Бюджетный контроль является важной составляющей финансового контроля. Задачи финансового

Бюджетный контроль является важной составляющей финансового контроля. Задачи финансового контроля, его виды, формы и методы, субъекты и объекты зависят от уровня осуществления контроля. Согласно построения экономической системы выделяют финансовый контроль на макро-и микроуровнях. Бюджетный контроль относится к макроуровня, где объектом финансового контроля выступают государственные финансы. Поскольку бюджет государства, как уже отмечалось, охватывает все общество, то и субъектами бюджетного контроля являются, с одной стороны, государственные органы власти и управления, а с другой юридические и физические особи.
Финансовый, в т.ч. бюджетный, контроль является одним из функциональных элементов управленческой деятельности в сфере финансов. Поскольку финансы и прежде бюджет связанные со стоимостным распределением и перераспределением валового внутреннего продукта, они имеют свойство количественно (через финансовые ресурсы и денежные фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и отдельные его фазы, регулировать пропорции, которые складываются в процессе формирования, распределения и использование централизованных и децентрализованных фондов целевого призначення.
С помощью методов финансового влияния на развитие социально-экономических процессов в обществе финансовый контроль дает возможность субъекту управления (управляющей системе) через использование стоимостных показателей влиять на функционирование и фактическое состояние управляемого объекта, оценить обоснованность и эффективность принимаемых управленческих решений, выявить допущенные отклонения от требований этих решений, установить их причины, при необходимости скорректировать ранее принятые решения и принять меры к устранению неблагоприятных ситуаций. Таким образом, через финансовый контроль реализуется на практике объективно присущая финансам в целом и бюджета в частности контрольная функция. По своей сути бюджетный контроль представляет собой совокупность действий уполномоченных органов по проверке составления и исполнения бюджета и связанных с этим вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с использованием специфических форм и методов его организации.
Для более четкого определения сферы контрольных функций соответствующих органов на всех уровнях управления и рациональной организации бюджетного контроля его, как и финансовый контроль в целом, классифицируют по видам, формам и методами.
В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, различают общегосударственный, муниципальный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и аудиторский бюджетный контроль.
Состав органов бюджетного контроля зависит от структуры финансового аппарата государства, которая, в свою очередь, определяется государственным устройством и функциями государственных органов, закрепленными в Конституции краини.
Основная особенность общегосударственного контроля в том, что он является вневедомственным, проводится в отношении любого субъекта независимо от его ведомственной принадлежности и пидпорядкування.
Этот контроль осуществляется государственными органами законодательной и исполнительной власти и специальными государственными органами контролю.
Верховная Рада Украины проводит государственный финансовый контроль при определении основных направлений бюджетной политики, рассмотрении проекта Государственного бюджета на новый бюджетный год, внесении изменений и дополнений в утвержденный бюджет, рассмотрении и утверждении отчета об исполнении Государственного бюджета за прошлый бюджетный период, принятии законодательных актов по исполнению бюджета . Контроль за расходованием государственных средств, соблюдением норм финансового законодательства, за реализацией финансовой политики органами исполнительной власти возложена на специально созданные при Верховной Раде постоянные комитеты и Счетную палату.
Президент Украины обеспечивает финансовый контроль при рассмотрении проекта Закона о Государственном бюджете Украины на следующий год и внесении его на рассмотрение Верховной Рады. Президент Украины также имеет право принимать решения по обеспечению реализации финансовой политики и усилению финансово-бюджетной дисциплини.
В 1995 г. при Президенте Украины был создан Национальный аудиторский комитет, основными задачами которого являются: анализ эффективности, целесообразности и правильности использования государственных денежных средств органами государственного управления, проверка состояния и достоверности бухгалтерского учета и отчетности в министерствах, ведомствах, Национальному банку Украины, других центральных органах исполнительной власти, проведение экспертизы целевого использования государственных и валютных кредитов и кредитов, по которым государство выступает гарантом, выявления причин и условий, которые приводят к нарушениям финансово-хозяйственной дисциплины и разработка предложений по устранению выявленных недоликив.
Важные функции в бюджетном контроле отводятся Кабинета Министров, который организует и контролирует процесс составления проекта бюджета и его исполнения. От правительства контроль осуществляет Министерство финансов Украины (центральный аппарат и местные финансовые органы) и созданные при нем Государственная контрольно-ревизионная служба, Государственное казначейство, а также Государственная налоговая администрация. Каждый из этих органов финансового контроля имеет свои функциональные обязанности и задачи. Финансовые органы во главе с Министерством финансов контролируют процессы мобилизации и использования бюджетных средств. Их деятельность направлена на соблюдение законности и целесообразности расходования средств, выполнение обязательств перед бюджетом, повышение эффективности общественного производства. Министерство финансов выполняет функции как общегосударственного, так и ведомственного контроля Общегосударственный контроль осуществляется в отношении распорядителей средств, которые получают ассигнования из бюджета, и плательщиков налогов и обязательных платежей в бюджет. Ведомственный контроль связан с проверкой работы финансовых органов относительно составления и исполнения бюджету.
Государственная налоговая администрация контролирует правильность и своевременность расчетов плательщиков с бюджетом по уплате налогов и платежей. Главной задачей государственной контрольно-ревизионной службы является осуществление ревизий и проверок по вопросам законности и целевого использования средств государственного и местных бюджетов, бюджетных и внебюджетных фондов. Создание Государственного казначейства связано с необходимостью усиления государственного контроля за исполнением государственного бюджета. Казначейство уделяет также большое внимание своевременности расчетов с бюджетом, разграничению доходов между государственным и местными бюджетами.
Утверждение правовых основ местного самоуправления и сферы ответственности территориальных общин, органов и должностных лиц за решение местных дел дают основание выделить такой вид финансового контроля как муниципальный. Это контроль органов местного самоуправления, осуществляют органы представительной и исполнительной власти местных Советов народных депутатов через соответствующие комиссии Советов народных депутатов и местные финансовые органи.
Объектом муниципального финансового контроля являются местные бюджеты, внебюджетные фонды, хозяйственно-финансовая деятельность предприятий и организаций коммунальной власности.
Обеспечение надежных финансовых основ местной власти и финансовой автономии местного самоуправления дают толчок для дальнейшего развития муниципального финансового контроля. Тем более, что сам термин "муниципальный" в переводе с латинского означает "беру на себя бремя".
Субъектами ведомственного бюджетного контроля являются контрольно-ревизионные службы отраслевых министерств, ведомств и других высших органов управления, которые получают ассигнования из бюджета. Ведомственный контроль распространяется на подведомственные предприятия, организации и учреждения. Функции ведомственного контроля включают: проверку законности хозяйственных и финансовых операций, контроль за использованием материальных и финансовых ресурсов, в т.ч. бюджетных средств; проверку сохранности денежных средств и материальных ценностей, правильность постановки бухгалтерского учета, а также достоверность бухгалтерской отчетности, проведение ревизий на подведомственных предприятиях и организациях.
Внутрихозяйственный контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций, учреждений (бухгалтерия, финансовый отдел и т.д.). Сферой внутрихозяйственного бюджетного контроля являются, прежде всего, бюджетные организации и учреждения. Объектом контроля является хозяйственная и финансовая деятельность самого предприятия и его структурных подразделений. Непосредственно на главного бухгалтера возложена ответственность за правильную организацию бухгалтерского учета, своевременное составление бухгалтерской отчетности, за правильное и своевременное перечисление платежей в бюджет и централизованные целевые государственные фонды, целевое и эффективное использование бюджетных асигнувань.
Общественный бюджетный контроль осуществляется гражданами страны и организациями граждан. Наличие развитой системы связей с общественностью позволяет учесть замечания и предложения специалистов в процессе составления и исполнения бюджету.
Общественный финансовый контроль может осуществляться группами специалистов, которые создаются при парламентских комитетах и комиссиях Советов народных депутатов, а также непосредственно на предприятиях на основе добровольности и безоплатности.
Поддержка общественности и широкая гласность - это залог высокой эффективности деятельности контрольно-ревизионных органов в зарубежных странах. Так, во Франции годовые доклады Счетной палаты президенту и парламенту публикуют в официальном журнале вместе с ответами заинтересованных министерств. В Главном контрольно-ревизионном управлении США есть отдел связи с общественностью и отдел общественной информации, действует бесплатный телефонный канал, по которому каждый гражданин может анонимно сообщить о финансовых или других злоупотреблениях в государственных установах.
Основным залогом действенности и эффективности общественного финансового контроля является открытость и гласность бюджетного процесса, обеспечения доступа к информации о бюджете каждому гражданину. К этому времени общественный контроль не получил должного значения. По сути дела это должно быть основной вид контроля, ведь с финансовой точки зрения контролировать имеет прежде всего тот субъект, который выделяет средства. Бюджет государства формируется главным образом за счет налогов, носителями которых, независимо от того кто платит налоги, являются граждане. Отсюда следует, что и основным субъектом бюджетного контроля должны быть граждане, или, как их определяют по финансовой точи зрения - налогоплательщики. Если налогоплательщикам не нравится бюджетная политика государства, то они переизбирают органы, добиваются отставки правительства. При этом каждый гражданин может получить исчерпывающую информацию о бюджетах. Существует сбалансированная система равновесия и противоречий: граждане контролирует государство, государство - граждан, и выступает основой оптимизации бюджету.
Важную роль в бюджетном контроле играет аудиторский контроль, который осуществляют независимые аудиторские фирмы по договорам с предприятиями и пидприемцями.
Аудит может быть обязательным и инициативным. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, установленных законодательством, инициативная - по решению предприятий или владельца. Аудит определяет соответствие финансово-хозяйственной деятельности законодательству, а также достоверность ее отражения в системе бухгалтерского учета и отчетности. На договорных началах аудиторская фирма предоставляет предприятию-заказчику разные аудиторские услуги по совершенствованию бухгалтерского учета и контроля финансово-хозяйственной деятельности, консультации по вопросам улучшения коммерческих результатов. Аудиторский контроль является важной предпосылкой достижения достоверности бухгалтерского учета и отчетности, определяет реальность взаимоотношений с бюджетом.
Содержание и задачи бюджетного контроля зависят от времени проведения контрольных действий в отношении осуществления финансовых операций. По этому критерию контроль подразделяют на следующие формы: предварительный, текущий и наступний.
Предыдущий бюджетный контроль проводится на стадиях составления и рассмотрения проекта бюджета и смет бюджетных учреждений. Принятие управленческих решений по бюджету должно базироваться на глубоком анализе и вариантных просчетах ожидаемых макроэкономических показателей и финансовых результатов субъектов хозяйствования. Экспертная оценка финансовой эффективности управленческих решений дает возможность выбрать наиболее оптимальный вариант использования государственных финансовых ресурсов, выявить резервы их роста, не допускать излишеств и злоупотреблений в расходовании бюджетных средств. Предварительный контроль имеет чрезвычайно важное значение в бюджетном менеджменте. Ведь, как уже неоднократно подчеркивалось, выполняется утвержденный бюджет. Качество бюджетного процесса определяется качеством утвержденного бюджета. Именно налажен предварительный контроль позволяет избежать ошибок и просчетов и обеспечивает надлежащий качественный уровень принимаемого бюджету.
Текущий бюджетный контроль заключается в контроле за соответствующими операциями в процессе выполнения. Цель этого контроля, во-первых, обеспечение выполнения принятого бюджета, то есть соответствие поступления доходов и финансирования расходов бюджетной росписи. Во-вторых, текущий контроль должен обеспечить обоснованность выполнения. Финансирование из бюджета осуществляется по плану, но в меру реальных фактических показателей деятельности распорядителей средств. Таким образом, текущий контроль должен обеспечить целевое и рациональное использование бюджетных коштив.
Следующий финансовый контроль проводится после совершения финансовых операций. В бюджетном процессе он проявляется в проверке исполнения бюджета, смет бюджетных учреждений и фактического использования бюджетных ассигнований. Цель последующего контроля - выявить неиспользованные резервы в формировании и использовании средств бюджета, нарушения законодательных и нормативно-правовых актов, искажения в отчетности, принять меры по исправлению и предупреждению нарушений, повышения эффективности организации бюджетной роботи.
Все названные формы контроля находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Осуществляют их все органы, которые выполняют контрольные функции.
Методы бюджетного контроля - это конкретные способы и приемы его осуществления. К ним относятся проверки, обследования, анализ и ревизии. Проверки осуществляются с целью подробного изучения отдельных вопросов составления и исполнения бюджета. В ходе проверок выявляются нарушения финансовой дисциплины, намечаются мероприятия по их ликвидации.
Обследование имеет целью глубокое знакомство с отдельными элементами бюджетного процесса. Оно позволяет выявить позитивные и негативные факторы, влияющие на эффективность деятельности субъектов бюджетного процесса, сделать выводы по совершенствованию их роботи.
Анализ как метод контрольной работы представляет собой исследование бюджетного процесса в целом и отдельных его элементов. Основная задача анализа - оценка уровня бюджетной работы, выявление проблем и установления их причин, определение путей решения этих проблем и направлений совершенствования бюджетного процесу.
Основные аналитические методы: построение системы взаимосвязанных таблиц, детализированный анализ отдельных статей доходов и расходов, факторный анализ.
Ревизия представляет собой систему контрольных действий, направленных на всестороннюю проверку деятельности всех субъектов бюджетного процесса с целью установления законности проведенных операций, соблюдения финансовой дисциплины, порядка и правил организации учета, достоверности отчетности. В зависимости от объекта и объема используемого материала, ревизии делятся на полные, частичные, тематические, комплексные, наскризни.
Полные ревизии предусматривают контроль всей деятельности, при частичных (неполных) ревизиях проверяют лишь отдельные элементы бюджетного процесса или отдельные операции по выполнению бюджета и использования бюджетных коштив.
Тематические ревизии - проверка ряда субъектов по отдельным вопросам. Ее цель - получить общую характеристику состояния бюджетной работы по данному питанню.
Комплексные ревизии позволяют глубоко изучить широкий круг вопросов, характеризующих все стороны бюджетного процесса или деятельности отдельного его субъекта. Эти ревизии проводятся ревизионными бригадами, в состав которых входят специалисты из разных направлений и элементов бюджетной роботи.
Сквозные ревизии охватывают все направления и элементы бюджетной работы и всех субъектов бюджетного процесса определенного бюджету.
В зависимости от полноты охвата данных различают ревизии сплошные и выборочные. Сплошные ревизии предусматривают проверку бюджетного процесса путем изучения и анализа всех бухгалтерских документов и учетных записей за определенный период.

Финансовый контроль в бюджетном процессе представлен такими видами ревизионной 9.3. Органы бюджетного контроля