Система образования в Украине состоит из учебных заведений, научных, научно-методических

Система образования в Украине состоит из учебных заведений, научных, научно-методических и методических учреждений, научно-производственных предприятий, государственных и местных органов управления образованием и самоуправления в области образования [1]. Классификация учебных заведений осуществляется по следующим признакам (рис. 6.1.):
форма собственности (государственные и негосударственные учебные заведения);
общеобразовательные учебные программы (дошкольное образование, общее среднее образование внешкольное образование)
профессиональные учебные программы (профессионально-техническое образование, высшее образование, последипломное образование, аспирантура, докторантура, самообразование).
В основу классификации учебных заведений положены положения Законов Украины «Об образовании», «Об общем среднем образовании», «О профессионально-техническом образовании», «О высшем образовании», «О внешкольном образовании» и другие нормативно-правовые акты держави.
Трансформация общества на рыночных принципах, формирования информационной цивилизации требуют новой концепции общей, профессионально-технического и высшего образования, переосмысление их роли, форм организации и финансирования. Изменения в системе образования должны стать решающим фактором устойчивого экономического роста. При этом успех в развитии образования зависит прежде всего от эффективной адаптации этой отрасли к рыночным перетворень.
Однако адаптация профессионально-технического и высшего образования к рыночным условиям проходит достаточно сложно. Это нашло свое отражение в длительной экономического кризиса в Украине в 1990-1999 годов, глубоком спаде объемов производства, уменьшении бюджетного финансирования образования, науки и социально-культурной сферы, росте объемов и уровня безработицы среди различных категорий населения, в частности среди выпускников школ, профессионально -технических и высших учебных закладив.
Выпуск квалифицированных рабочих в ПТУ Украине уменьшился с 449,9 тыс. человек в 1985 году до 263,5 тыс. человек в 1999 году. Только в 2000-2001 годах наблюдалось некоторое увеличение этого показателя (табл. 6.1).
Несколько противоречивая картина наблюдается с подготовкой специалистов в высших учебных заведениях. Например, выпуск специалистов в высших учебных заведениях I и II уровней аккредитации в Украине сократился с 236,9 тыс. человек в 1985 году до 147,5 тыс. человек в 2001 году или в 1,6 раза. Время указанное уменьшение подготовки младших специалистов было компенсировано за счет существенного расширения объемов подготовки специалистов и магистров в высших учебных заведениях III-IV уровней аккредитации. Выпуск специалистов в этих учебных заведениях вырос с 150,6 тыс. человек в 1985 году до 312,8 тыс. человек в 2001 году или в 2,1 рази.
Одновременно в несколько раз сократилась численность работников, которые повышали свой уровень квалификации в последипломных учебных заведениях. Это было одной из причин, негативно повлиявших на уровень конкурентоспособности отечественных предприятий на национальном, так и на мировом рынках. Данная ситуация обусловлена количественной и качественной несбалансированностью между приемами, выпусками рабочих и специалистов и спросом на них региональных рынков труда. В новых социально-экономических условиях, для реализации целей предусмотренных реформ в сфере экономики, учебные заведения должны адекватным образом переориентироваться относительно содержания и направлений подготовки кадрив.
Значительная часть прироста численности учащихся и студентов приходится на государственные учебные заведения. В негосударственных контингент обучающихся остается почти стабильным с незначительной тенденцией к увеличению. Такая ситуация свидетельствует о концентрации подготовки рабочих и специалистов в системе учебных заведений государственного типа. Происходит процесс, когда конкуренция на рынке образовательных услуг приводит к сохранению доминирующего положения государственных учебных заведений. Они, используя действующее законодательство, имеют возможность осуществлять подготовку кадров на основе альтернативных источников финансування.
Образование не может быть унитарным, унифицированной - не только с едиными учебными планами, но и преподавателями. Рынок, общественные отношения требуют образования многовариантной, многоукладной. Это означает, что монополия государства на образование, образовательные услуги абсолютно невозможной [11]. Расширение масштабов подготовки кадров, в том числе за счет негосударственных учебных заведений, способствовать интеллектуализации общества, увеличит тягу людей к получению освити.
Украина по уровню развития образования еще уступает некоторым странам с развитой рыночной экономикой. В 2001-2002 учебном году численность студентов высших учебных заведений I-II уровней аккредитации в расчете на 10000 населения составляла 115 человек, а численность студентов III-IV уровней аккредитации - 316 человек.
ГЛАВА 6. СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА В соответствии с Законом Украины «Об общем среднем образовании», среднее образование