в рациональном использовании и охране вод, воспроизводству водных ресурсов. Плата установлена за специальное использование пресных водных ресурсов как общегосударственного, так и местного значення.
Планирование поступлений платы за специальное использование пресных водных ресурсов осуществляется методом прямого счета, исходя из утвержденных Министерством охраны окружающей среды лимитов использования пресных водных ресурсов, грузоподъемности действующего грузового флота, пассажировместимости действующего пассажирского флота и действующих нормативов платы. При этом ставки платы индексируются в соответствии с прогнозом роста ин материальном виробництви.
Управление доходов при разработке проекта Государственного бюджета рассчитывает суммы поступлений платы за специальное использование водных ресурсов, исходя из показателей объема использования воды предприятиями Госводхоза, Минэнерго и средних нормативов платы. Расчет указанной платы выполняется и прилагается к проекту Государственного бюджета в виде следующей таблицы:
Плательщиками платы за специальное использование недр при добыче полезных ископаемых являются субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие добычу полезных копалин.
Для субъекта предпринимательской деятельности устанавливаются единицы нормативов за каждую единицу погашенных (для нефти, торфа, конденсата, газа и гидроминеральных ресурсов - добывающих) балансовых запасов полезных ископаемых в размере 1% цены реализации единицы добытого минерального сырья без вычета налога на добавленную стоимость. Для предприятий угольной промышленности к нормативу платы применяется корректирующий коэффициент 0,5.
Планирование поступлений платы за специальное использование недр при добыче полезных ископаемых осуществляется исходя из прогноза добычи полезных ископаемых, цены реализации единицы добытого минерального сырья и норматива платы. При этом налогооблагаемый оборот увеличивается в соответствии с индексом роста цин.
Сумма поступлений указанной платы исчисляется на основе показателей об объемах добычи полезных ископаемых, которые предоставляют соответствующие министерства и ведомства; расчет выполняется по формуле, представленной в следующей таблице:
Отчисления на геологоразведочные работы являются формой реализации экономического механизма возмещения расходов на поиски и разведку полезных ископаемых, выполненных за счет Государственного бюджета, и создание источника средств для финансирования дальнейших работ по восстановлению и развитию минерально-сырьевой базы Украини.
Плательщиками отчислений являются пользователи недр всех форм собственности, включая предприятия с иностранными инвестициями, которые добывают полезные ископаемые (в т.ч. подземные пресные, минеральные и термальные воды) на месторождениях, разведанных за счет средств Государственного бюджету.
планирования поступлений в государственный бюджет отчислений на геологоразведочные работы проводится на основе прогнозов добычи полезных ископаемых в следующем году и действующих нормативов, утвержденных Министерством экономики Украины. Прогнозы объемов добычи Управлению доходов предоставляют министерства и ведомства, занимающиеся добычей полезных копалин.
Плата за землю введена с целью формирования источника средств для финансирования мероприятий по рациональному использованию и охране земель, повышению плодородия почв и развития инфраструктуры населенных пунктив.
Планирование платы за землю осуществляется на основе показателей структуры земельных участков, предоставляемых Государственный комитет Украины по земельным ресурсам. Сумма поступлений рассчитывается исходя из площади земельного участка соответствующего назначения и средней ставки налога. Результаты расчетов сумм платы за землю прилагаются к проекту бюджета в следующей таблице:
Учитывая тот факт, что плата за землю исчисляется и взимается местными органами власти и преимущественно поступает в местные бюджеты, планирование данного платежа осуществляется на местах методом прямого счета. Так, сельские и поселковые Советы народных депутатов ведут учет собственников и землепользователей, земельный участок которых находится на их территории. Аналогичный учет ведут финансовые органы районных, городских, государственных администраций. Это дает возможность с высокой точностью вычислять плановые суммы земельного податку.
Налог на добавленную стоимость является наиболее значительным по величине и важности в доходах бюджета. Его удельный вес на протяжении всего периода функционирования составляет около четверти доходов бюджета и является одним из наиболее важных экономических инструментов перераспределения доходов юридических и физических лиц, а также бюджетов различных ривнив.
Планирование суммы поступлений налога на добавленную стоимость осуществляется на базе прогнозных макроэкономических показателей стоимостной оценки составных частей добавленной стоимости, создаваемой в производственной и непроизводственной сферах, а также установленных ставок налога. Макроэкономические показатели разрабатывает Министерство экономики Украины. При расчетах учитывается совокупность льгот, которые предусмотрены действующим законодавством.
Расчет прогнозных поступлений налога на добавленную стоимость производится по следующей схеме:
Акцизный сбор с отечественных товаров рассчитывается на основе прогнозных объемов производства подакцизных товаров, ставок акцизного сбора по каждому виду продукции, предусмотренных Законом Украины "О перечне товаров, на которые устанавливается акцизный сбор и ставки этого сбора", прогнозного курса гривны к экю и с учетом льгот , определенных действующим законодавством.
Для определения прогноза поступлений акцизного сбора используются расчеты в разрезе предприятий и организаций всех форм собственности. Расчеты выполняются в таблицах, разработанных Управлением доходов и доказанным им в областных финансовых управлений, а тем в свою очередь к городских и районных финансовых отделов. Вычисление плановой суммы акцизного сбора осуществляется методом прямого рахунку.



Составление проекта бюджета является наиболее важной и сложной частью бюджетного Планирования бюджетных расходов на народное хозяйство связано, прежде всего, с необходимостью