За основу построения тарифной системы обычно берут тарифную ставку рабочего первого

За основу построения тарифной системы обычно берут тарифную ставку рабочего первого разряда, работающий в нормальных условиях труда. Эта тарифная ставка является отправной точкой как для определения тарифных ставок (окладов) работников, выполняющих простые работы и не тарифицируются по разрядам, - гардеробщик, курьер, уборщик служебного помещения - так и для построения системы тарифных ставок рабочих по разрядам тарифной сетки и схемы должностных окладов руководителей, профессионалов, специалистов, технических службовцив.
При закреплении в коллективном договоре минимальной тарифной ставки работника, выполняющего работы низкого уровня сложности (если придерживаться соотношений, сложившихся на начало 90-х гг, то она составляет 90-92% тарифной ставки рабочего первого разряда), следует исходить из того , что эта ставка не может быть ниже определенный минимум, предусмотренный генеральным, отраслевым или региональными соглашениями. Вместе с тем следует соблюдать требования ст. 14 Закона Украины «Об оплате труда», согласно которой нормы коллективного договора, допускающие оплату труда ниже норм, определенных генеральным, отраслевым или региональным соглашениями, но не ниже государственных норм и гарантий в оплате труда, могут применяться лишь временно на период преодоления финансовых трудностей предприятия сроком не более чем на шесть мисяцив.
При определении месячной тарифной ставки рабочего первого разряда (для внесения на переговоры о заключении коллективного договора) должен учитываться целый ряд обстоятельств и факторов, в частности:
финансовые возможности предприятия на период действия коллективного договора сделки;
уровень средней заработной платы, сложившегося на предприятии на конец текущего года,
оптимальная (приемлемая) за современного состояния экономики предприятия доля тарифа в средней заработной плате;
общегосударственная, отраслевая и региональные гарантии минимальной тарифной ставки;
значение социального норматива, характеризующий способность к простому воспроизводству рабочей силы - прожиточного минимуму.
Этапность, процедура учета указанных обстоятельств и факторов при обоснования тарифной ставки первого разряда могут быть разными. Наконец, этот показатель должен проектироваться на стыке необходимого, целесообразного и возможного из экономического и социального поглядив.
Считается необходимым предварительно определить расчетный уровень тарифной ставки первого разряда, исходя, с одной стороны, с фактической средней заработной платы рабочих на предприятии, приведенной к средней заработной плате простого труда (рабочих первого разряда) за месяц, предшествующий началу переговорного процесса по заключению коллективного договора на следующий год, а с другой - оптимального соотношения между тарифной и средней заработной платою.
Если подготовка проекта коллективного договора на следующий год начинается в ноябре текущего года, то за базовую среднюю заработную плату для определения тарифной ставки первого разряда следует взять среднюю заработную плату работников предприятия за октябрь текущего года. Hа последнем этапе ведения коллективных переговоров тарифная ставка первого разряда, рассчитанная по условиям базового периода (в нашем примере за октябрь), может быть скорректирована на величину роста средней заработной платы рабочих за ноябрь-декабрь текущего року.
Главный смысл расчетов, предлагается выполнить, заключается в том, чтобы установить искомую величину тарифной ставки в размере, который обеспечивает достаточно высокую долю тарифа в средней заработной плати.
На основании производственной практики можно утверждать, что низкий уровень тарифа является фактором, демотивирует деятельность работников и одновременно дестабилизирует организацию производства. Обратим внимание только на отдельные проявления такого влияния. В случае, когда доля тарифа в средней заработной плате составляет 50% и менее, нормы трудовых затрат, как показывает практика, перестают быть мерой труда, а следовательно, и основой организации производства и труда, обоснованного технико-экономического планирования и прогнозирования. Уровень заработной платы в таких условиях определяют не факторы объективного характера - квалификация, сложность, ответственность работ и т.п., а такие второстепенные элементы, как приработок за счет перевыполнения заниженных норм времени (выработки), вознаграждения, доплаты, надбавки и т. п., которые больше связаны с деятельностью предприятия в целом, чем его конкретного працивника.
Обосновывая тарифные ставки первого разряда, следует ориентироваться на приемлемую для современного состояния экономики удельный вес тарифа в средней заработной плате на уровне 65-70% (учитывая запущенность нормирования труда, низкий уровень организации производства и т.п.). В дальнейшем по мере стабилизации производства, восстановления нормативной базы и улучшение организации производства долю тарифа следует довести до общеевропейского стандарта - 85-90%.
Исходя из доли тарифа на уровне 65-70% расчет проектируемой величины тарифной ставки первого разряда выполняется так. Например, средняя заработная плата работников предприятия за октябрь года, предшествующего заключению коллективного договора, составляет 520 гривен. Средний тарифный разряд рабочих на предприятии - 3,5, которому соответствует тарифный коэффициент 1,4. При таких условиях средняя заработная плата работников предприятия, приведенная к средней заработной платы рабочих первого разряда, составит 371,4 гривны (520: 1,4). По заданной доля тарифа в средней заработной плате, что она взята оптимальной, искомая тарифная ставка рабочего первого разряда в диапазоне 241,4-260,0 гривны (371,4 Ч 0,65 - 371,4 М 0,7), или в среднем 250,7 гривни.
Рассчитанная таким образом тарифная ставка при необходимости может быть скорректирована на рост средней заработной платы рабочих за два последних месяца роботи.
Исходя из этих расчетов, на переговоры сторон по заключению коллективного договора можно предложить тарифную ставку первого разряда в размере 250,7 гривни, а минимальную тарифную ставку простой работы - 230,6 гривни (при установке на уровне 92% базовой тарифной ставки). Эти минимальные тарифные ставки по согласованию сторон могут быть включены в коллективный договор при условии соответствия общегосударственной, а также отраслевой и региональной гарантиям минимального уровня тарифной ставки.
Определяя на предприятии минимальные тарифные ставки (первого разряда и простой работы), следует также ориентироваться на соотношение последних с таким социальным нормативом, как прожиточный минимум.
Учитывая ограниченность финансовых возможностей многих предприятий относительно введения минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума, следует предусматривать постепенное сближение уровней этих показателей и принимать соответствующие меры в этом напрямку.
Такой подход соответствует международным нормам и цели установления минимальной заработной платы (рекомендация 135 международных организации труда, 1970 г.): установление минимальных размеров оплаты труда должна быть одним из элементов политики, направленной на борьбу с бедностью, а основная цель установления минимальной платы - предоставление лицам , работающих по найму, необходимой социальной защиты, гарантий простого воспроизводства рабочей силы и ее способности к праци.
На предприятиях, финансовое состояние которых удовлетворительное, можно достичь большего сближения минимальной тарифной ставки и прожиточного минимума или даже привести их в соответствие. Поэтому для всестороннего обоснования минимального размера тарифных ставок экономические службы предприятия должны осуществить аналитические расчеты прожиточного минимума в регионе или воспользоваться расчетами, выполненными профсоюзными органами, научными закладами.
В завершение укажем на необязательность использования в коллективном договоре терминов «минимальная заработная плата» или «минимальная оплата труда».
Минимальная заработная плата - это государственная социальная гарантия. В коллективном договоре предприятия эта государственная социальная гарантия оплаты простого, неквалифицированного труда используется как нижняя граница для формирования таких показателей, как месячная тарифная ставка рабочих, выполняющих простые работы, и месячная тарифная ставка рабочих 1 разряда.
Организация заработной платы на предприятии призвана обеспечить выполнение трех 3.3. Традиционный подход к построению тарифной системы