Рыночная система хозяйствования, которая складывается в Украине, обусловливает изменение

Рыночная система хозяйствования, которая складывается в Украине, обусловливает изменение форм и методов управления персоналом, требует новых подходов к определению места и роли органов исполнительной власти, службы занятости, профессионально-технических и высших учебных заведений, предприятий по развитию персонала. Новые подходы к уровню профессиональной подготовки населения нашли свое отражение в Национальной доктрине развития образования. Ею определено, что целью государственной политики относительно развития образования является создание условий для развития личности и творческой реализации каждого громадянина.
В период становления цивилизованных рыночных отношений возникают и получают развитие принципиально новые организационно-правовые формы хозяйствования, меняется система экономических отношений с государством, собственниками, хозяйственными партнерами, представителями трудящихся, учебными заведениями и персоналом относительно его розвитку.
Опыт работы предприятий с персоналом, накопленный в странах с развитой рыночной экономикой, не следует механически переносить на управление процессами развития персонала в Украине. В этой связи возникает настоятельная необходимость адаптации положительного мирового опыта с учетом специфики нынешнего состояния развития экономики государства, менталитета хозяйствующих субъектов и самих працивникив.
Современные подходы к решению экономических и социальных проблем по развитию персонала определяют необходимость внедрения новой учебной дисциплины «Управление развитием персонала» для подготовки специалистов с высшим образованием по специальности «Управление трудовыми ресурсами». Указанная учебная дисциплина разработана на кафедре управления трудовыми ресурсами Киевского национального экономического университета, соответствует программе учебной дисциплины и является базовой для подготовки специалистов и магистров по специальности «Управление трудовыми ресурсами».
Планирование, организация и контроль за процессами развития персонала рассматриваются как опорная подсистема стратегического управления организации, средство достижения перспективных и текущих целей организации путем формирования образованного, высококвалифицированного и тем самым конкурентоспособного на рынке труда рабочего, специалиста с высшим образованием и руководителя, ответственных за свое дело.
В учебном пособии значительное место отведено изучению проблем конкурентоспособности персонала как объекта стратегического управления организации. В первом разделе развитие персонала рассматривается как средство обеспечения его конкурентоспособности, при этом особое внимание уделяется именно взаимосвязи стратегии развития персонала и стратегии управления организации. Следующие разделы раскрывают сущность и составляющие проекта развития персонала, концепции адаптивного управления развитием персонала организации, роли маркетинга персонала в развитии работников организации в условиях рыночной економики.
Рассмотрены экономические аспекты развития персонала в организации, методологические и методические подходы к прогнозирования и планирования потребности, организации в персонале в профессионально-квалификационном разрезе как основы для определения направлений его дальнейшего развития, регламентации должностных обязанностей работников, проведение аттестации персонала, профессионально-квалификационного продвижения рабочих и специалистов, осуществление работы с резервом керивникив.
Уровень теоретических знаний, умений и практических навыков работников в решающий степени определяются уровнем развития систем образования и профессиональной подготовки персонала. Поэтому в учебном пособии основательно освещены вопросы управления общим средним, профессионально-техническим и высшим образованием, последипломной подготовкой, участия предприятий в осуществлении подготовки, переподготовки и повышении квалификации работников с учетом передового отечественного и зарубежного досвиду.
Учебной дисциплиной предусмотрено также изучение информационного обеспечения планирования и организации развития персонала, существующей практики прохождения документов, связанных с учетом и статистической отчетности, методов определения экономической и социальной эффективности профессионального обучения персонала. Завершают учебное пособие разделы по планированию и организации социального развития персонала, стимулирования развития работников организации, совершенствованию действующего законодательства по стимулированию работодателей по развитию персоналу.
Специальная литература по проблемам управления персоналом в последние годы была ориентирована главным образом на рынок труда и занятость населения, организации и нормирования труда, экономику труда, трудовое законодательство и менеджмент персонала. Одновременно в меньшей степени раскрывались особенности профессионального обучения персонала, его профессионально-квалификационного продвижения в организациях. Это обстоятельство предопределило направленность содержания многих разделов учебного пособия на освещение наиболее актуальных вопросов управления развитием персоналу.
Учебное пособие может быть полезным не только для студентов, специализирующихся в сферах занятости населения и менеджмента, но и для переподготовки и повышения квалификации специалистов с высшим образованием и руководителей служб управления персоналом предприятий, организации органов государственной власти разных уровней управлиння.
Это первый отечественный учебное пособие, рассматривает деятельность предприятий и организаций, органов исполнительной власти по развитию персонала в условиях становления цивилизованной рыночной экономики согласно действующим правовым полем предпринимательской и образовательной деятельности. Поэтому автор будет благодарен читателям за предложения по совершенствованию содержания и структуры учебника.
1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПЕРСОНАЛА КАК ОБЪЕКТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ