При трудоустройстве на работу специалист получает два предложения, резко отличающихся

При трудоустройстве на работу специалист получает два предложения, резко отличающихся друг от друга, но каждый имеет свои преимущества и свои недолики.

В первом случае речь идет о административную должность, привлекательной с материальной стороны и означает возможное продвижение по службе. Естественно, руководящая работа связана с большой нагрузкой. Другое предложение в денежном отношении менее выгодно, но не связано с нервными перегрузками. Решения приходится принимать еще и в условиях, связанных с изменением места жительства и перехода жены на новое место роботи.

Последовательность принятия решения:

Выбираются критерии, влияющие на выбор: оклад, самостоятельность, профессиональный интерес, культура взаимоотношений с сослуживцами, возможность получения жилплощади, возможность нового места работы для жены, психофизиологические нагрузки, дополнительные выгоды (премии, отпуска и т. п.). Module .
Вырисовывается круг и в нем восемь радиальных шкал (по выбранным критериям), на которые наносятся числовые и словесные обозначения. Лучшие значения располагаются ближе к центру. При этом не имеет значения, как проградуированы шкалы - в относительных единицах, условные обозначения или словесно. Необходимо отразить тенденцию к ухудшению при движении от центра к периферии.

Для критерия "оклад" более высокие цифры расположены ближе к центру. "Самостоятельность" (оценивается по системе оценок, обратных школьным) - более высокие баллы - на периферии.

При словесных обозначения других критериев все зависит от формулировки критерия - имеют такие оценки, как "очень большой", "очень высокий", располагаться ближе к центру или от него. Большая нагрузка - недостаток и значение критерия - должно располагаться дальше от центра. Большие дополнительные выгоды - достоинство и место этого значения - ближе к центру.

На внутренней окружности должны указываться лучшие, но не утопические цифры. Например, зарплата в 1000 долларов пока нереальна. При оценке возможностей для получения жилья или работы для жены, наоборот, оценка "немедленно" не исключается. На внешней окружности должны располагаться низкие оценки, но не менее известного минимуму.

3. Осуществляется выбор соответствующих оценок и отметка их на
соответствующих шкалах (рис. 25).

Это может представлять сложную задачу, если не обладать необходимой информациею.

4. Замкнутой линией соединяются точки, проставленные на
осям. Получается неправильный многоугольник. Обозначенная самое -
меньше площадь соответствует лучшего варианту.

3.3.3. Теория игор

Впервые теоретико-игровая задача (задача о справедливом разделе ставки между двумя игроками в кости) была поставлена в конце XV века итальянским математиком Л. Пачиоли (14451514), которому также принадлежит открытие двоичной системы счисления. Решение же этой задачи было получено только через 150 лет французским математиком и физиком Б. Паскалем

(1623-1662).

В настоящее время аппарат теории игр получил существенное развитие. Появились методы, позволяющие найти оптимальное решение некоторых игровых задач. Однако гораздо чаще эти методы позволяют только глубже разобраться в ситуации, оценить каждое решение с разных точек зрения, взвесить его преимущества и недостатки. При этом выбор решения в условиях неопределенности связан с неизбежностью элемента ризику.

Наибольших успехов теория игр добилась в изучении так называемых парных игр с нулевой суммой. В этом случае есть две враждующие стороны: выигрыши, полученные одной стороной в процессе развития конфликта в результате выбора обеими сторонами определенных способов действия, уровне проигрышу другой сторони.

В таких играх "работает" доведен фон Нейманом принцип "Минимакс" - принцип получения максимума из того минимума, который тебе оставляет антагонистически настроен супротивник.

Теория игр в бизнесе используется для прогнозирования реакции конкурентов на изменение цен, предложения дополнительного обслуживания, модификацию старой и освоение новой продукции и т. п.

При решении ряда практических задач приходится принимать решения в конфликтных ситуациях. Конфликтная ситуация характеризуется наличием двух или более противоборствующих сторон. Интересы этих сторон не совпадают, причем каждая из сторон не в состоянии полностью определить исход подий.

Примеры конфликтных ситуаций весьма разнообразны. Необходимость выбора оптимального способа действий в подобных условиях и вызвала к жизни специальный математический аппарат - теорию игр. Задачей теории игр является выработка рекомендаций по рациональному образу действий участников конфликту.

Предметом исследования теории игр являются формализованные модели реальных ситуаций, предназначенные для количественного анализа различных способов поведения участников. Особенность такой модели - отражение наиболее существенных сторон рассматриваемой ситуации без уделения внимания второстепенным факторам. Именно этим обеспечивается возможность анализа. Предполагается, что, в отличие от реального конфликта, игра развивается по вполне определенным правилами.

Модель характеризуется следующими свойствами:

известны все последствия конфликтной ситуации;

известны значения не только переменных, определяющих результаты игры, но и переменных, на которые могут влиять в какой-то степени участники конфликта;

каждому исходу конфликтной ситуации участник может дать количественную оценку соответствия этого результата его интересам.

В теории игр предполагается, что игра состоит из ходов, выполняемых игроками одновременно или последовательно. Ходом называется выбор одного из предусмотренных правилами игры действий и его осуществления. Совокупность ходов, сделанных игроками от начала до окончания игры, называется партией. Партия - это частная реализация гри.

Различают личные и случайные ходы. Личным ходом называется сознательный, оправданный выбор игроком одного из возможных вариантов действий и его осуществление. Например, каждый ход в шахматах является личным ходом. Первый ход - это ход белыми одним из 20 возможных вариантов. Случайный ход - это также выбор одного из возможных вариантов действий, обусловленных правилами игры. Выбор определяется с помощью случайного механизма (бросание монеты, игральной кости).

При анализе игры со случайными ходами необходимо для каждого случайного хода знать распределение вероятностей возможных результатив.

Некоторые игры, например, состоят только из случайных ходов (чисто азартные игры), другие - только из личных ходов (шахматы, шашки). Играми, содержащие только случайные ходы, теория игр не займаеться.

Одним из основных понятий теории игр является понятие стратегии. Стратегией игрока называется полная система указаний, однозначно определяющие выбор дальнейшего хода игрока в каждой возможной ситуации. Обычно игрок, участвующий в игре, не следует жестким, фиксированным правилам. Действия игрока при каждом личном ходе обусловлены конкретной ситуацией. Однако теоретически дело не изменится, если мы представим, что все эти решения предусмотрены игроком заранее по принципу: если сложится такая-то ситуация, то я делаю так-то. Если такой порядок решений будет принят, это будет означать, что игрок выбрал определенную стратегию.

Стратегии могут быть хорошими, удачными, плохими и неудачными. Стратегию считают удачной, если она обеспечивает игроку выигрыш. Каждый игрок стремится направить свои действия на получение максимального выигрыша, соперник же, при данных обстоятельствах, всеми возможными средствами добивается снижения выигрыша противника к минимуму. Поэтому в теории игр анализ конфликтных столкновений проводят в предположении разумного противодействия супротивника.

Отсюда целью теории игр является выработка рекомендаций для разумного поведения игроков в конфликтной ситуации, то есть определение "оптимальной стратегии" для каждого из них.

Оптимальной стратегией игрока называется стратегия, обеспечивающая ему при любых действиях противника самый виграш.

Теория игр, как любая математическая модель, описывающая сложные явления, имеет свои ограничения. Важнейшим из них является то, что выигрыш искусственно сводится к одному-один-ного числа. В большинстве же конфликтных ситуаций при выборе разумной стратегии приходится учитывать не один, а несколько числовых параметров - показателей эффективности. Стратегия, оптимальная по одному показателю, необязательно будет оптимальной по другим. Кроме того, одним из ограничений является также представление о полной ("идеальной") разумности соперника. В реальном конфликте зачастую оптимальная стратегия состоит в том, чтобы угадать, в чем противник "глупый", и использовать это в своих интересах. Схемы теории игр не включают элементов риска, неизбежно сопровождающих разумные решения в реальных конфликтах. В теории игр оказывается наиболее осторожная, "перестраховочное" поведение участников конфликту.

Осознавая эти ограничения, игроку не следует слепо придерживаться рекомендаций, полученных игровыми методами, но все же разумно использовать математический аппарат теории игр для собственной стратегии.

Теория игр рассматривает различные игровые модели, отличающиеся друг от друга многими ознаками.

В качестве примера возьмем матричную игру. Рассмотрим игру двух лиц с конечным числом стратегий у обоих игроков, в которой игрок А имеет m стратегий, а игрок В (соперница фирма) - n стратегий.
3.3.4. "Дерево целей" (решений)

Суть метода заключается в последовательном распределении цели (проблемы), требующей решения, на ряд все более и более мелких, тесно связанных между собой подцелей. Решение этих простых целей "привязывается" к соответствующему иерархическому уровню управляемой системи.

При разделении целей необходимо учитывать их особенности: иерархичность и ранжування.

Иерархия целей. Целям присущи такие качества, как сопод-вания, развертиваемость и соотносится важливисть.

Соподчиненность выражается в зависимости тактических целей от стратегических, целей функциональных подразделений от цели фирми.

Развертиваемость проявляется в конкретизации общей цели (по содержанию, времени и уровня) в нескольких подцели (более локальных, более частных целях).

Соотносится важность целей выражается в неодинаковых значениях, различной их оценке. Это позволяет ранжировать цели, устанавливать приоритет, выделять цели наиболее важные, относительно менее важливи.

Соподчиненность, развертиваемость и ранжирование целей и положены в основу метода - "дерева целей". Дерево целей с количественными показателями, которые используются в качестве одного из средств при принятии решений, и носит название "деревьев решений".

Главное преимущество "дерева решений" перед другими методами - возможность связать отношение цели с действиями, подлежащих реализации в сьогоденни.

"Деревья целей" целесообразно строить и использовать при решении сложных многоаспектный проблем, требующих декомпозиционного приемов анализа и ришення.

Последовательное деление (декомпозиция) позволяет находить эффективные пути решения целого комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных проблем и завдань.

При построении многоуровневого "дерева решений" достижения цели каждого из уровней модели обеспечивается комплексом мер предыдущего уровня. Каждый уровень "дерева решений" должен занимать определенное место в иерархической последовательности, составленной на основе соблюдения причинно-следственных связей.

Построение «дерева решений» (рис. 26) выполняется "сверху вниз" - от задач более сложных, более важных - до задач менее сложным, менее важным, что требует меньше времени (средств, сил, ресурсов) для их здийснення.
На схеме "дерева решений" самое верхнее положение занимает конечная цель решения проблемы (конечный результат).

Чем сложнее решаемая задача, тем больше должно быть число уровней рассмотрения проблемы и тем большее число задач, решаемых на каждом ривни.

Появление на каждом уровне «дерева решений» целого ряда условий, множества задач, решение которых должно обеспечить достижение цели высшего уровня, что приводит к необходимости их ранжирования. При этом происходит сравнение задач, оценка их значимости, их важности, их "веса" в решении высшей по уровню задачи. Это приводит к необходимости устанавливать приоритеты в решении этих задач. Достигается это введением коэффициентов значимости относительной важности (КОВ), которые определяются экспертами (табл. 25).
Для каждого "дерева решений" строится матрица. Часто вводятся коэффициенты взаимной полезности решений, получаемые опросом экспертов. Они показывают влияние степени важности одних решений на инши.

Приведем сугубо иллюстративный пример "взвешивания" целей с условными оцинками.

Допустим, необходимо распределить средства (капитальных вложений и других ресурсов) на развитие миста.

"Взвешивание", например, по столбцу "Жилищное строительство" проводится так: (0,7 • 0,5) (0,1 • 0,3) (0,3 • 0,2) = 0,44; по колонке " развитие городского хозяйства и обустройства ": (0,2 • 0,5) (0,5 • 0,3) (0,4 • 0,2) = 0,33.

Такое "взвешивание" позволяет определить, что на жилищное строительство следует направить 44%, на обустройство и развитие городского хозяйства - 33%, на развитие транспортной сети - 23% выделенных коштив.

"Дерево решений" можно использовать в повседневной деятельности для принятия последовательных решений (рис. 27).
Для принятия решения собирается необходимая информация об ожидаемых выигрышах при различных вариантах действий и о вероятности соответствующих подий.

Возвращаясь от второго принятия решения до начала, находится преимущественное ришення.

Рассчитывается ожидаемое значение для вариантов производства продукта Б: (0,7 • 8) (0,3 • 3) = 6,5 тыс. Продукта А: (0,4 • 2) (0,6 • 6) = 4, 4 тис.

Принимается решение: наращивание производственных мощностей производства продукта А и Б. Применение метода позволяет

определять пути достижения цели с выполнением количественной оценки сложности возникают задач и оценкой трудности осуществления того или иного варианта;

улучшать качество решений в условиях невизначености.

К методам творческой работы с исполнительными функциями, которые используются в системе кадрового менеджмента, можно отнести следующие [69].

Метод главных компонентов - способ, позволяющий отразить в одном показателе (компоненте) свойства десятков показателей, дает возможность сравнивать не множество показателей одной системы управления персоналом с множеством показателей другой подобной системы, а только один (первого, второго, третьего компонента).

Метод групповых оценок - метод получения информации в социальной психологии. Основывается на изучении оценок, мнений, суждений членов группы по какому-либо вопросу. Метод широко применяется при изучении группой оценки личности или групповой оценки коллектива (оценка членами группы тех или иных свойств группы в целом). Он относится к метод опроса. Респондентам раздают опросные листы с перечнем ряда качеств и просят оценить степень развития этих качеств в группе по принятой шкале. При использовании балльных оценок в процессе обработки собранной информации по каждому качеству рассматривается индекс групповых оценок. Он определяется как отношение полученной суммы баллов и максимально возможной с точностью два знака после запятой. Полученные данные используются в социологических исследованиях, которые используются для планирования социального развития организации.

Метод обобщения независимых характеристик основан на сборе сведений о каком-либо явлении, событии, человеке путем опроса лиц, имеющих сведения об изучаемом явлении (событие, человека). Анализ и обобщение сведений (характеристик), сообщаемых опрашиваемыми лицами независимо друг от друга, находящихся в разных отношениях к изучаемого явления и имеют свои точки зрения и мнения, позволяющие путем обобщения полученных сведений составить более объективную характеристику явления (события, человека ).

Метод полярных профилей основывается на качественной и количественной оценки степени выраженности личности или тех или иных ее свойств. Для оценки предлагаются парные свойства с противоположными (полярными) значениями, степень выраженности оценивается по шкале в интервалах крайних значений. Результаты такой субъективной оценки, представлены графически, имеют вид профилей-графиков, соединяющих точки, соответствующие значениям свойств, которые оцениваются в особистости.

Метод 6-5-3 - способ, предназначенный для систематизации процесса нахождения идей по развитию системы управления персоналом. Суть метода 6-5-3 заключается в том, что каждый из шести членов экспертной группы пишет на отдельном листе бумаги три идеи, передает его другим пяти членам группы, которые, в свою очередь, на основе уже предложенных вариантов пишут еще по три идеи и т. д. По окончании этой процедуры на каждом из шести листов будет записано по 18 вариантов решений, а всего их будет 108.

Методы анализа работы - способы исследования, включающие: а) наблюдение б) собеседование в) составление вопросников. Наблюдение может быть сплошным и выборочным. При выборочном наблюдении (оно более сложное, чем первый) по операциям, выполненным на рабочем месте, информация собирается в произвольные (случайные) интервалы времени за время полного рабочего цикла.

















3.3.1. Матричные методи Суть их - в представлении сложной системы взаимоотношений Методы повышения квалификации работников аппарата управления [69] - способы расширения