Все разнообразие используемых сейчас персоналом управления методов, весь их спектр
Все разнообразие используемых сейчас персоналом управления методов, весь их спектр заключены между двумя крайними по сути пределами реактивного и целевого управлиння.При реактивном управлении действия менеджеров отражаются в реакции на текущие события. Результат управленческого воздействия задается только качественно, т.е. целью управления является недопущение негативных последствий. При этом не все возможные альтернативы в действиях подчиненных (управляемого объекта) оказываются принятыми во внимание. Управление выступает в форме реакции на возникшую ситуацию, оценивается по силе давления на исполнителей, а не по конечным результатам зусиль.
Целевое управление - это своеобразная форма построения процесса управления и его организационно-практического осуществления. Оно характеризуется активным влиянием цели управления на его характеристики.
Давая общую характеристику методов управления организацией, следует упомянуть указанное А. Богдановым: "... человеческая деятельность от простых до наиболее сложных ее форм, сводится к организационным процессам". Он обнаружил "... действительное единство организационных методов, единство их повсюду - в психических и физических компонентах, в живой и неживой природе, в работе стихийных сил и творческой деятельности людей" [7].
Действительно, методы управления организациями проявляются в организационных отношениях между людьми. Эти методы, используемые для определенных условиях различные типы организационного воздействия, обеспечивающих рациональное выполнение всех работ руководством, можно разделить на: методы организационно-стабилизирующего, технологического, распорядительного впливу.
Выделения при классификации социально-психологических методов управления и методов самоорганизации объясняется их большой спецификой и разработанность на данный час.
Можно было сгруппировать методы управления по функциональному признаку, так как функции управления составляют основу содержания управления, основу деятельности персонала управления. В этом случае методы называли бы: методы принятия решения, методы организации, методы планирования ит.д. Но здесь нас бы подстерегали различия в классификации функций управления. В учебниках можно встретить функции, реализуемые персоналом управления, отличающиеся количественным составом и содержанием работ, каждой окремо.
Например, многие специалисты в области управления функцию планирования включают в состав функции организации.
Предлагая данную классификацию, мы хотели подчеркнуть организующее начало управленческой деятельности персонала управлиння.
2.1.1. Методы организационно-стабилизирующего впливу
Данные методы используются для создания организационной основы совместной деятельности людей в организации. Это - распределение функций, обязанностей, полномочий и ответственности, установление порядка служебных взаемин.
К этим методам можно отнести: регламентирование (четкое закрепление функций и работ); нормирования (установление нормативов выполнения работ, допустимых границ деятельности) инструктирование (уточнение задач и ознакомления с обстоятельствами и особенностями деятельности).
К задачам, решаемым этой группой методов, частично можно отнести оргпроект, представляющих текстовое и графическое оформление содержания и последовательность действий персоналу.
Содержательной основой этих методов есть общие законы управления, организации труда и законы, управляющие человеком как сложной организационной системой: законы поведения, законы инертности человеческих систем, социально-биологические и биопсихические законы [5].
Направленность методов - долгосрочная мотивация деятельности людей.
Охарактеризуем некоторые из них, наиболее используемые в управленческой практици.
Регламентирование - это описание порядка выполнения управленческих решений. Служит для распределения управленческих задач между исполнителями. Описание осуществляется в форме регламента, где зафиксировано, кто, когда и в каких условиях решает те или иные задачи и кто несет ответственность за их виконання.
Во регламентом управления понимается установление совокупности правил, определяющих структуру, функции и порядок деятельности персонала управления. Регламент определяет последовательность выполнения управленческих задач и условия их решения. Он является научной основой построения и развития структуры управленческого аппарата, наделяет эту структуру, в соответствии с целями организации, необходимым комплексом выполняемых завдань.
Наличие регламента позволяет при возникновении необходимости решения новых задач проводить анализ необходимых изменений в структуре персонала управления. Регламент - это официальный документ, он фиксирует распределение управленческих функций, прав и обязанностей существующих органов управления для достижения целей организации.
Регламентация в организации осуществляется менеджерами высшего и среднего уровней, руководителями функциональных подразделений (отдел маркетинга, финансовый отдел ...).
Регламентация осуществляется на основе выбранной стратегии, действующих правовых норм.
Внутрифирменная регламентация включает: функции; работы, операции, методы, способы, приемы воздействия, содержание и процедуры подготовки, принятия и выполнения решений, структуры управления, схемы подчинения и связи; потоки информации; документооборот; делопроизводство; механизацию управленческих работ; элементы стиля управлиння.
Результатом организационной регламентации становится свод правил, процедур, оформленных в виде фирменного стандарта, положения, инструкции, методики, организационной карты, схемы, таблицы, графика. Для этих документов характерна многократность их применения. Они предназначены для однородных и повторяющихся робит.
Стандарты, положения, инструкции предусматривают большую степень регламентации и стабильности. Их использование основано на однозначности выполнения, ограничивает проявление инициативы виконавцив.
Организационное нормирование включает нормативы и нормы, с помощью которых определяется абсолютная или относительная величина допустимого расхода ресурсов (затраты труда, материалов).
Организационные нормативы являются Исходными материалами для разработки норм. Норматив имеет более Обобщенный характер, чем норма.
При проведении организационного нормирования разрабатываются следующие нормативы и нормы:
численность управленческого персонала;
соотношение между категориями персонала управления по видам выполняемых функций и степени квалификации;
затраты труда в сфере управления;
расход материалов и т. п.
Организационные нормативы и нормы Должны разрабатываться на основе расчетов и экспериментов, отражать достижения науки и передовой практики.
Регламентирование и нормирование являются базой организационного проектирования.
Оргпроектирование [29] представляет собой процесс разработки и внедрения проектов рационализации управленческого труда, осуществляется на базе требований НОТ с применением современной организационной и вычислительной техники для повышения эффективности работы персонала управления.
Комплексный оргпроект предусматривает разработку комплекса мероприятий по совершенствованию:
технологии деятельности органа управления;
структуры и штатов органа управления;
системы организации и условий труда;
механизации и автоматизации труда;
по сокращению и рационализации документооборота. Материальной основой оргпроект есть планы, Оперограмма (графическое отображение процесса работы), технологические цепочки (графическое представление работы как цепи взаимосвязанных элементов и трудовых операций, осуществляемых последовательно), технологических схем (графическое представление всех работ с характеристикой их содержания, с перечнем и последовательностью операций, исполнителями и т. п.).
Эти документы определяют организационное начало всех работ - от отдельного участка, отдела, службы к работе органа управления в цилому.
Большое значение в организационно-стабилизирующее влияние на человека имеют социальные нормы, психологические установки, внушения, но мы рассмотрим их окремо.
2.1.2. Методы организационно-технологического впливу
Данные методы применяются для установления рациональной технологии взаимодействия отделов, служб, функциональных подразделений, переработки ними управленческой информации.
Содержание и последовательность выполнения всех управленческих работ в органах управления увязывается, организуется в настоящее время на основе планов, программ, алгоритмов. Последние, являясь координирующей подсистемой целесообразной деятельности персонала управления, придают приемам и способам выполнения ими Своих функций организующее начало и соответствующее название.
Охарактеризуйте то из них, Которые наиболее известны в управленческой деятельности.
А. Плановые методы
Сначала этимологически понятие плана означало отображения любой структуры на плоскости. В настоящее время под планом представляется схема координации необходимого и возможного, желаемого и осуществимого, мотивов и условий, целей и средств. В плане задается деятельность всей функциональной структуры системы управления организациею.
Традиционно мы представляем план в таком виде (рис. 4).
п / пМероприятияСрок исполненияОтветственный исполнительКонтролирующий органОтметкы в выполнении123456
Глава 2 Методы управления |