Стимулирующий характер государственного воздействия предусматривает совершенствование

Стимулирующий характер государственного воздействия предусматривает совершенствование налоговой, кредитной и финансовой политики по регулированию процессами подготовки и трудоустройства выпускников профессионально-технических и высших учебных закладив.
Финансирование государственных высших учебных заведений и учреждений, организаций, предприятий системы образования осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, средств отраслей экономики, государственных предприятий и организаций, а также дополнительных источников финансирования. Средства учебных заведений и учреждений образования и науки, которые полностью или частично финансируются из бюджета, полученные от осуществления или на осуществление деятельности, предусмотренной их уставными документами, не считаются прибылью и не оподатковуються.
Важным направлением реализации молодежной политики является совершенствование кредитной политики по регулированию процессами подготовки и трудоустройства выпускников высших учебных заведений. Во исполнение статьи 11 Закона Украины «О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине» Кабинет Министров Украины утвердил Порядок предоставления молодым гражданам льготных долгосрочных кредитов для получения образования в высших учебных заведениях по разным формам обучения независимо от форм собственности [2, 6]. Module . Кредит для получения образования по дневной, вечерней и заочной формами обучения в высших учебных заведениях независимо от форм собственности могут получить молодые граждане Украины в возрасте до 28 лет, которые успешно сдали вступительные экзамены. Кредит предоставляется на каждый год обучения и только один раз по одной и той же специальности для получения образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста, бакалавра, специалиста, магистра с уплатой 3% годовых в течение 15 лет начиная с двенадцатого месяца после окончания обучения в высшем учебном заведении, функционирующей на территории Украини.
Средства на кредиты предусматриваются в Государственном бюджете Министерству образования и науки Украины для финансирования обучения в высших учебных заведениях всех форм собственности, кроме коммунальной, в местных бюджетах для финансирования учебы в высших учебных заведениях коммунальной и других форм власности.
Размер кредита определяется ежегодно Министерством образования и науки по согласованию с Министерством финансов Украины исходя из стоимости обучения студента (за исключением стипендии) в государственном высшем учебном заведении для I-II и III-IV уровней аккредитации по форме обучения, а в коммунальных высших учебных заведениях - Министерством образования Автономной Республики Крым, управлениями образования областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций по согласованию с соответствующими финансовыми органами.
Министерство образования и науки Украины распределяет количество получателей кредита для центральных органов исполнительной власти, в подчинении которых находятся государственные высшие учебные заведения; государственных высших учебных заведений, подчиненных Министерству образования и науки Украины; аккредитованных высших учебных заведений других форм собственности, кроме комунальнои.
Министерство образования Автономной Республики Крым, управления образования областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций определяют количество получателей кредита для обучения в высших учебных заведениях коммунальной формы власности.
После определения квоты Министерство образования и науки Украины заключает с центральными органами исполнительной власти, в подчинении которых находятся государственные высшие учебные заведения, руководителями высших учебных заведений других форм собственности, кроме коммунальных, соглашения о перечислении им средств в пределах определенной для них квоты. Центральные органы исполнительной власти, в подчинении которых находятся государственные высшие учебные заведения, доводят квоту до каждого учебного закладу.
По результатам сдачи вступительных экзаменов в соответствии с установленной квотой приемная комиссия вуза принимает относительно каждого получателя кредита решение о зачислении абитуриента в вуз с оплатой его обучения за счет кредита. Данное решение утверждается руководителем высшего учебного закладу.
Абитуриенты, которые имеют направление на обучение, и успешно сдали вступительные экзамены, зачисляются в высшие учебные заведения сверх установленной квоту.
Абитуриенты, которые имеют направление, но по результатам сдачи вступительных экзаменов не зачислены в вуз возвращают такие направления органа, который их выдал. По решениям этого органа кредит предоставляется другому абитуриенту, а если вступительные экзамены в высшие учебные заведения уже закончились, кредит предоставляется студентам независимо от курса навчання.
Если абитуриенты, которые претендуют на получение высшего образования в пределах установленной для высшего учебного заведения квоты, имеют одинаковые результаты сдачи вступительных экзаменов, преимущество в зачислении предоставляется абитуриентам из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, инвалидов 1 и 2 группы, малообеспеченных и многодетных семей, а также из числа победителей ученических олимпиад.
Кредит предоставляется на основании соглашения между получателем кредита, высшим учебным заведением и банком, уполномоченным обслуживать кассовое исполнение соответственно государственного или местного бюджета. Если получатель кредита является несовершеннолетним, данное соглашение заключается родителями или лицами, которые их заменяют. По достижении совершеннолетия получатель кредита перезаключает соглашение с высшим учебным закладом.
Для заключения соглашения получатель кредита, а если он является несовершеннолетним, то его родители или лица, их заменяющие, подают в уполномоченный банк выписку из приказа вуза о его зачислении на обучение, заверенный подписью ректора и печатью, паспорт и справку о присвоении Государственной налоговой администрацией идентификационного номера плательщика податкив.
Соглашение заключается в четырех экземплярах - по одному экземпляру каждой из сторон, что ее заключили, один экземпляр соглашения передается высшим учебным заведением переказувачу коштив.
Средства, предусмотренные на предоставление кредита, на основании копий договоров равными частями ежеквартально перечисляются Министерством образования и науки Украины, Министерством образования Автономной Республики Крым, управлениями образования областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций.
В случае отчисления получателя кредита из высшего учебного заведения или предоставления ему академического отпуска учебное заведение в десятидневный срок конкурс по получению кредита на обучение среди студентов, обучающихся на платной основе. Решение о предоставлении такого кредита принимается ученым (педагогической) советом на вышеупомянутых умовах.
Получатель кредита через уполномоченный банк возвращает в течение 15 лет сумму кредита в соответствующий бюджет, ежегодно выплачивая одну пятнадцатую часть общей суммы полученного кредита и проценты за пользование им. В случае отчисления получателя кредита из высшего учебного заведения возврата кредита начинается с третьего месяца после отчисления. В случае уклонения от возвращения кредит взимается в принудительном порядке согласно законодавством.
Получатель кредита может вернуть кредит раньше установленного в договоре срока. Получатель кредита в установленном законодательством порядке может заключить соглашение о переводе долга по возврату кредита с третьими особами.
Кредит и проценты за пользование им не возвращаются, если получатель кредита умер или ему установлена инвалидность 1 группы. Срок возврата кредита продлевается на период: срочной военной службы получателя кредита; нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего вику.
Решить проблему льготного кредитования молодых граждан для получения ими образования в высших учебных заведениях только за счет государственного и местных бюджетов нельзя. Поэтому требует своего решения вопрос о привлечении дополнительных кредитных ресурсов для предоставления абитуриентам льготных долгосрочных кредитов для получения образования в высших учебных закладах.
Для привлечения дополнительных источников финансирования следует способствовать созданию специализированных банков, интегрированных в отраслевую экономическую инфраструктуру образования. Это позволило бы привлечь в коммерческий оборот средства, находящиеся на счетах учебных заведений. Именно эти банки могли бы стать организациями по внедрению в Украине мирового опыта льготного кредитования населения с целью получения высшего образования. Это значительно расширит возможности получения высшего образования гражданами разного уровня материального обеспечения и спрямите на этой основе развития трудового потенциала держави.
В предоставлении возможностей социально незащищенным категориям населения в получении высшего образования важную роль должны играть различные программы финансовой помощи. Они должны предусматривать предоставление целевых стипендий и специальных грантов. В этой связи для Украины будет полезным для заимствования положительного опыта в этой сфере государств с развитой рыночной економикою.
Например, Министерство образования США осуществляет следующие основные программы финансовой помощи студентам: федеральные гранты Пелла, федеральные гранты дополнительных образовательных возможностей и другие. Федеральные гранты Пелла предоставляются преимущественно студентам из семей, которые имеют низкие уровни доходив.
Время федеральные гранты дополнительных образовательных возможностей представляют собой дополнительные источники финансирования учебы чрезвычайно бедных студентов. Указанные гранты нередко используются в комбинации с другими типами грантов, займам и заработанными деньгами для покрытия расходов на высшее образование, превышающих возможности семьи. Приоритет в получении этого гранта имеют студенты, которые получили федеральный грант Пелла. Доля федеральных средств в каждом гранте не может превышать 75%, а 25% средств гранта выделяется высшим учебным заведением, участвующий в программе - федеральные гранты дополнительных образовательных возможностей [11].
В Украине в ближайшее время целесообразно ввести программы предоставления финансовой помощи студентам из бедных семей, сиротам, инвалидам I и II групп. Вместе с тем предоставлять гранты на получение высшего образования необходимо способной молодежи, победителям олимпиад из специальностей, пользующихся спросом на рынке труда, обеспечивать трудоустройство указанных категорий населения после окончания ими учебного заведения.
В условиях устойчивого экономического роста особое значение приобретает совершенствование Регулирующее воздействие государства процессами трудоустройства выпускников школ,