На предприятиях и в организациях Украины до начала экономических реформ (до 90-х гг)
На предприятиях и в организациях Украины до начала экономических реформ (до 90-х гг) существовала определенная система участия работников в управлении в виде профсоюзных комитетов, постоянно действующих производственных совещаний, советов трудовых коллективов, местных отделений общества изобретателей и рационализаторов, научно-технических обществ , общественных бюро кадров и т.д.. Имеющиеся на то время различные формы социалистического соревнования также считались проявлением участия работников в делах виробництва.Однако при прежней экономической и политической системы, характерными атрибутами которой были монополия государственной собственности, сведение к минимуму рыночных механизмов функционирования экономики, огосударствление профессиональных союзов, применения авторитарных методов управления на макро-, мезо-, микроуровнях, производственная демократия не могла не быть преимущественно формальной за своей суттю.
Ощущение того, что экономическая система зашла в тупик и не имеет перспектив для устойчивого развития, заставляло государственно-партийный аппарат время от времени принимать различные меры по привлечению работников и уполномоченных ими органов к управлению производством. Характерный пример - принятие Закона СССР «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями» (июнь 1983 г.). Согласно этого законодательного акта трудовые коллективы получили право участвовать в разработке проектов перспективных и текущих планов деятельности предприятий. Предполагалось, что проекты таких планов могли быть представлены на утверждение только после рассмотрения их трудовыми коллективами. Этим законом декларировалось, что трудовой коллектив заслушивать отчеты администрации о ходе выполнения плановых заданий и давать соответствующие рекомендации.
С принятием в 1987 г. Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)» были созданы новые правовые основы для расширения самоуправления трудового коллектива в сочетании с централизованным керивництвом.
Согласно нормам этого законодательного акта значительно расширялись полномочия общего собрания (конференции) работников и советов трудовых коллективов предприятий. В сферу их полномочий было отнесено рассмотрение и утверждение планов экономического и социального развития и контроль за их выполнением; участие в решении вопросов, связанных с совершенствованием организационных структур предприятий и систем управления в целом; выборы руководителей - от бригадира до директора предприятий; использовании фондов развития производства, науки и техники, материального поощрения, социального развития, другие вопросы социальной и кадровой политики пидприемства.
В конце 80-х годов не было предприятия или организации, где бы не действовали органы общественного управления. Существовала даже специальная отчетность, которая учитывала масштабы «участия в управлении». Однако данные специальных исследований и повседневная практика свидетельствовали, что подавляющее большинство этих органов существовала лишь номинально, их реальное влияние на принятие управленческих решений был минимальным. Заверения центральных хозяйственных и партийных органов о том, что большинство работников народного хозяйства участвует в управлении, не соответствовали действительности. По нашей оценке, в конце 80-х годов прошлого века на предприятиях машиностроения Украины к работе в органах общественного управления привлекалось не более 10% работников. Администрация предприятий в лучших традициях бюрократических игр «спускала на тормозах» решения органов общественного самоуправления. Серьезное отношение руководителей предприятий к демократическим новаций в управлении, к сотрудничеству с органами общественного управления случалось редко и было скорее исключением, чем правилом.
Итак, в условиях командно-административной системы привлечения работников к участию в управлении производством было преимущественно формальным, не вытекало из внутренних потребностей производства. Что касается нынешнего этапа развития экономики Украины, то для него характерна крайне ограниченное участие наемных работников в управлении производством и распределении результатов его деятельности. Прежние формы участия в управлении и развития производственной демократии перестали действовать, а становление новых происходит слишком повильно.
Многие из теоретиков и практиков управления склоняется к мысли о «автоматическое» решения проблем производственной демократии со становлением нового типа отношений собственности. На их взгляд, реформирования отношений собственности, становления класса совладельцев, предпринимателей позволит расширить функции работников, раскрыть их способности, сформировать должное отношение к работе. Рациональное зерно в этом есть, но не стоит преувеличивать роль новых отношений собственности в создании действенных механизмов развития производственной демократии. Нельзя, в частности, не учитывать разницу между владельцем малого предприятия или владельцем-фермером и владельцем-акционером. Если фермер, например, в полном объеме реализует свои права на владение, распоряжение и пользование собственностью, то акционер крупного предприятия, имеющего несколько акций, является совладельцем чисто номинальным. Даже если предположить, что каждый работник в результате приватизации стал владельцем акций предприятия, на котором он работает, то социальный эффект от этого будет слишком обмеженим.
По нашему мнению, нужно принять специальный законодательный акт, который бы закрепил формы участия наемных работников в управлении производством и распределении его результатов, определил конкретные организационно-правовые механизмы развития производственной демократии на предприятиях и в организациях Украины. Это будет способствовать повышению эффективности производственного менеджмента и мотивационных установок работников, становлению совершенных, социально ориентированных отношений в сфере труда, оптимизирующие интересы основных социальных сил общества и создают предпосылки для стабильного социально-экономического развития. При обработке и одобрение этого законодательного акта должен быть учтен богатый зарубежный опыт в развитии производственной демократии, а прежде всего опыт стран, которые пользуются европейской (континентальной) модели социально-трудовых отношений.