1.5. Содержание программы реформирования бухгалтерского учета в банковских учреждениях Украины

В условиях становления рынка и развития направлений совершенствования учета НБУ исходит в своей деятельности из того, что современная банковская система является важной сферой национального хозяйства нашей страны. Со времени принятия Закона Украины «О банках и банковской деятельности» (20.03.91) с последующими изменениями и дополнениями, учтенными в новой редакции Закона Украины «О банках и банковской деятельности» от 7.12.00 № 2121-III, состоялась институциональная перестройка банковской системы : она состоит из двух уровней, что соответствует моделям кредитных систем развитых краин.
На первом, высшем уровне - Национальный банк, на втором - другие виды кредитных учреждений, объединенных в Законе под названием «другие банки».
Банки в Украине могут функционировать как универсальные или специализированные. По специализации банки могут быть сберегательными, инвестиционными, ипотечными, расчетными (клиринговыми).
Банк приобретает статус специализированного банка, когда 50% его активов являются активами одного типу.
Зато статус специализированного сберегательного банк приобретает при условии, что более 50% его платежей являются вкладами физических лиц.
Банки в Украине создаются в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью или кооперативного банка. Закон предусматривает возможность банкам создание банковских объединений таких типов: банковская корпорация, банковская холдинговая группа, финансовая холдинговая група.
При любых организационных форм ведения банковской деятельности, методика учета банковских операций, описана действующими нормативными документами НБУ, является обязательным для использования всеми банками.
Современное развитие Украины определяется как переходный к становлению новой модели хозяйственной деятельности. В хозяйственный оборот предприятий, учреждений, организаций, банков вовлечено большое количество участников рыночных отношений - юридических и физических лиц. В этих условиях сущность предпринимательства заключается в умении оценить потенциальную прибыльность конкретного мероприятия в сочетании со способностью эффективно распределять ресурси.
Такой подход основополагающий принцип международного бизнесу.
Хозяйственные субъекты Украины сейчас активно работают на международных рынках. Особенно большие сдвиги произошли в банковском секторе. Банковская система является важным связующим звеном между макроэкономическими импульсами и макроэкономическими процессами, а следовательно, существенно влияет на успешное или неуспешное прохождения переходного периоду.
Согласно Закону Украины «О банках и банковской деятельности» функцию разработки единых правил бухгалтерского учета возложена на НБУ (глава 13 Закона).
Именно НБУ стал инициатором постепенного перехода к международным стандартам бухгалтерского учета. Очевидно, сотрудничество банков Украины с международными организациями, кредитными учреждениями на валютном, фондовом, инвестиционном рынках мира требует соблюдения определенных общеупотребительных подходов к составлению финансовой отчетности. В противном случае пользоваться финансовой информации украинских банков было бы трудно. Так, украинские правила учета приводили к прямому искажению баланса. Например, балансовая стоимость кредитов корректировалась только в том случае, когда поступал срок их возврата. Итак, в украинских банков выработалась привычка просто продлевать срок действия кредитного соглашения, даже если кредит признавался за безнадежное.
Время рост валюты баланса не было прямым следствием наращивания объемов активных и пассивных операций банка. Этому способствовала практика распределения прибыли и создание фондов экономического стимулирования с последующим использованием средств этих фондов, а это еще одна хозяйственная операция, которая отнюдь не связана с реальным наращиванием объема операций. Не было практики публичного доступа к информации о прибылях и убытках за публикацию балансов и отчетов в открытой печати. Следовательно, доверие клиентов и общественности к банкам из-за закрытости, непрозрачности их деятельности была невысокой. Первыми это поняли те банки, которые осуществляли операции за пределами Украины, и поэтому они все чаще поручали проверку и обнародование своих балансов крупным международным аудиторским фирмам.
Отправной точкой реформы бухгалтерского учета на уровне НБУ и коммерческих банков стал Указ Президента Украины от 23.05.92 «О переходе Украины к общепринятой в международной практике системы учета и статистики». На базе этого документа была разработана концепция реформы бухгалтерского учета в банковском секторе Украины. Концептуальные подходы реформы предусматривают создание национальной системы учета и разработки национальных стандартов. Это означает, что реформирование учета даже не допускает возможности простого демонтажа существующей учетной системы и ее замены западными аналогами. Это нецелесообразно ни в теоретическом, ни в практическом плане. Итак, на повестке дня появилась потребность серьезных изменений методологии учета отдельных операций и составления финансовой звитности.
Процесса реформирования бухгалтерского учета предшествовала огромная работа, проведенная прежде Национальным банком Украины. Специальная рабочая группа разрабатывала соответствующие нормативные документы. Важным основанием для реформы учета было введение в ноябре 1993 г. системы электронной почты, что позволило получать ежедневный баланс банковской системы Украины в целом. Значительным достижением стало введение системы электронных банковских платежей, которая не имеет аналогов в странах бывшего Советского Союза и приближается к уровню развитых стран Европы и мира. Это позволяет за считанные часы проводить расчеты как между отдельными банками, так и в целом в народном господарстви.
Переход к МСФО - это не просто переход к новому плану счетов, как часто считают. Главное - изменение подходов к отчетности. При реформировании главным было сменить старую методику формирования отчетных данных, а уже потом детализировать план счетов в соответствии с потребностями отчетности. Понятно, что полную детализацию счетов по всем показателям отчетности провести невозможно ни в теоретическом, ни в практическом плане. Поэтому на повестку дня был вынесен еще один важный вопрос - установка параметров аналитического облику.
По этим трем направлениям велась подготовка нового программного продукта. За счет большей нагрузки аналитического учета решена проблема упрощения плана рахункив.
Переход к международным стандартам бухгалтерского учета в Украине предусматривает пять этапов, каждый из которых, учитывая его важность мог бы быть самостоятельным проектом. Это следующие этапы:
1) изменение подходов к ведению учета, то есть создание новой идеологии учета, которая базируется на общепризнанных международных принципах;
2) новый план счетов;
3) разделение бухгалтерского учета на две подсистемы, т.е. на финансовый и управленческий учет;
4) изменение потоков информации;
5) изменение формы сбора информации, т.е. переход от отчетности по отдельным формам к отчетности по экономическим показателям и создания базы данных - репозитарию.
Изменение подходов к учету предусматривает включения в баланс отчетных учетных данных только о реальных активов и реальных обязательств. Только при этих условиях можно определить реальное финансовое состояние банка. Чтобы достичь этого, введены следующие финансовые инструменты:
метод начисления;
метод переоценок;
метод резервив.
Если метод начисления и метод переоценок определенной степени применялись в старой системе учета (доходы и расходы будущих периодов, индексация основных фондов), то метод резервов - это совершенно новый элемент учетной политики банков. Резервы должны создаваться под осуществляемые активные операции: если происходит реальное снижение стоимости активов, например ценных бумаг, или возникает сомнение возврата кредитов, то формируется резерв, сумма которого в конечном итоге уменьшает учетную стоимость актива. Итак, статья баланса по активу, включенного в баланс, воспроизводит реальное состояние этого активу.
Заметим, что перечисленные финансовые инструменты могут действовать только при условии внедрения в учетную практику таких основополагающих принципов международного бухгалтерского учета:
полнота учета - все банковские операции подлежат регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо исключений. Финансовая отчетность должна содержать всю ту информацию о фактических и возможных результатах операций банка, которая может влиять на решения, принимаемые на основании такой информации;
дата операции - операции отражаются в бухгалтерском учете в день их совершения, т.е. в день возникновения прав (активов) или обязательств (пассивов) независимо от даты движения средств по ним;
преобладание сущности над формой - операции учитываются и раскрываются в отчетности в соответствии с их сути и экономического содержания, а не по их юридической форме;
автономность - активы и обязательства банка должны быть отделены от активов и обязательств других банков (предприятий) и собственников этого банка;
отдельное отражение активов и пассивов - все счета активов и пассивов оцениваются отдельно и отражаются в развернутом виде. Все счета являются либо активными, либо пассивными, за исключением клиринговых, транзитных или технических счетов;
оценка - активы и пассивы учитываются приоритетно по стоимости их приобретения или возникновения. Активы и обязательства в иностранной валюте должны переоцениваться по состоянию на отчетную дату;
осторожность - применение в бухгалтерском учете методов оценки, согласно которым активы и / или доход не завищуватимуться, а обязательства и / или расходы - не занижуватимуться;
непрерывность - оценка активов банка осуществляется, исходя из предположения, что его деятельность будет продолжаться неограниченное время. Если банк планирует сократить масштабы своей деятельности, это надо раскрыть в финансовой отчетности;
начисление и соответствие доходов и расходов - для определения результата отчетного периода необходимо сопоставить доходы отчетного периода с расходами, которые были сделаны для получения этих доходов. При этом доходы и расходы отражаются в учете и отчетности в момент их возникновения, а не в момент поступления или уплаты денег;
приемлемость входящего баланса - остатки по балансовым счетам на начало текущего отчетного периода должны соответствовать остаткам по состоянию на конец предыдущего отчетного периода;
сущность - в отчетах должна отображаться вся существенная информация, полезная для принятия решений руководителями банка или инвесторами. Информация является существенной, если брак такой или ее искажение могут повлиять на экономические решения пользователей отчетности;
открытость - финансовые отчеты должны быть достаточно понятными и подробными, чтобы предотвратить двусмысленности, правдиво отражать операции учреждения с необходимыми пояснениями в записках о порядке оценки активов и пассивов. Операции должны соответствовать содержанию статей отчетов
консолидация - составление банком сводной финансовой отчетности как в целом, так и с учетом своих дочерних и совместных предприятий и организаций за исключением остатков по взаимным расчетам и вложениями;
постоянство - постоянное, из года в год, применения банком выбранных один раз методов. Изменение методов учета требует дополнительного обоснования и раскрытия в финансовых звитах.
По разделения учета на финансовый и управленческий хранятся технологический процесс и процедуры, характерные для финансового учета в соответствии с требованиями МСФО. По этим требованиям, к функциям финансового учета принадлежит сплошная регистрация хозяйственных фактов (операций), которые были выполнены в отчетном периоде, за хронологическими и системными признаками. Итак, рассматриваемая далее методика учета всех хозяйственных операций подается с позиций финансового учета. Понятно, что план счетов и все действующие ныне нормативные документы НБУ также приспособлено исключительно к процедурам финансового облику.
Относительно четвертого и пятого этапов реформирования, то они практически полностью связаны с параметрами аналитического облику.
Банки готовят около 60 видов отчетности. Из них лишь половина выходит из автоматизированной системы банковских операций (Асбо), а остальные составляют различные подразделения банка. Из-за этого нарушается даже такое общее понятие, как бухгалтерская отчетность. Если отчетность бухгалтерская, то весь ее объем должен формироваться в Асбо. В процессе решения проблем четвертого этапа было решено осуществить переход к получению отчетности не Филиальная, а за юридическими лицами - коммерческими банками. Такой подход сократил количество структур, которые подают отчетность в НБУ.
Как известно, отчетность как элемент метода бухгалтерского учета предусматривает группировку данных бухгалтерского учета по однородным показателям в разных отчетных формах - таблицях.
Национальный банк Украины решил создать общую базу данных экономических показателей - репозитарий, в значительной степени формируется в подсистеме аналитического учета за счет обязательных и необязательных параметров. Поэтому отчетность подаваться не за формами, а за отдельными файлами экономических показателей. В этом случае исключается процесс записи тех же показателей в разных формах отчетности. Если показатель включен файл, то он автоматически продублюеться в каждой отчетной форме, которая формируется на АРМ НБУ. Структуру файлов приведены в прил. 1.
Реформирование бухгалтерского учета в банках можно характеризовать как начало реформирования учета в народном хозяйстве Украины. Отечественный процесс реформирования обозначены Постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении программы реформирования системы бухгалтерского учета с применением МСФО» от 28.10.1998 № 1706. Приказом Министерства финансов Украины от 1.12.98 № 248 утвержден перечень национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета, которые будут внедряться в течение 2000-2001 гг (табл. 1.5).
Важно, что названные документы предшествовали принятию Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999, который окончательно определил переход предприятий Украины на систему учета и отчетности, соответствующей концептуальным (базовым) основам МСБО.
Понятно, что новому, эффективному механизму функционирования учетной системы предприятий соответствует и новый план счетов, утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 30.11.1999 р.
Введение П (С) БУ способствовать:
объективном росту стоимости предприятий благодаря осознанному уменьшению риска;
достижению прозрачности отчетности для пользователей
упрощению процедур внешнего аудита и проверок органами контроля;
возможности систематизации правил ведения учета;
возможности сочетания учетных процедур финансового и налогового облику.
Если правила учета операций для предприятий определены П (С) БУ и утвержден Министерством финансов Украины, то в отношении банков их предусмотрено действующими нормативными документами Национального банка Украини.
То же касается и форм финансовой отчетности и содержания ее показникив.
Впрочем, это ни в коей мере не означает, что НБУ, обладая монопольным правом на утверждение нормативных документов по учету, нарушает засадные принципы МСФО. Различия касаются только конкретных особенностей ведения банковских операций. Общие же подходы не противоречат МСБУ и не отходят от национальных положений (стандартов).
1.4. Становление и развитие международных стандартов бухгалтерского учета 2. ХАРАКТЕРИСТИКА План счетов бухгалтерского учета БАНКОВ