Внедрение рыночных отношений обусловливает необходимость развитой системы эффективного

Внедрение рыночных отношений обусловливает необходимость развитой системы эффективного ведения дел в сфере образовательных услуг, что бы ориентировала учебные заведения на подготовку рабочих и специалистов в соответствии со спросом рынка образовательных услуг и рынка труда, сочетающего процесс завершения обучения с процессом включения выпускников в трудовую деятельность. То есть, возникает необходимость создания организационной структуры при учебных заведениях, выполняющий функции исследования рынка образовательных услуг и рынка труда, содействие трудоустройству выпускников учебного закладу.
Такими структурами при учебных заведениях должны быть кадровые агентства, организационная структура которых состоит из следующих двух подразделений: подразделение маркетинга образовательных услуг, подразделение содействия трудоустройству випускникив.
Основой успешной работы подразделения маркетинга образовательных услуг является разработка маркетинговой стратегии данного учебного заведения. В настоящее время учебные заведения ориентируются, в первую очередь, на подготовку кадров в соответствии со спросом населения на образовательные услуги. Время трудоустройства подготовленных рабочих и специалистов остается острой нерешенной проблемой и в значительной степени без внимания учебного закладу.
В условиях растущей конкуренции на рынке труда и на рынке образовательных услуг высшим и профессионально-техническим учебным заведениям необходимые механизмы оценки, выбора и оптимизации стратегии маркетинга учебного заведения. Нужно знать требования отдельных сегментов рынка труда в рабочих и специалистов конкретного профиля, учитывать эти требования при формировании учебных программ, планировании учебного процесса. Без разработанной маркетинговой стратегии учебное заведение не сможет эффективно использовать даже те преимущества, что у него уже е.
Главными задачами подразделения маркетинга образовательных услуг учебного заведения являются:
маркетинговое исследование рынка образовательных услуг и рынка труда для определения текущей и перспективной потребности в кадрах;
изучение развития производства и современных технологий для установления требований работодателей к уровню подготовки работников;
поиск своего сегмента на рынке образовательных услуг и рынка труда, характеристики которого соответствуют профилю подготовки кадров в данном учебном заведении;
организация набора учащихся, студентов, слушателей в учебное заведение;
определение источников финансирования и организация денежных поступлений;
осуществление связей с потребителями образовательных услуг, общественностью и средствами массовой информации;
подготовка рекламных и информационных материалов
обеспечения послепродажного обслуживания, включая связь с бывшими выпускниками учебного заведения тощо.
Маркетинговая деятельность учебного заведения создает базу для принятия управленческих решений по подготовке рабочих или специалистов. Она в сфере образовательных услуг представляет собой комплекс взаимосвязанных этапов по формированию и реализации маркетинга образовательных услуг (рис. 7.1).
Маркетингоосвитних услуг должен дать возможность определить:
общий объем и структуру подготовки кадров по профессиям (специальностям);
перспективы развития учебного заведения;
потенциал существующих и будущих конкурентов;
потенциальные возможности клиентов относительно потребления образовательных услуг учебного закладу.
Определение потенциальных потребителей образовательных услуг заключается в поиске информации о том, где именно на рынке должна работать учебное заведение и кто является основным потребителем образовательных услуг. Для этого используется сегментирование рынка образовательных услуг. Изучение потенциальных потребителей образовательных услуг дает информацию об особенностях их поведения на рынке, реакции на деятельность учебного заведения. Кроме того, маркетинговые исследования предоставляют информацию о возможности организации системы взаимодействия, которая обеспечит в перспективе спрос на рынке труда и потребности потребителей образовательных услуг. Это позволяет учебному заведению заранее готовиться к возможным изменениям с учетом факторов, на которые реагирует споживач.
Важная роль в обеспечении непрерывного перехода от учебного процесса до включения выпускников учебного заведения в трудовую деятельность уделяется формам и методам содействия працевлаштуванню.
Формы и методы содействия трудоустройству выпускников учебных заведений должны быть разнообразными. Они включают: подготовку учащихся, студентов или слушателей активным формам поиска работы и производственной адаптации на предприятии. С этой целью в учебные планы целесообразно вводить курсы профессиональной самореализации выпускника учебного закладу.
Большое значение в содействии трудоустройстве выпускников учебных заведений имеет реклама, т.е. пропаганда преимуществ данного учебного заведения в сфере образования (его статуса, уровня подготовки работников, рейтингу преподавательского состава, межгосударственных связей, прочее). С этой целью учебные заведения помещают объявления в средствах массовой информации, предоставляют соответствующие данные в центры занятости или кадровые агентства.
Наиболее важным направлением функционирования эффективной системы содействия трудоустройству выпускников учебного заведения является развитие различных форм сотрудничества с потенциальными потребителями образовательных услуг, к которым относятся:
заключение договоров учебными заведениями с предприятиями, фирмами на подготовку и трудоустройства нужных им работников, что позволяет заранее сориентировать выпускников на предстоящую работу;
практическую стажировку на предприятиях, в фирмах потенциальных работодателей для выпускников, дает им возможность ознакомиться со спецификой будущего рабочего места и профессионально-значимыми умениями и навыками;
заключения контрактов по созданию совместных внедряя фирм, обеспечение учебных заведений современным оборудованием, что позволяет поднять на более высокую ступень как качество подготовки выпускников, так и их использование на производстве;
приглашение представителей организаций для знакомства с процессом подготовки рабочих или специалистов;
выезд в учебные заведения потребителей образовательных услуг, проведение дней открытых дверей, ярмарка профессий тощо.
Показателем трудоустройства выпускников учебных заведений оценивается не только эффективность самой функциональной структуры кадрового агентства, но и самого учебного заведения. Оценку эффективности работы учебного заведения целесообразно осуществлять, прежде всего на основе данных об уровне трудоустройства выпускников в соответствии с полученной профессии или специальности, размер их заработной платы после окончания обучения.
Рынок образовательных услуг - это система социально-экономических отношений между В условиях устойчивого экономического роста особое значение приобретает совершенствование