Экономические реформы, которые проводятся в Украине, связаны с рыночными отношениями.

Экономические реформы, которые проводятся в Украине, связаны с рыночными отношениями. При рыночных отношениях большое значение имеет информация, объемы которой, как известно, ежегодно удваиваются. В этих условиях информация нужна прежде руководителям (менеджерам) для анализа состояния и ситуаций, сложившихся на объекте, а также выработки и принятия управленческих решений. А потому такая информация должна быть оперативной, объективной и вирогидною.
В условиях рыночной экономики социально-экономические объекты (далее объекты управления), особенно производственно-хозяйственной направленности, полностью зависят от состояния рынка, поскольку конъюнктура спроса и предложения - объективная сторона рыночных отношений. А потому, чтобы выжить, необходимо всесторонне владеть информацией, которая характеризовала бы, с одной стороны, производственно-хозяйственную и иную деятельность управляемого объекта (это внутренняя информация), а с другой - состояние внешней среды, прямо или косвенно влияет на настоящее объект (внешняя информация).
Использование современной электронной вычислительной и информационной техники, сетей и новых информационных технологий, дает реальную возможность организовать информационное обеспечение менеджеров и специалистов всех уровней на объекте управления такой информацией, которая им объективно необходима при осуществлении должностных прав, выполнения функциональных обязанностей , вытекающие из делегированных полномочий и меры ответственности за порученное справу.
Однако, чтобы система объективного информационного обеспечения менеджмента успешно действовала, необходима соответствующая информационная база. Но такую базу данных для этой системы создавать отдельно не целесообразно, за исключением ряда специальных массивов, обеспечивающих действие механизма объективного информирования менеджеров. В этом случае для информирования менеджеров и специалистов разных уровней используют базу (базы) данных действующей на объекте управления системы автоматизированного сбора и обработки информации. При этом обязательным условием является то, что эта база (базы) данных формируется в условиях распределенной обработки информации.
Концепция распределенной обработки информации, которая реализуется в применении персональных электронных вычислительных машин (ПЭВМ), объединенных локальной сетью, предполагает развитие системы автоматизированных рабочих мест (АРМ) менеджеров, специалистов и других работников. На таких АРМ можно повсеместно и оперативно - в ритме производства (т.е. во времени, близком к реальному) однократно собирать в минимуме от единых источников единую достоверную фактическую информацию из производственных звеньев, рабочих мест рабочих и т.п.; обрабатывать ее (вместе с условно постоянной информацией) таким образом, чтобы получить в максимуме исходным информацию и какой в таком же ритме (благодаря механизму объективного информирования - регламентирующей информации) удовлетворять, с одной стороны, все оперативные и другие потребности менеджеров разных уровней, а с другой - передавать эту информацию для дальнейшего использования специалистами и для архиву.
Поэтому оперативно собранная и обработанная достоверная информация - единственная и используется всеми пользователями на всех уровнях управления, прежде всего во время выработки и принятия управленческих решений, а также в учете, составлении сводной отчетности тощо.
Автоматическое (на основе признака критерии вмешательства) и автоматизированное (на основе признака в какой срок) обеспечение объективно необходимой информацией менеджеров освобождает их от технической работы, связанной со сбором, обработкой и элементарным анализом этой информации, и дает возможность заниматься творческой работой , разрабатывать и применять новые, продуктивные методы управления и т.ин.
Концепция такого информационного обеспечения менеджмента базируется на четкой формализации делегированных менеджерами высшего уровня ответственности, полномочий и подотчетности менеджеров низшего уровня, на основе которых разрабатываются (в формализованном виде) их функциональные права и должностные обязанности, определяется мера ответственности за принятое или не принятое то или другое управленческое ришення.
Таким образом, обеспечение объективно необходимой информацией менеджеров и специалистов всех уровней может положительно влиять на создание рациональной организационной структуры управления на объекте, а также позволяет применять новые методы управления, использовать единую достоверную информацию в управлении всеми звеньями, повышать производительность труда и общий уровень культуры управления и т.д.. В частности, вырастут оперативность и качество управления в целом за счет возможной своевременной подготовки и принятия управленческих ришень.
Поэтому цель дисциплины «Информационное обеспечение менеджмента» - дать магистрам делового администрирования основной общетеоретический подход к организации такой информационной системы, а также на практическом материале раскрыть методы оперативного обеспечения объективно необходимой информацией конкретную категорию работников - менеджеров персонала объектов управления производственной и непроизводственной сфер дияльности.
Кроме того, важно и то, что в учебном пособии делается попытка разработать и учредить единую в этой предметной области терминологию украинском языке, которая была бы идентичной англоязычной. Это позволит на практике избавиться от многих терминологических и лингвистических проблем.
В результате изучения дисциплины студент должен получить определенные знания по теории и практике внедрения современных компьютерных информационных технологий для информирования менеджеров персонала различных уровней в иерархии управлиння.
Будущий менеджер по персоналу должен знать:
общетеоретические основы организации информационных систем на объекте управления с применением современных компьютерных технологий;
принципы, методы и технологию формирования (в формализованном виде) полномочий, которые делегируют менеджеры высшего уровня менеджерам низшего уровня, должностных прав и функциональных обязанностей менеджеров, а также степень их ответственности за порученное дело;
концептуальные положения систем менеджмента на объектах в условиях их компьютеризации;
концептуальные положения, механизм, методы и технологию системы информирования менеджерив.
Будущий менеджер по персоналу должен уметь:
применять на практике полученные теоретические знания, касающиеся организации и функционирования системы информационного обеспечения менеджмента;
изучать состав процедур автоматизированного сбора и обработки информации, которые входят в обязанности менеджера по персоналу;
на основные полномочий, должностных прав, функциональных обязанностей и меры ответственности менеджеров персонала разрабатывать таблицы регламентирующей информации, а также структуры соответствующих массивов;
разрабатывать перечень и структуры необходимых информационных массивов для данной предметной области, а также исходных форм для исходной информации, которые будут поступать менеджерам персонала для анализа и принятия решений;
разрабатывать алгоритмы решения задач, результаты которых воплощаются в выходные формы, знать назначение и методы использования этих форм, а также способы доставки их пользователям;
определять и рассчитывать натуральные и качественные показатели эффективности системы информационного обеспечения менеджменту.
Предметом дисциплины является организация на объекте управления такой информационной системы, которая бы обеспечивала в ритме производства пользователей всех уровней информацией, объективно необходимой для выработки и принятия решений при управлении объектом.
Эта дисциплина имеет свои теоретические основы и методологию. Она представляет собой специфическую отрасль научных знаний и требует предварительного изучения соответствующих математических, экономических, технических и других дисциплин.
Согласно этому избран и структуру данного учебного пособия, которая включает две ее части:
Часть 1. Теоретические основы системы информационного обеспечения менеджмента.
Часть 2. Организация системы информационного обеспечения менеджмента на объектах управления различных сфер дияльности.
В первой части включено шесть разделов, в которых освещаются общетеоретические вопросы, связанные с информатикой и менеджментом в условиях рыночной экономики, основами организации баз данных и системы автоматизированного сбора и обработки информации при безбумажной информационной технологии, а также описано концептуальные модели системы управления объект Объектом при системной обработке информации и системы информационного обеспечения менеджмента. Предложены методы и технологии автоматического, автоматизированного и др.. информационного обеспечения менеджменту.
Во второй части, в трех разделах, раскрыты методы практической организации системы объективного информационного обеспечения менеджмента на промышленных предприятиях и в учреждениях, а также эффективность информационных систем и сетей и перспектива их розвитку.
Для лучшего закрепления материала дисциплины и приобретения навыков студенты проходят практику на производственных и коммерческих предприятиях любой отрасли и формы собственности, в банках, научно-исследовательских учреждениях, министерствах и ведомствах, органах местного самоуправления. Будучи на производственной практике, студент (особенно с дистанционной формой обучения) собирает и соответствующим образом оформляет материал, касающийся задач, объединенных комплектами, содержащихся в приложении 1.
Теоретические знания дисциплины студент демонстрирует через написание реферата, темы и примерная структура которого приведена в приложении 2.
Итоговый контроль знаний проводится в виде экзамена. Примерный перечень основных экзаменационных вопросов приведен в приложении 3.
При написании этого учебного пособия автор использовал прежде всего свои разработки по указанной проблемы и проблемы управления в целом, над которыми работал в последнее время, материалы прочитанных протяжении нескольких лет лекций специалистам и магистрам Киевского национального экономического университета и Киевского института «Славянский университет», а также личный опыт по организации различных информационных систем на промышленных предприятиях, в организациях и учреждениях.
ЧАСТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ