О методах деятельности управленческого персонала написано множество работ, разработка

О методах деятельности управленческого персонала написано множество работ, разработка предложений по их совершенствованию посвящен ряд диссертаций, но проблема эффективного их применения на практике остается актуальной. При этом, как ни странно, многочисленные отечественные и зарубежные авторы сначала не задумывались, не договорились, о чем идет речь, предлагающих использовать и совершенствовать: приемы, способы или методи.

Определяет истинную задачу совершенствования методов деятельности требует соответствующего теоретического обоснования подходов к решению данной проблемы и необходимой готовности практики к восприятию рекомендаций науки.

Это приводит к необходимости исследования существующей теоретической базы на практике, практического ее осмислення.

Изучение литературных источников, имеющихся исследований, посвященных методам деятельности, их систематизация и анализ приводят к выводам о наличии проблемы уже в понимании метода как явления, как категории теории управлиння.

Предложенное еще Р. Декартом определение "метод - это способ ..." довлеет над многими. Хотя он же в свое время советовал: "Уточняйте значение слов и вы избавите человечество от половины заблуждений".

Принципиальной ошибкой, на наш взгляд, является определение метода как суммы приемов, правил, способов, используемых для достижения цели. Сумма правил, рекомендаций, требований определяет содержание понятия "принцип". В понимании принципов управления тоже отмечается несоответствие. Например, каждую пятилетку определялись свои принципы управления экономикой и хозяйством страны. Формулировались они в соответствии не с объективными экономическими законами, законами управления, а в соответствии с требованиями окружения очередного генерального секретаря партии.

В настоящее время даже в армии, где любые ошибки приводили к поражению и это стимулировало использование передовой науки и практики, основополагающими документами всем органам управления рекомендуется работать последовательными и параллельными методами. Вот и используются в Вооруженных силах принципы последовательной и параллельной организации труда как методы управлиння.

На практике существуют представления, что методы управления и методы работы идентичны понятиями, вызывает сомнения. Понятие "метод работы (труда)" связано с деятельностью человека, а "метод управления" - с влиянием на эту деятельность. Это делает необходимым уточнить понятие "метод", его взаимосвязь с законами, принципами, целями, функциями управления, организационной структурой, что позволит обосновать методологию подхода к применению и совершенствование методов деятельности персонала управлиння.

Внедрение в стране рыночных инструментов управления экономикой и хозяйством, расширение "интеллектуальных" возможностей систем управления влечет за собой применение новых методов деятельности. Это требует не только вдумчивого отношения к приемов, способов, методов, применяемых на практике, но и серьезных исследований в области управлиння.

В данном учебном пособии мы не ставим задачу углубленного изучения теории метода и рассматриваем ее настолько, насколько это необходимо для правильного понимания на практици.

Общая задача учебного пособия "Методы управления" - дать основные представления о методах управления, методы работы, о взаимосвязи их с законами, принципами управления и организации труда, целями, функциями и структурами управления; познакомить с наиболее используемыми методами управления в практической деятельности и подходами к их применению и вдосконалення.

В подготовке второго издания пособия и разработке гол. 4 и 5 большая помощь оказана автору методологами школы О. С. Анисимова.

Особая благодарность выражается академику А. С. Анисимову за совместную деятельность и разрешение использовать тексты из его работ.
Глава 1 Общее понятие о методах деятельности персонала управления