Известно, что обоснованность теоретических выводов и ценность практических рекомендаций

Известно, что обоснованность теоретических выводов и ценность практических рекомендаций в решении частной задачи находится в прямой зависимости от правильного понимания явлений и процессов более общего характера, от методологии исследования, ее мировоззренческих и общенаучных основ. Применительно к нашей работе, говоря о методах деятельности персонала управления, мы должны предварительно рассмотреть общее понятие о методах, существующих в теории и практике управления. Данное методологическое положение обязывает определить, что понимается под управлением, выяснить место и роль метода в этом процеси.

Важное значение имеет правильное и единственное толкование применяемых терминов, так как при терминологической путаницы неизбежна нисенитниця.

Необходимость разобраться в этом диктуется тем, что:

Мы достигаем личных целей, используя те или иные методы. Каждый хочет достичь успеха в своей роботи.

Для эффективной деятельности мы должны применять методы, наиболее соответствующие цели, и, следовательно, их выбирать, разрабатывать и вдосконалювати.

В существующей литературе есть разное толкование понятия "метод", что влияет на понимание, научную обоснованность его використання.

Исходя из этого, предлагаем совместно исследовать эту проблему. И начнем с терминологии.

Наиболее используемые в теории и практике управления определение:

метод - прием, система приемов и правил в любой деятельности;

метод - совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретных задач;

метод - это способ достижения мети.

Согласитесь, что это не так. Вероятно, прием это прием, способ должен быть способом, а метод методом. В теории и практике четкого определения не склалося.

Для определения понятия метода деятельности выясним его природу - сущность, основные свойства. И первое, что надо сделать - договориться, что мы понимаем под управлением. Под управлением философы понимают одно, экономисты - вторых, кибернетики - третье ... и так далее. Мы занимаемся управлением персоналом, людьми. Это требует конкретности.

Термин "управление" предполагает наличие субъекта, управляющего и объекта, которым управляют. Первый принято называть органом управления. Совокупность органов управления в любой фирме или просто организации представляет собой орган управления организацией в целом или управляющую часть системы управлиння.

Того, кем управляют, называют объектом управления или управляемой частью системы управлиння.

Управляющая подсистема для достижения целей организации вырабатывает методы, способы, приемы воздействия на управляемую пидсистему.

Совокупность органа управления, управляемого объекта и каналов связи между ними образует систему управления (рис. 1).

Система управления образует внутреннюю структуру, материальную основу процесса управления. Без этой системы управления быть не може.

Управление основан на объективных законах управления целенаправленный процесс воздействия органа управления на объект управления путем получения информации о его состоянии, принятия по ней решения и доведения до виконавцив
командной информации с использованием соответствующих приемов, способов, методов управлиння.

Управления для менеджеров - это организация процессов, протекающих в системе управления, для достижения цели организации.

Для изучения места метода в системе и процессе управления рассмотрим взаимосвязь методов управления в системе категорий теории управления (рис. 2).

Из рисунка видно, что методы управления занимают определенное место в системе категорий теории управления. Они являются звеном в цепи: цели управления, базирующихся на законах и принципах управления - методы - приемы и способы выполнения операций в процессе управлиння.

Через методы реализуются управленческие функции, в применении этих методов - основное содержание управленческой дияльности.

Метод состоит из приемов и способов. Прием - это определенное действие, движение. Способ - порядок применения сил и средств. Например, за столом мы определенным приемом берем ложку, вилку (средство для приема пищи). Для того чтобы принять пищу, мы пользуемся набором различных приемов и средств, то есть действуем необходимым способом.

А вот если, придя в гости, мы решили еще и понравиться хозяевам за столом, то применяем метод. При этом все приемы и способы приема пищи, ведения разговора, поза, мимика, жесты и т. п. взаимосвязанных одной целью - произвести впечатление. Чаще всего это бывает программно-целевой метод. В этом случае, согласно условиям обстановки, требований правил поведе-
ния людей в обществе приемы и способы организуются, им предоставляется направленность, определенная форма дии.

Таким образом метод - это организация приемов и способов, обеспечивающий достижение мети.

Принципы - это рекомендации, правила, основанные на требованиях объективных законив.

Цель - одна из базовых понятий в системном подходе к выявлению взаимосвязей категорий теории управления. Существуют различные формулировки понятия "цель". Мы во целью будем понимать желаемый результат деятельности отдельного человека или всей организации. Цель, выступая предвидением результата работы, предполагает выбор средств ее отримання.

Средства достижения цели могут быть разными. Они зависят от сложившихся деятельности, культуры персонала управления, психологического климата колективу.

Средства оказывают различную окраску следующим методов достижения поставленных целей. Они, например, делают методы аморальними.

Цель в процессе управления влияет на методологию организации управления, организационную культуру. В целях формируется механизм управления, строится система управления организацией. К сожалению, этого у нас придавалось значение, что не соответствует важности. Существующая система управления в СССР не соответствовала провозглашается цели. Многократные попытки перестроить систему управления практически не реализовывались, что объективно привело к кризису всей системи.

Итак, метод деятельности - это внутренняя упорядоченность, согласованность применяемых приемов и способов для достижения определенной цели. Метод деятельности - это организация приемов и способов, базируется на требованиях объективных законов развития управляемого объекта.

Понимая под управляемым объектом персонал, нужно учитывать необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями в общении между людьми, т.е. надо учитывать требования законов, управляющих людиною.

Знание методов целесообразной деятельности позволяет разобраться во всем количества известных конкретных приемов и способов, предоставить им соответствующую организацию для достижения мети.

Каждый из нас постигает на себе влияние методов как внешних свойств и признаков управленческой деятельности в их эмпирическом, чувственном пизнанни.

В философском плане метод - это явление, имеющее, естественно, свою сущность. Суть метода деятельности выражается в необходимых, устойчивых, закономерных внутренних связях, присущих приемов и способов управленческой деятельности в процессе достижения мети.

Каждое явление имеет содержание и форму. Методы деятельности характеризуются еще и спрямованистю.

Рефлексивное управлиння

Понятие "рефлексивное управление" введено в теорию и практику более 30 лет назад, однако до сих пор единство в понимании не достигнуто. Во многом это объясняется самим феноменом рефлексии, изучаемых различными научными дисциплинами, и получением соответствующих результатов, исходя из натуралистического методологического подхода, используемого многими из них. Феномен рефлексии объясняет отражение внешнего мира через внутренний мир человека с преобразованием образов в мозгу человека, возникшие в прошлом или сьогоденни.

Человек - субъект реальности своего существования в определенном типе бытия. Эти типы бытия он реализует в субъективных мирах, например, в жизнедеятельности (реализует собственные нужды), деятельности (реализует нормы, определенные сферой деятельности), социокультурном (выполняет нормы социума) и т. д. Рассматривая субъективные миры человека как онтологический тип реальности, можно говорить, что в плане воздействия на эти миры следует трансформировать индивидуальную концепцию - бытие людини.

Человек - это биосоциальное духовная система. Результаты многих исследований показывают, что одухотворенные (активные) системы принципиально отличаются от биологических. Одним из основных отличий является наличие у них рефлексивности. Сегодня во рефлексивность понимается системный принцип, реализуется через функцию самоотражения и саморазвертывания системы. С использованием рефлексии человек может подниматься над обыденностью и считать себя действующим в роли, функции другого человека или организации. Рефлексивность как системный принцип взаимосвязан с другими принципами, например, принципами генетического развития, ценности, материального воплощения и иншими.

В психологии выделяют два способа существования человека как субъекта жизни [57]

"Реактивный" (жизнь человека не выходит за пределы непосредственных связей с окружающими);

"Рефлексии" (сознание человека выходит из поглощенности процессом жизни, занимает позицию над ним).

С учетом этих двух способов существования человека как субъекта жизни возможны два варианта перехода человека на новую форму жизнедеятельности: "схема развития" и "схема рефлексивного программирования" [55].

Вариант 1. "Схема развития" включает следующие процедуры:

• "Фиксация разрыва, ранее сложившейся жизнедеятельности" - формирование состояния готовности к принятию новых форм жизнедеятельности. Человек сам приходит к осознанию необходимости соответствующей змини.

"Актуализация рефлексии", как единственной возможности осознанного выбора новой формы жизнедеятельности и организации перехода к неи.

"Рефлексивная кооперация" - поддержка человека, совершающего рефлексивный выход за пределы сложившейся життедияльности.

При использовании "схемы развития" человек является субъектом развития, происходит переход из реактивного способа жизнедеятельности на рефлексивный. "Схема развития" ориентирована на свободную развивающуюся особистисть.

Вариант 2. "Схема рефлексивного программирования", включающая следующие процедуры:

"Фиксация разрыва ранее сложившейся жизнедеятельности".

"Рефлексивная блокада" - блокировка "несанкционированных" рефлексивных процессов, фактически лишение человека возможности самостоятельно осуществлять выбор формы життедияльности.

"Социальная изоляция" - блокировка "несанкционированных" информационных психологических воздействий социального окружения, лишение возможности выбора формы життедияльности.

"Рефлексивное программирование" - навязывание человеку заранее предопределенных кем-то представлений, точек зрения, позиций, мнений и других психических образований с целью сформировать осознанное принятие предлагаемой нормы життедияльности.

При использовании "схемы рефлексивного программирования" человек превращается в объект управления, он подчинен "реактивном" способа життедияльности.

Смысл рефлексивного поведения заключается в осознании субъектом своей роли и места в социальной системе как активного члена общества. Существенным препятствием для реализации рефлексивного поведения является сложность понимания социальных, политических, экономических процессов в силу их взаимозависимости и неоднозначности.

Однако наибольшую сложность отражения реальности определяет информационное поле, создаваемое средствами информации. Человек формируется во взаимосвязи с другими людьми в социуме и "управляется" только информациею.

В различных сферах социального взаимодействия используются различные методы скрытого для человека воздействия, принуждения к необходимому поведению и действиям. К ним можно отнести манипулирование, рефлексивное управление при использовании этих понятий как метода. При этом под рефлексивным управлением понимается навязывание управляемому определенной стратегии поведения за счет передачи ему оснований, на основе которых последние логически выстраивают "свое" решение, предопределенное управляющим. Любые "обманные" движения (провокации и интриги, маскировки и розыгрыши, создание ложных объектов и вообще ложь в любом контексте) предопределяют собой реализацию рефлексивного управления [43]. Таким образом, в понятии рефлексивного управления отражается общий подход к управлению человеком с использованием разнообразных приемов скрытого психологического принуждения его и применением рефлексии как ведущего системообразующего психологического механизма данного управленческого процесса. В основе рефлексивного управления лежит такая качественная характеристика, присущая только человеку, как рефлексивная самоорганизация. Человек просто деятельность, нет функции осуществляет либо в форме [3] "норма - реализация", "задача - решение задачи" (реактивное управление), либо в форме "норма - реализация - осложнения в реализации - рефлексия - ситуационное включение - корректировка нормы - - реализация измененной нормы "(рефлексивное управление). Рефлексия "включается" у человека, когда он испытывает затруднения. При этом развитие человека осуществляется в том случае, когда он, испытывая трудности, делает попытки их преодоления. Если он, испытывая трудности в деятельности, не делает попыток их преодоления, то он и не развивается. В связи с этим "секрет" хорошего преподавателя не в том, что он так хорошо все излагает, что учится не надо учить, а в дополнительной мотивации, побуждения его в понимании вроде усвоенных текстив.

Однако следует различать рефлексивное управление и манипулирование (манипулятивное воздействие). При рефлексивного управления используются различные средства и приемы для введения человека в заблуждение сознательно и целенаправленно. При манипулировании используются приемы и средства скрытого психологического принуждения на бессознательном уровне. Примером манипуляции являются некоторые психологические игры, когда включаются механизмы внутриличностный психологической защиты и происходит вытеснение истинной цели манипуляции. (Использование манипуляции и рефлексивного управления будет рассмотрена в гл. 2.)
Глава 1 Общее понятие о методах деятельности персонала управления Мы выяснили, что методы деятельности характеризуются содержанием, направленностью