Функционирование организации предусматривает действия и проекты. При этом они могут

Функционирование организации предусматривает действия и проекты. При этом они могут и перекрываться. Как отмечает Уильям Дункан, действия и проекты имеют много общего. Они выполняются работниками, осуществляются с использованием ограниченных ресурсов, планируются, реализуются и контролируются [5].
Как отмечает В. Д. Шапиро, в современной западной практике и литературе под проектом понимается процесс целенаправленного изменения технической или социально-экономической системы, переводит ее из одного состояния в другой [12].
Время действия и проекты отличаются между собой тем, что первые выполняются все время и является чем-то постоянным в организации, тогда как проекты являются временными и уникальными. Таким образом, сущность понятия «проект развития персонала» - это временная действие, выполняемое для создания уникальной продукта или услуги, направленной на развитие персонала. Временный означает, что каждый проект развития персонала имеет свой определенный начало и конец. Уникальность подразумевает, что продукт или услуга по развитию персонала отличается от других аналогичных услуг или продуктив.
Проект развития персонала включает в себя замысел (проблемы, задачи), средства реализации замысла, цели выполнения замысла. Проекты осуществляются на всех уровнях управления. Они могут включать одно подразделение организации или выходить за пределы организации, привлекая совместные предприятия, профессионально-технические или высшие учебные заведения, центры занятости или органы исполнительной власти тощо.
Проекты развития персонала являются существенными компонентами стратегии управления организации. Можно привести следующие примеры проектов развития персонала:
разработка новой технологии процесса профессионального обучения персонала в организации;
изменение процедуры проведения аттестации персонала
разработка новой подсистемы профессионально-квалификационного продвижения рабочих и специалистов с высшим образованием;
подготовка новых учебных планов и программ для профессиональной переподготовки персонала организации.
Временный характер проекта развития персонала заключается в том, что каждый проект имеет определенный начало и конец. Концом проекта считается время, когда цели проекта развития персонала достигнуты или когда становится понятным, что они, исходя из реальных обстоятельств в организации, не могут быть выполнены и поэтому проект прекращается. Временный проекта развития персонала не всегда означает краткосрочность проекта. Многие проекты развития персонала организации длятся в течение нескольких лет. Однако в любом случае проект имеет конец, он не является постоянной роботою.
Временный не обязательно применяется к продукту или услуге, создаваемого проектом развития персонала организации. Большинство проектов осуществляются для получения конкретного результата по профессиональному развитию персонала. При этом многие действия рассматриваются как временные в том смысле, что на конкретном этапе их выполнения в организации прекращается. Так, работа по повышению квалификации персонала организации по конкретной программе после оговоренного планом обучения времени завершается, и сама организация со временем прекращает свое функционування.
Проект развития персонала организации существенно отличается от обычных действий, поскольку проекты завершаются тогда, когда определены цели по развитию персонала достигнуты. Одновременно в непроектных работе сотрудников службы управления персоналом все время ставятся новые задачи и это обусловливает непрерывный характер их роботи.
В процессе выполнения проекта развития персонала организации разрабатываются такие продукты или услуги, которые раньше делались. Это обусловливает их уникальный характер. Например, на предприятиях, в учебных заведениях разрабатывается много тысяч программ по повышению квалификации персонала, но каждая учебная программа уникальна - она имеет своего автора или группу авторов, своего заказчика, рассчитана на конкретный контингент работников данного предприятия, предполагает свои специфические формы и методы обучения.
Наличие в одном проекте развития персонала элементов, что в другом проекте, не лишает оба проекта их уникальности. Так, проект по разработке новой программы по профессиональной переподготовки работников может включать использование других предыдущих учебных программ. Поскольку продукт или услуга каждого проекта развития персонала являются уникальными, то и свойства, отличающие продукт или услугу, разрабатываются поетапно.
Поэтапность подразумевает, что проект выполняется пошагово, целенаправленно продвигаясь на определенный шаг. Уникальные свойства продукта или услуги проекта развития персонала должны детально быть определены в проекте. Чем раньше они будут более основательно и всесторонне заданы, тем адекватнее их понимать исполнители проекта, тем выше вероятность его успешного выполнения в организации.
Поэтапная разработка свойств продукта или услуг должна быть адекватно скоординирована с содержанием внутренней среды проекта развития персонала, особенно в том случае, когда проект осуществляется по контракту. При правильном определении внутренней среды проекта вся деятельность по его выполнению не должна меняться, даже если свойства продукта или услуг разрабатываются поетапно.
Проектный менеджмент - это включение к работам проекта знаний, умений и практических навыков исполнителей для удовлетворения потребностей заказчика. Он обеспечивает баланс конкурентных требований:
внутренней среды проекта, времени, стоимости и качества;
различных потребностей и желаний заинтересованных лиц;
идентифицированных и неидентифицированных требований (потребностей) [5].
Понятие «проектный менеджмент» используется для обоснования организационного подхода к управлению текущими действиями по развитию персонала. Указанный подход рассматривает многие аспекты текущих действий для применения соответствующих процедур проектного менеджмента. Составляющие проекта развития персонала могут быть с 12 следующих разделов, сгруппированных в две такие частини.
Первую часть основам проектного менеджмента по развитию персонала организации составляет предметная область проектного менеджмента, обеспечивающего базовую структуру для понимания проектного менеджменту.
Раздел 1 содержит введение проекта, определения ключевых понятий и краткий обзор остальных терминологии по развитию персоналу.
Раздел 2 характеризует среду проектного менеджмента, описывает среду, в которой функционируют проекты развития персонала. Только оперативного управления проектом недостаточно для обеспечения его успеха, поэтому исполнители проекта должны чувствовать окружения проекта, увязывать работу по его выполнению со стратегией управления организации.
Раздел 3 раскрывает содержание процессов Управления проектами развития персонала организации, показывает взаимосвязь и взаимодействие различных процессов проектного менеджмента. Именно понимание указанных взаимодействий является необходимым условием для разработки разделов 4-12, второй части проектного менеджменту.
Вторая часть проектного менеджмента по развитию персонала включает области применения знаний проектного менеджмента, представленный теоретический и практический материал в понятиях составляющих его процессов. Эти процессы упорядочены по следующим девяти областях применения знань.
Раздел 4 раскрывает управления интеграцией в проекте развития персонала, описывает различные действия, необходимые для координации основного процесса разработки проекта. Указанный процесс включает подготовку плана проекта развития персонала, его выполнения и общий контроль за зминами.
Раздел 5 показывает процесс управления содержанием (внутренней средой) проекта развития персонала. В данном случае описываются процессы, необходимые для обеспечения такого состояния, чтобы проект включал работы, направленные на его успешное завершение. К работам принадлежит инициализация, планирование содержания, определения содержания, проверка содержания и контроль за изменениями змисту.
Раздел 6 отражает управление временем в проекте развитием персонала. Он описывает процессы, необходимые для своевременного обеспечения завершения проекта. Это требует определения во временном измерении продолжительности работ, задачи по последовательности выполнения работ, оценки их продолжительности, разработки календарного плана и контроля за его додержання.
Раздел 7 характеризует процессы управления стоимостью проекта развития персонала. Информация о состоянии этих процессов необходима для того, чтобы проект не вышел за пределы утвержденных объемов финансирования. К указанным процессам относятся планирование ресурсов, оценка стоимости, определение бюджета и контроль качества проекту.
Глава 8 раскрывает управления качеством проекта. Это предполагает разработку процессов, которые необходимы для надлежащего обеспечения проекта развития персонала. Решение указанной задачи достигается путем планирования качества, обеспечение контроля за качеством разработки проекту.
Глава 9 обосновывает процессы управления персоналом проекта развития персонала организации. Данный раздел необходим для обеспечения эффективного использования работников, привлеченных к разработке проекта. Он включает организационное планирование, комплектование рабочей группы по подготовке проекта, обеспечения слаженной работы исполнителей в команди.
Глава 10 показывает управления информационными связями в проекте развития персонала. Это осуществляется путем описания процессов, необходимых для обеспечения своевременного и полного получения, отбора, распространения, хранения и конечного размещения проектной информации. Управление информационными связями включает планирование информационной связи, распространения информации, отчетности о ходе выполнения проекта и административное его закриття.
Глава 11 отражает управления риском в проекте развития персоналом. Для этого в разделе описываются процессы, связанные с идентификацией, анализом и развитием реакции на возможный риск в проекте. Управления риском включает идентификацию риска, количественную его оценку, прогнозирование последствий риска, развития реакции на риск и контроль этой реакции.
Глава 12 определяет управление закупками в проекте развития персонала. Это производится путем описания процессов, необходимых для приобретения товаров, оборудования, учебно-методического обеспечения и других услуг за пределами организации. Осуществляется управление через планирование закупки, заключение договоров с учебными заведениями, центрами занятости, консалтинговыми фирмами, выбор поставщика, администрирования контракта по закупке и его закриття.
Таким образом, проектный менеджмент обеспечивает комплексный и системный подходы по управлению действиями, направленными на достижение в течение определенного промежутка времени и при установленных объемах финансирования поставленных целей по развитию персонала организации.
2. УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ В условиях рыночной экономики возникла потребность в другом чем при административно-командной