Понятие менеджменту Понятие "менеджмент" трактуется очень широко по управлению

Понятие менеджменту

Понятие "менеджмент" трактуется очень широко по управлению хозяйственной деятельностью, направленной на получение прибыли. Наиболее часто используемые в литературе определения сущности и содержания менеджмента приведены на рис. 4.
Суть основных составляющих понятия "менеджмент" состоит в следующем:


менеджмент как функция проявляется в том, что профессионально подготовленные специалисты - менеджеры - формируют предприятия (организации) в целом или отдельные их подсистемы (производство, маркетинг и др.) и управляют ими путем постановки целей, разработки и реализации способов их достижения;

менеджмент как процесс управления предполагает выполнение функций планирования, организации, координации, мотивации и контроля, с помощью которых менеджеры создают условия для продуктивной и эффективной работы занятых на предприятии работников и получение результатов, соответствующих целям;

менеджмент как специфический орган (аппарат) управления эффективно координирует и рационально использует все ресурсы предприятия (материальные, финансовые, трудовые и др.) для достижения его целей;

менеджмент как определенная категория людей, профессионально осуществляющих работу по управлению, т.е. формируют предприятие и руководящих его персоналом для достижения целей деятельности предприятия;

менеджмент как наука управления изучает и объясняет природу управленческого труда, выявляет факторы и условия, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным. Суть менеджмента как искусства заключается в применении научных знаний об управлении на практици.


Отметим, что в литературе и на практике понятие "менеджмент" и "управление" используются как идентичные, взаемозаминни.

Итак, менеджмент - это вид профессиональной деятельности людей, занимающихся организацией и координацией процесса достижения системой принятых и реализованных целей с использованием научных подходов, концепций маркетинга и человеческого фактора.

В этом учебном пособии под понятием "менеджмент" подразумевается совокупность принципов, методов и средств управления предприятием в условиях рыночных отношений путем рационального использования всех видов ресурсов с целью повышения качества и эффективности производства продукции (оказания услуг) и увеличение прибутку.

Предприятие как большая и сложная система характеризуется разнообразием входящих в него элементов. Менеджмент предприятия предусматривает управление этими элементами, их разносторонней деятельностью, где объединяющей является операционная функция. (Другие направления деятельности предприятия призваны обеспечить оптимальную работу по производству продукции или оказания услуг.)

Приведем основные элементы системы менеджмента предприятия:


основы менеджмента (теория управления, теория организации, исследования систем управления, разработка управленческих решений);

стратегический менеджмент (планирование, выбор и управление реализации стратегии)

финансовый менеджмент (управление финансами)

инновационный менеджмент (управление нововведениями)

операционный менеджмент (планирование, организация и управление операционной системой);

экологический менеджмент (управление экологией)

менеджмент внешнеэкономической деятельности (управление внешнеэкономическими связями)

кадровый менеджмент (концепции, принципы и методы работы с персоналом).
Менеджмент с позиций системного пидходу

Предприятие как открытая система в условиях рыночных отношений широко взаимодействует с внешней средой. Рынок предполагает [5]:


свободный выбор хозяйствующим субъектом направления деятельности в соответствии с компетенцией и местом в системе общественного разделения труда и воспроизводства;

свободный доступ к любым видам ресурсов, ограниченный лишь собственными и заемными средствами;

экономическую ответственность хозяйствующего субъекта за использование ресурсов, необходимость рассчитываться по всем обязательствам за возможные потери и неэффективные решения средствами хозяйствующего субъекта;

производство продукции на неизвестный рынок, т.е. относительную неопределенность местонахождения споживача.


В таких условиях функционирования предприятий связано как с расширением их прав и ответственности, так и с необходимостью более гибкой адаптации к изменениям в окружающей хозяйственной среде. Возникают новые цели и задачи, что отечественные предприятия самостоятельно не только не решали, но даже и не ставили перед собой. В настоящее время в процессе приватизации и структурной перестройки экономики создается много новых предприятий, меняются формы собственности, налаживаются новые хозяйственные связи, формируются рыночные механизмы управлиння.

С учетом специфики рассматриваемого вопроса уточним связь и взаимодействие предприятия как системы с внешним середовищем.

Предприятие как система формирует и проявляет свои свойства только в процессе взаимодействия с внешней средой. Система реагирует на воздействия внешней среды, развивается под этими действиями, но при этом сохраняет качественную определенность и свойства, обеспечивающие относительную устойчивость и адаптивность функционирования системы (упрощенное взаимодействие показано на рис. 5). Без взаимодействия с внешней средой предприятие как открытая система не может функционировать. (Из внешней среды оно получает информацию, ресурсы, капитал и в ней же передает свою продукцию или услуги.) Вместе с тем чем меньше возмущений во внешней среде, тем устойчивее будет функционировать предприятие. Задача менеджера заключается в прогнозировании ситуаций и принятия мер по адаптации параметров систем к факторам внешней середовища.
В случае применения системного подхода на основе маркетинговых исследований сначала формируются параметры "выхода", т.е. товара или услуг. Возникают вопросы: Что делать? С каким уровнем качества? С какими затратами? Для кого? В какой срок?

Кому продавать и по какой цене? На эти вопросы ответы даются одновременно. "Выход" должен быть конкурентоспособным по нормативам.

Затем определяются параметры "входа". Решаются вопросы: Какие нужны ресурсы и информация для процесса? Потребность в ресурсах и информации прогнозируется после изучения организационно-технического уровня производства системы (уровня техники, технологии, организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (экономической, технологической, социально-демографической среды страны и инфраструктуры данного региона).

Обратная связь является коммуникационным каналом от потребителей системы ("выхода") к производителю товара и поставщикам системы ("входа"). При изменении требований потребителей к товару, а также параметров рынка, появлении организационно-технических новинок "вход" системы и сама система должны отреагировать на эти изменения и внести соответствующие изменения в параметры функционування.

Таким образом, условия обеспечения конкурентоспособности товара следующие:


результаты маркетинговых исследований должны гарантировать высшие мировые достижения к моменту поставки товара потребителю, то есть должен быть обеспечен высококачественный прогноз параметров "выхода" системы;

"Вход" системы должна быть отличного качества;

внешняя среда должна способствовать нормальному протеканию процесса в системе;

организационно-технический уровень системы должен позволять перерабатывать качественный "вход" системы в качественный "выход".




Таким образом, согласно рассматриваемой концепции предприятия с позиции системного подхода с целью обеспечения высокого качества "выхода" системы сначала необходимо обеспечить высокое качество "входа", а затем высокое качество процесса и благоприятные условия внешней середовища.

Например, если качество "входа" машиностроительного предприятия удовлетворительное, то какими бы ни были на предприятии технология, оборудование, кадры и прочее, качество "выхода" также будет удовлетворительным. Если качество "входа" отличный, а качество процесса преобразования удовлетворительное, то и якисть

"Выхода" будет удовлетворительным, т.е. оценка качества "выхода" равна низкой оценки предыдущих элементов. При этом сначала формулируются требования к "выходу" системы, затем к "входа" и внешней среде и только потом к процессу перетворення.

Таким образом, можно сделать общий вывод: прежде чем выдвигать требования к коллективу, необходимо изучить его цели, качество поступающих, информации, внешнюю по отношению к коллективу среду, т.е. отработать "вход" системы, отрегулировать (если возможно) отношения с внешним средой и только потом приступать к повышению качества процесса, регулирования внутренней среды и в целом совершенствования операционного менеджменту.


Функции операционного менеджменту

На любом предприятии существуют специальные и управленческие проблеми.

Специальные проблемы напрямую связаны с технологической стороной деятельности и не имеют прямого отношения к управленческих функций (производственные проблемы). Например, товаровед может принимать решения о последовательности кольцевого завоза товаров в магазины, экономист - о сборе соответствующей статистической информации, бухгалтер - о составлении бухгалтерского отчета и ин

К управленческим относятся проблемы использования материальных, финансовых и человеческих ресурсов предприятия, организации труда людей, распоряжения, решения, постановки целей перед отдельными сотрудниками и группами працивникив.

Естественно, менеджер не должен заниматься только управленческими вопросами и соответствующими процедурами (указания, беседы с людьми и др.). В отличие от работника, который не имеет отношения к управлению и занят решением только производственно-технологических проблем, менеджер должен заниматься также производственными делами. Поэтому в функции менеджера входит решение проблем как чисто управленческих, так и виробничих.

Совокупность проблем, разрешением которых занимаются менеджеры в общем организме операционной системы, можно графически представить в виде "круга менеджмента" (рис. 6). Исходя из приведенных ранее структуры и задач операционной системы рассмотрим концептуально каждую из функций операционного менеджменту.
Планирование - функция менеджмента номер один. Ее реализация определяет перспективу развития системы и ее будущее состояние, обусловливает темпы, источники, методы и формы развития операционной системы для достижения поставленной цели в виде конкретных плановых моделей (расчетов), задач и показателей с установлением сроков исполнения. Составной частью этой функции является прогнозирование - вероятностная оценка характера изменений целей или путей развития объекта управления, а также ресурсов и организационных мероприятий, необходимых для достижения ожидаемых результатив.

Организация - реализация разработанных планов и программ путем кооперации людей и орудий труда (машин, оборудования и т. п.). При этом совместная трудовая деятельность людей должна осуществляться качественно с высоким результатом при минимальных затратах ресурсов. Особенность данной функции менеджмента состоит в том, что только она обеспечивает взаимосвязь людей и повышения эффективности их праци.

Мотивация. В современной философии менеджмента в основе влияния на людей лежит не принуждение, а мотивационные регуляторы, учитывающие психологические особенности человека. В центре внимания функции мотивации находятся три понятия: ценность, инструментарий и ожидания. Такой подход базируется на том, что никогда нельзя заменить собственную мотивацию работника другой. Иными словами, внутреннюю мотивацию нельзя вызвать внешней. Поэтому менеджер может достаточно мотивировать своих работников, создав ситуационное поле, побуждает их сделать то, что от них ожидают. Данное поле формируется из следующих составляющих: стиль управления, поведение менеджера в коммуникациях; оплата труда и др. • Контроль. Суть функции - в заблаговременном выявлении надвигающейся, выявлении ошибок, отклонений от установленных норм, нормативов, стандартов и тем самым в создании основы для корректировки деятельности операционной системы. Таким образом, главная задача контроля заключается не в поиске "козлов отпущения" за допущенные ошибки, а в установлении причин последних и нахождении возможных путей выхода из сложившегося положения. Перечисленные функции не просто составляют единое целое - они взаимосвязаны, проникают друг в друга так, что порой их трудно разделить. Реализация всех функций планируется, организуется, мотивируется и контролируется с помощью определенных методов, т.е. способов приведения их в виконання.



Методы и принципы операционного менеджменту

Современной практикой выработаны четыре группы методов управления операционными системами: организационные, административные, экономические и социально-психологические. Рассмотрим их концептуальную сутнисть.

Организационные методы. Суть их заключается в том, что прежде чем какая-то деятельность будет осуществляться, она должна быть оптимально организована: спроектирована, нацелена, регламентирована, нормирована, снабжена инструкциями, фиксирующие правила выполнения работ и поведения персоналу.

Система организационных методов представлена на рис. 7. Необходимо сначала создать предприятие, цех, участок, отдел и т.п., то есть разработать нормативные акты, регламентирующие, нормируется и инструктируют их деятельность, подобрать и расставить по местам людей, обеспечить их планами, дать задание, показать направления действий, а затем уже руководить их действиями. Таким образом, организационные методы предшествуют самой деятельности, создают для нее необходимые условия, а следовательно, являются пассивными, составляя базу трех других групп - активных методив.
Административные методы. Их называют также методами властной мотивации, и сводятся они прежде всего к открытому принуждению людей к той или иной деятельности или к созданию возможностей для такого принуждения. Эти методы широко применялись на промышленных предприятиях и в сфере услуг по административно-командной системы управления экономикой в нашей стране. На практике эти методы реализуются в виде конкретных безальтернативных задач, допускающих минимальную самостоятельность исполнителя, в результате чего вся ответственность возлагается на руководителя, отдающего распоряжение. В условиях рыночных отношений административные методы должны вытесняться другими группами методив.

Экономические методы. В результате перехода к рыночным отношениям административные методы перестали соответствовать реальным потребностям управления. Экономические методы предполагают косвенное воздействие на объект. Исполнителю устанавливаются только цели и общая линия поведения, в рамках которых он самостоятельно ищет наиболее предпочтительные для него пути их достижения. Проявляет инициативу, выгодна не только работнику, но и предприятию, своевременное и качественное выполнение (в отдельных случаях и перевыполнение) заданий всячески вознаграждаются, прежде всего в виде денежных выплат. Таким образом, в основе этих методов лежит экономическая заинтересованность работника в результатах своего праци.

Социально-психологические методы. Как показывает практика, экономические методы также довольно быстро обнаружили ограниченность, особенно при управлении деятельностью лиц интеллектуальных профессий, для которых деньги, конечно, важный, но не самый главный стимул в работе. В 20-30-х годах XX в. появились социально-психологические методы. Концептуально они сводятся к двум основным направлениям:


формированию благоприятного морально-психологического климата в коллективе, что способствует большей отдачи при выполнении работы благодаря повышению настроения людей;

выявления и развития индивидуальных способностей каждого, позволяющих обеспечить максимальную самореализацию личности в операционном процеси.


Все приведенные методы операционного менеджмента реализуются в соответствии с определенными принципами и правилами. Рассмотрим наиболее значимые из них в аспекте освещаемой здесь тематики.

Целенаправленность управления. Этот принцип - один из важнейших. Управленческий процесс должен быть целенаправленным, то есть всегда ориентирован на решение конкретных проблем, достижение конкретных цилей.

Функциональная социализация в сочетании с универсальностью. Суть этого принципа заключается в том, что к каждому объекту управления должен быть свой подход, учитывающий его специфику. Например, спортивной командой нельзя управлять так же, как актерами на сцене, а группой врачей - как военным подразделением. Но поскольку в этих случаях имеет место руководство людьми как таковыми, то существует некий универсальный подход к ним независимо от того, кто они - солдаты или ученые, чиновники или будивельники.

Последовательность управленческих процессов. Любой управленческий процесс строится в соответствии с принципом последовательности, т.е. элементы или стадии, из которых он состоит, должны следовать друг за другом в определенном порядке. Нельзя, например, сначала отдать распоряжение, а затем обдумывать его правомирнисть.

Оптимальное сочетание централизованного регулирования управляемой подсистемы с ее саморегулированием.



Операционная функция Действия, в результате которых производятся товары и оказываются Глава 2 Управление материальными ресурсами и производственными запасами