Определение потребности в подготовке персонала - это установление несоответствия

Определение потребности в подготовке персонала - это установление несоответствия между профессиональными знаниями, умениями и навыками, которыми должен обладать персонал организации для выполнения ее текущих и перспективных целей и теми имеющимися знаниями, умениями и навыками, которые персонал должен в настоящее время. Определение потребности в профессиональном развитии работника осуществляется на всех уровнях управления: организации в целом, структурного подразделения, отдельного працивника.
Реализация такого подхода по определению потребности в подготовке персонала организации требует совместных усилий службы управления персоналом (отдела подготовки персонала), самого работника и его руководителя. Отдел подготовки персонала при определении потребности в обучении учитывает, прежде всего, стратегию управления организацией и стратегию развития персонала, оценку уровня профессиональной пригодности работников. Решение по определению объемов профессионального обучения по конкретным группам работников в разрезе структурных подразделений принимается после консультаций с линейными керивниками.
На уровне организации при определении потребности в профессиональном обучении персонала целесообразно принимать во внимание влияние внешней среды, состояние конкурентной борьбы на рынке, развитие техники и технологий, обусловливающих возникновение новой продукции, услуг и новых видов деятельности, изменение организационной структури.
Установление потребности в подготовке персонала на уровне структурного подразделения осуществляется линейным руководителем этого подразделения. Он проводит эту работу исходя из объемов производственной программы структурного подразделения, оценки профессионального потенциала своих подчиненных в тесном сотрудничестве со службой управления персонала организации.
В этой связи важно проанализировать причины снижения среднего разряда рабочих, отставание разряда рабочих от разряда работ. Другими факторами, обусловливают потребность в обучении персонала могут быть рост объемов бракованной продукции и отходов по вине работника, случаи нарушения технологической дисциплины, поломки оборудования и производственного травматизма. Следует принимать во внимание выполнение основных показателей работы структурного подразделения, обратить внимание на количество жалоб покупателей или клиентов, величину потерь рабочего времени, текучести кадров, уровень выполнения норм выработки тощо.
Руководителю структурного подразделения целесообразно также выяснить следующие вопросы: могут работники подразделения замещать отсутствующих коллег, не является аналогичные показатели трудовой деятельности в подобных подразделениях других фирм выше и т. п.
На уровне отдельного работника определения потребности в профессиональном обучении осуществляется на основе составления индивидуального плана развития, проведение периодических аттестаций и планирование трудовой карьеры. В данном случае необходимо определить функции и операции, осуществляет работник в процессе выполнения работы. Должностная инструкция, квалификационная карта, карта компетенции могут служить полезным материалом для выделения и описания знаний, умений и навыков, мотивации, необходимых для повышения эффективности праци.
В последнее время все большее значение приобретают методы психологического тестирования персонала. С их помощью определяется степень развития конкретных личных профессионально важных качеств работника. Сравнение результатов оценки работника с портретом идеального исполнителя позволяет определить потребность в профессиональном обучении. Сведены воедино потребности в профессиональном обучении работников становятся программой профессионального обучения персонала организации.
При определении потребности в профессиональном обучении следует учитывать желание пройти повышение квалификации или переподготовку самих работников. Для этого необходимо создавать условия, которые обеспечивали бы материальную и моральную заинтересованность персонала в профессиональном развитии. Профессиональное обучение не даст положительных результатов, если работники фирмы будут относиться к нему как к «оплачиваемых каникул» или как к «наказания» [13].
К факторам, которые могут заинтересовать работников принять активное участие в профессиональном обучении можно отнести следующие: мотив сохранения своего рабочего места или остаться на занимаемой должности, желание получить более высокую должность или занять другую должность; планы по увеличению размера заработной платы; заинтересованность самим процессом овладения новыми знаниями, умениями и навыками; интерес к установке в процессе обучения контакта с другими участниками програми.
Профессиональное обучение персонала связано с большими затратами финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Поэтому формирование и контроль за расходованием средств на обучение является важной функцией службы управления персонала. Три факторы существенно влияют на величину бюджета обучения: потребности самой организации в профессиональном обучении персонала, финансовые возможности компании, стимулирование подготовки работников организации со стороны держави.
Руководство организации определяет объемы средств на профессиональное обучение персонала, исходя из финансовых возможностей, и сопоставляет их с размерами средств, необходимых для удовлетворения потребности в подготовке персонала. В случае выявления существенных различий между возможностями организации в осуществлении профессионального обучения с объемами средств, необходимых для удовлетворения потребности организации в обучении персонала, проводится корректировка последних путем установления приоритетов в организации обучения працивникив.
На основе определения потребности в профессиональном обучении организации служба управления персоналом формулирует конкретные цели каждой учебной программы. Цели профессионального обучения должны быть конкретными и специфическими; такими, ориентирующие на получение умений и практических навыков; поддаются оценке в процессе и после окончания учебы. Например, целью курса профессионального обучения коммерческих агентов автомобильного дилера является развитие навыков по продаже определенных моделей автомобилей в конкретной географической зоне [13].
Цели профессионального обучения должны быть четко и ясно сформулированы, поскольку в этом случае можно оценить эффективность подготовки персонала. Так, в конце обучения работник должен производить детали соответствуют стандартам качества, установленным для данного пресса (или еще лучше - для данного процесса), уменьшил уровень возврата до 1% [11].
Учебные планы и программы для подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников являются основными документами, в соответствии с которым осуществляется профессиональное обучение персонала. Разработка учебной программы предполагает определение ее содержания и выбор форм навчання.
Служба управления персоналом организации при разработке учебных программ должна придерживаться следующих требований:
обеспечивать формирование профессиональных знаний, умений и навыков;
отражать современный уровень научных знаний в области техники и технологии производства, научной организации труда и передового производственного опыта;
обеспечивать последовательность повышения квалификации рабочих с их подготовкой в системе профессионально-технического образования;
сочетать профессиональное обучение с производительным трудом;
способствовать соблюдению трудовой и производственной дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка
обеспечивать соблюдение требований охраны труда и правил безопасности праци.
Рабочие учебные планы и программы для подготовки новых рабочих в организации разрабатываются на основе типовых программ, как правило, на первый разряд (класс, категорию) по профессии. При повышении квалификации работников программы разрабатываются на каждый разряд с учетом логической последовательности совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся професии.
Учебные планы и программы для переподготовки и обучения рабочих вторым профессиям организации разрабатываются на основе типовых учебных планов и программ для подготовки новых рабочих на соответствующих профессий. При этом допускается сокращение программ за счет исключения ранее изученного материала с учетом фактического уровня профессиональных знаний, умений и навыков слушателей. Сокращение тематики по вопросам охраны труда и правил безопасности не должно допускатися.
При выборе форм и методов обучения персонала организации следует принимать во внимание их влияние на группы слушателей, которые будут учиться. Важно также учитывать следующие принципы обучения взрослых людей: актуальность учебного материала, учета предыдущего опыта слушателя, участие слушателя в учебном процессе, повторения изученного материала, обратная связь с викладачем.
На практике не существует одной универсальной формы профессионального обучения. Каждая форма имеет свои преимущества и недостатки. В этой связи учебные программы сочетают различные способы представления учебного материала: лекции, семинары, практические занятия, видео фильмы, деловые игры, учебные ситуации, моделирования и т.д.. Работники службы управления персоналом должны учитывать сильные и слабые стороны каждой из форм обучения при разработке соответствующих планов и програм.
Рабочие учебные планы и программы могут разрабатываться и использоваться при подготовке персонала организации самостоятельно или служба управления развитием персонала обращается за помощью к внешним консультантам, учебных заведений. В настоящее время некоторые крупные предприятия имеют сильные отделы подготовки персонала. Одновременно они являются важными потребителями образовательных услуг учебных заведений. Поэтому выбор конкретных форм и методов профессионального обучения персонала зависит от следующих факторов: уровня квалификации преподавателей, мастеров, инструкторов производственного обучения; учебно-материальной базы; учебно-методического обеспечения организации и т. п. При принятии решения об обучении персонала на рабочем месте или вне рабочим местом необходимо принимать во внимание анализ преимуществ и витрат.
Учебные программы для подготовки рабочих на производстве могут выдаваться единым сборником для обучения и повышения квалификации или отдельно для подготовки и отдельно для повышения квалификации на каждый разряд. Учебная программа содержит следующую структуру: титульный лист; пояснительная записка; квалификационная характеристика (на каждый разряд, категорию, класс); учебный план; тематический план и программы производственного и теоретического обучения, список рекомендуемой литературы, учебно-наглядные пособия, содержание программы.
Роли развития персонала в обеспеченности конкурентоспособности организации на рынке Формы обучения персонала - это виды организации взаимодействия учащихся и слушателей