Как отмечалось ранее, Э. Деминг и Д. Джуран разработали программу, которая базируется

Как отмечалось ранее, Э. Деминг и Д. Джуран разработали программу, которая базируется на их философии: "Основа качества продукции - качество труда и качество менеджмента на всех уровнях" [15].

В более конкретном виде эта философия качества формируется в цикле: планирование - исполнение - контроль - нормирования. На его основе сформулирован ряд руководящих принципов, которые необходимо учитывать при проектировании и построении системы управления качеством на любом предприятии:


сделайте так, чтобы стремление к совершенствованию товара или услуг стало постоянным. Ваша конечная цель - быть конкурентоспособным, остаться в бизнесе и обеспечить рабочие места. Или не отступайте от достижения твердо установленных производственных целей в области поэтапного и постоянного улучшения продукции и услуг;

применяйте новую философию качества (предпринимательства), чтобы добиться стабильности работы предприятия;

поймите, что для достижения качества нет необходимости в сплошном контроле;

постоянно совершенствуйте систему производства и обслуживания с целью повышения качества и производительности, а также снижения затрат;

создайте систему подготовки кадров на рабочих местах;

создать систему эффективного руководства, а не надзора;

используйте методы общения между людьми, исключив страх и недоверие;

прекращайте практику лозунгов, проповедей и «мобилизации масс";

прекращайте практику выделения производственных мощностей на основе жестких нормативов;

устраняйте препятствия, которые лишают работника права гордиться своей работой,

ясно определить обязанности и ответственность руководителей всех уровней за постоянное улучшение качества продукции и послуг.




На основе этих принципов на Западе менеджеры широко применяют рекомендации в области стимулирования труда. В основном они сводятся к следующему:


награждать перспективные решения, а не сиюминутные;

награждать тех, кто берет на себя риск, а не тех, кто его избегает;

награждать творческую работу, а не слепое подчинение;

награждать за результаты работы, а не за объем;

награждать за упрощение, а не за бесполезные (если даже не вредные) осложнения;

награждать за качество, а не за быструю работу;

награждать тех, кто работает друг с другом, а не против друг одного.






На базе указанной философии, а также принципов и рекомендаций в 80-х годах на Западе было четко определено, что основной задачей каждого предприятия является качество продукции и услуг [24]. Выполнение этой генеральной задачи должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции. Она представляет собой организационную структуру, четко распределяет ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления якистю.

В системе управления качеством продукции на предприятии важное место занимает служба управления качеством. Ее основные задачи:


защита репутации фирмы;

защита потребителя от дефектной продукции;

сокращения непроизводительных работ;

Предупреждение шлюбу.


На основе этих задач важнейшими функциями службы управления качеством являются:


координация работ по постоянному повышению качества на всех стадиях жизненного цикла продукции (стратегический маркетинг, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), организационно-технологическая подготовка нового производства (ОТПП), производство, подготовка товара к функционированию, эксплуатация, ремонт, утилизация товара);

координация деятельности всех подразделений и служб предприятия в разработке конкретных целей, а также их информирование о достигнутых результатах;

координация программ, планов и других регламентирующих документов и активное участие в подготовке кадров (рабочих всех специальностей и квалификаций специалистов и менеджеров всех уровней).


Известно, что сущность всякого управления заключается в выработке управляющих решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенный объект управления. В системе управления качеством продукции непосредственными объектами управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они организуются и протекают как на допроизводственной стадии (проектирование), так и на производственной (производство) и послепроизвод-ции (эксплуатация) жизненного цикла продукции.

Особое место в системе управления качеством продукции занимает технический контроль. Он представляет собой систему методов, средств и мероприятий, в результате которых идентифицируется качество готовой продукции, полуфабрикатов и сырья требованиям стандартов и межцеховых нормативами, а также обеспечивается выработка высококачественной продукции в соответствии с этими нормативными документами и стандартами.

Задачи технического контроля:


определения качества готовой продукции

предупреждения влияния случайных и субъективных факторов на качество продукции




• обеспечение соблюдения заданного технологического режима. Функции технического контроля выполняет служба техничного

контроля предприятия, которая может включать в себя отдел технического контроля, центральной лаборатории, лаборатории цехов, группы контроля и др. Служба технического контроля подчиняется непосредственно директору пидприемства.

На предприятиях технический контроль осуществляется по двум направлениям: контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, контроль параметров технологического режиму.

Технический контроль охватывает все стадии производства и должен быть профилактическим, оперативным, точным, обязательным. При его организации необходимо определить вид контроля (предварительный, промежуточный, окончательный), форму (лабораторный, инструментальный, визуальный), методы (сплошной, выборочный), частоту (периодичность), органы контроля, документацию по контролю и экономические санкции при несоблюдении стандартов и норм .
Эволюция развития требований к обеспечению якости Понимание управления качеством В последние годы широко применяются стандарты, в которых отражены мировой опыт управления