Под управлением мы находимся ежедневно и ежечасно. Нами управляют родители, менеджеры,
Под управлением мы находимся ежедневно и ежечасно. Нами управляют родители, менеджеры, женщины и мужчины, милиционеры и чиновники в различных организациях, обычаи и традиции и т. п. На следующих страницах мы задержим ваше внимание на методах самоврядування.Это, естественно, могут быть те же плановые, программно-целевые и другие методы, но у каждой управляемой организации каждый управляемый человек имеет свою цель деятельности и использует свои методы управления собой. Задача руководителя, менеджера добиться того, чтобы цели каждого человека и подчиненной организации совпадали. Это обеспечивает системный эффект (еще его называют эмерджентных), когда коллектив делает больше продукции производит услуг, чем суммарный результат отдельных працивникив.
Управлять собой, как признают многие из нас, очень трудно. Причины разные. Во-первых, человек - очень сложная организация и законы его функционирования недостаточно изучены. Во-вторых, нас в основном не учили этим заниматься. В-третьих, нам просто линь.
Нам не хочется изучить себя, свои сильные и слабые характеристики, сделать их факторами достижения собственного успеха. В данной работе мы лишь обозначим методы самоорганизации систем, базирующихся на синергетических представлениях и методы самоменеджменту.
2.2.1. Методы самоорганизации
Господствующий до сих пор подход к управлению основан на представлении о линейном функционировании как общественных, так и природных систем. Считалось, что результат внешнего управляющего воздействия есть однозначное, линейное и прямо пропорционально следствие приложенных усилий. Чем больше хочешь усилий, тем лучше результат.
Более 20 лет назад начало складываться междисциплинарное направление научных исследований, превратился сейчас в совокупность общепринятых в научном сообществе идей и методов научного исследования, называемое синергетикой (в переводе с греческого означает - сотрудничество).
Предмет изучения синергетики - механизмы самоорганизации, т.е. механизмы самопроизвольного возникновения, относительно успешного существования и саморазрушения макроскопических упорядоченных структур, имеющих место в таких системах. Эти механизмы образования и разрушения структур, механизмы перехода от хаоса к порядку и обратно свойственны живым и неживым системам, мира человеческих и социальных процессов. Результаты исследований в этой области показывают, что как отдельный человек, так и общество в целом - это открытые нелинейные системы, для управления которыми необходимы принципиально новые подходы. Это вызывает необходимость разработки новых методов деятельности персонала управления и приведения в соответствие старых методов новому механизму управлиння.
Согласно синергетическим идеями каждый человек, организация, вся планета имеют, во-первых, множество путей развития. Это позволяет говорить, что путь развития каждого из нас не определен, не единственный. Можно выбрать лучший, оптимальный для себя шлях.
Один из специалистов в этой области пишет: "Возможно несколько путей развития сложного объекта, будущее не однозначно определяется этим (начальными условиями), его нельзя предусмотреть, опираясь только на предыдущий опыт. Оптимальный путь развития надо выбирать, его нужно высчитывать, им нужно управлять "[61].
Во-вторых, количество путей развития не бесконечно и, следовательно, реализовать не все, которые представляются желательными. Есть обмеження.
В-третьих, человек может описать, рассчитать желаемое, оптимальные для себя, осуществлении "сценарии" развития событий и культуры прийдешнього.
Зная будущее желаемое состояние (цель) и способы прохождения естественным тенденциям самоорганизации систем, человек может сократить время достижения цели. На этой основе можно разработать программу дий.
Итак, сложная нелинейная система способна сама себя строить и нужно только правильно инициировать желательные для человека тенденции саморазвития этой организации.
Закон резонансного возбуждения систем свидетельствует, что в каждой нелинейной системе есть определенная область параметров, в зоне которой даже слабое внешнее воздействие оказывает решающее влияние на функционирование и ее развитие. Основывается этот закон на том факте, что в зоне резонансного возбуждения внешние воздействия оказываются согласованными с внутренними свойствами системы и вызывают ее резонанс.
Слабая, но резонансный влияние очень эффективно. Если "укаливать" среду в нужное время и в нужном месте, топологически согласованно ее нарушать, то она будет развиваться всем богатством форм и структур.
Воздействия на систему могут быть двух видов. В одном случае, системе навязывается поведение, обусловлен внешним возмущением, но не внутренними свойствами. В остальном - система переводится из одного присущего ей состояния в другое изменением одного или нескольких управленческих параметрив.
При достижении управляющими параметрами определенных значений поведение большой системы меняется скачкообразно (она попадает в точку бифуркации).
Переход из неупорядоченного, хаотического состояния в упорядоченное (или наоборот) является свойством самой системы. Например, такая огромная система, как СССР, доведена до системного кризиса, попала в точку бифуркации с известными для всех последствиями. Этот подход к управлению, выбора и разработки методов управления имеет универсальное значення.
Синергетическая представление об эффективном управлении позволяет по-новому взглянуть на известные феномены человеческой активности.
Старинные методы саморегулирования человека и его самоисцеления, известные способы медитации и акупунктуры (иглоукалывания) раскрывают загадочные ранее физические и духовные потенции человеческого организму.
Эти приемы, способы, методы, апробированные тысячелетиями, могут успешно использоваться в самоменеджменту.
2.2.2. Методы самоменеджменту
Стройная теория самоменеджмента, которая могла бы служить руководством к действию, на сегодня отсутствует. Есть несколько концептуальных подходов к самоменеджмента: германская модель рациональной организации времени (Л. Зайверт) [26], американская школа рациональной жизни (Д. Карнеги) [33], рационально-психологическая школа (Н.-Б. Енкельменн, М. Бор - - кенбиль) [78].
Как мы показали ранее, понятие метода, как категории теории управления, связано с целями, принципами ит.д. Методы самоменеджмента, следовательно, базируются на законах управления человеком, связаны с его целями и принципами исповедуемой. Для систематизации и последующей характеристики методов, их соответствия вышеперечисленным требованиям, представим контуры модели самоменеджмента [59].
Самоменеджмент - это система человеческой деятельности, изучается с позиций теории самоорганизации открытых, динамических, неравновесных социальных систем.
Самоменеджмент - это многоуровневый процесс самодеятельности, возвышения личности, метод организации жизни. Он предусматривает опережающее отражение действительности, всегда ситуативен в тактике, но ориентируется на личностную стратегию.
Эффективный самоменеджмент "вписан" в человеческую природу (биоритмы, генетическая программа), связан с организационными отношениями и социальным управлинням.
3. Самоменеджмент направлен на управляющий орган в сис -
теме управления, который решает задачи: самоуправления, са -
моорганизации, саморегуляции и самовиховання.
Решение задач достигается совокупностью методов, способов, приемов, операций, процедур, алгоритмив.
Приведем примеры и дадим общую характеристику наиболее известных и разработанных методов. Все методы, изученные нами ранее, могут быть применены в самоменеджмента. Однако, учитывая уникальность реальной человеческой жизни, динамизм окружающего мира и изменчивость внутреннего мира человека, методы, которые он использует, окрашиваются его индивидуальностью и личным досвидом.
Учитывая характеристику модели самоменеджмента, можно выделить следующие методы (рис. 8).
В сегодняшних условиях необходимо пользоваться всем арсеналом представленных и не отраженных здесь методов. Однако наиболее актуально использование методов организационного управления, позволяющие спланировать деятельность каждого на реализацию всех внутренних возможностей человека на достижение поставленных целей в реальной обстановци.
А. Методы организационного управлиння
Человек - сложная организационная система. Согласно теории организации и синергетическим взглядами на его жизнедеятельность, он имеет целью (даже если ее не осознает), много путей движения к ней и еще больше возможностей ее достижения. Осознавая свою цель и желая ее достичь, он может действовать в последовательности, предлагаемой нами (рис. 9).
Прокомментируем наиболее важные этапы и охарактеризуем методи.
1. Анализ жизненной ситуации
Для выполнения этого анализа необходимо: I. Построить "линию жизни" с наглядным отображением наибольших успехов и невдач.
Отметьте в графе больших успехов и неудач место, где вы сейчас находитесь, ваш возраст. До какого возраста собираетесь дожить? Оцените уровень своих неудач и успехов по шкале "большие - мелкие". Рядом с экстремальными (крайними) точками вашей "жизненной линии" напишите слова, которые характеризуют соответствующие успехи и неудачи (поступление в вуз, рождения ребенка, банкротство и т. п.). Соедините эти точки по годам жизни. Вы увидите, в какой сфере жизни (работа, семейная жизнь, хозяйство, физическое состояние, социальное положение и т. д.) наблюдается тенденция успехов и невдач.
Попробуйте представить свое будущее и продолжите линию дали.
II. Провести анализ событий вашей життя
Ниже приведены вопросы для выполнения анализа жизни в разных сферах.
Робота
Имею ли я четкое представление о своей работе и ее цели?
Помогает работа в достижении других жизненных целей?
Какие цели развития по отношению к работе?
Какую работу я хочу выполнять через 10 лет?
Есть ли у меня вдохновение и мотивация?
Что для меня мотиватором сейчас? А через 5 лет?
Какие сильные и слабые стороны моей мотивации?
Что мне нужно сделать, чтобы убедиться, что моя работа будет в ближайшие годы отвечать моим личным потребностям?
Материальное становище
Каково мое экономическое, материальное положение?
Есть ли у меня личный бюджет, придерживаюсь я его рамок?
Сколько у меня долгов?
Получу ли я в случае необходимости кредит?
Каковы мои потребности в финансировании и размещении капитала в ближайшие годы?
Какие меры я могу принять, в случае необходимости, для улучшения материального положения?
Состояние здоровья
Какова моя общая форма?
Бываю я регулярно на осмотре у врача?
Занимаюсь я регулярно оздоровительным спортом?
Достаточно ли я сплю? Правильно ли я питаюсь? Каков мой вес?
В каких количествах употребляю алкоголь?
Забочусь я за "строительство" своего тела?
Какие меры я могу принимать для улучшения своего состояния?
Человеческие взаемини
- Искренне я интересуюсь мнением и точкой зрения других? А как я их учитываю?
Интересуют меня чужие заботы и проблемы?
Интересует других мое мнение?
Навязываю я другим свое мнение?
Умею я слушать?
Умею я ценить других людей, с которыми общаюсь?
Как я забочусь о дружеских отношениях?
Как я могу развивать свои отношения с другими?
Морально - психологическое стан
Развивая я себя постоянно тем или иным способом?
Читаю я регулярно газеты, журналы, книги?
Слежу ли я за новостями дня: из газет, радио, ТВ?
- Посещаю или учебные занятия, занимаюсь ли самообразованием в психологической области?
Есть ли у меня личный план жизни и развития?
Как я могу развивать свою мотивацию и душевное состояние?
Семейное життя
Понимаю я значение семьи?
Какова моя семейная ситуация на сегодняшний день?
Изменится она в ближайшие годы и как?
Уделяю я достаточно времени своей семье?
Ли в моей семье общие интересы?
Знаю я членов моей семьи - их потребности и мнения?
Как я могу развивать свою семейную жизнь?
Упражнение 1. Что вызывает у меня радость и способствует хорошему самочувствию ? |