Человек - существо биопсихосоциальная. "С чисто познавательной точки зрения человек

Человек - существо биопсихосоциальная. "С чисто познавательной точки зрения человек - самый таинственный и сбивающий с толку исследователей объект науки. И следует признать, что в своих изображениях универсума наука, действительно, еще не нашла ему места", - так начинает П. Шарден предварительное замечание, эт 'связано с выявлением парадокса человека, если судить о нем по биологическим результатам его появления [321].

Мы подходим к человеку с различными измерениями его существования: биологическим, психическим, социальним.

Биологическое существование выражается в морфофизиологичес-ких, генетических, нервно-мозговых, электрохимических и других процессах человеческого организма. Под психическим понимают внутренний духовный мир человека - его сознательные, подсознательные и бессознательные процессы, волю, характер, темперамент, память, подпрограммы и т. д. Социальное характеризуется, прежде всего, положением человека в обществе (содержанием и характером его жизнедеятельности) .

Как известно из практики системного анализа, ни один аспект в отдельности не раскрывает свойств объекта исследования в целом и тем более феномен человека в его целостности. "Биологическое, социальное, психологическое существуют в человеке в единстве, а абстракции фиксируют лишь крайние полюсы в многообразии человеческих свойств и действий" [278]. Если идти в анализе человека к биологическому началу, необходимо рассматривать его организме-не (биофизические, анатомические, физиологические) закономерности, ориентированные на саморегуляцию вещественно-энергетических процессов как устойчивой динамической системы. Однако человек - субъект общественных отношений, и сводя анализ к его социальной сущности, т.е. морфологического и физиологического уровня к психофизиологической и духовной структуре, придем к области социально-психологических проявлений человека как личности. Следовательно, человек - существо биосоциальное, подчиняющееся как биологическим, так и социальным законам. Общественное начало в человеке пронизывает психическую, биологическую структуру индивида, является основой его психической, сознательной життедияльности.

Таким образом, человек является интегральным единством биологического, психического и социального, сформированного из природного и социального, наследственного и приобретенного в жизни, является качественно новой ступенью развития - особистистю.

Не следует забывать и о духовности человека. Понятие духа, роль духовности очень важны. Дух является системообразующим фактором для человека как целостности. Гегель построил на понятии духа целостную философскую систему, где становление духа человека проходит определенные этапы: природный, "душевный" и "чистого духа" (в логике).

Духовность человека - его глубинная суть как родового существа. Эта суть проявляется в двойственности человека. Он живет внешней жизнью, которую фиксируют людей и жизнью, которая скрыта от других, - внутренней. Во внутренней жизни человек мыслит, строит внутренний диалог с собой, анализирует, синтезирует, принимает решение, планирует и т. д. Это особый мир мыслей, переживаний, отношений, во многом определяет внешний свит.

В настоящее время человек представляется так:


индивид, представляющий род, имеет естественные свойства и осуществляет телесное бытие;

субъект - носитель предметно-критической деятельности и распорядитель душевных сил;

личность - представитель общества, свободно и ответственно определяет позицию среди других;

индивидуальность - самобытная, уникальная личность, которая реализуется в творческой деятельности;

универсум - высшая ступень духовного развития человека, осознающего свое бытие и место в свити.


При всей представленной многогранности человека его образ далеко не полный. Наша задача сводится к изучению возможности человека управлять собой, своим розвитком.

Биологические возможности человека к управлению своим развитием. Согласно ранее обозначенной проблемой проанализируем вопросы самоуправления человеком процессом жизнедеятельности, деятельности и саморазвития. Рассмотрение человека как объекта исследования предполагает, с учетом мнения биологов, психофизиологии, психологов, кибернетиков, исследования его как системы. Несмотря на широкое распространение понятия "система" до настоящего времени не существует общепризнанного его определения [132]. Исследователь В. Карташов приводит различные определения - от первых авторов теории систем Л. Берталанфи [37] и С. Бира [39] до Р.Акоффа [5, 6], подтверждающие необходимость с целью исследования рассматривать собственную систему как феномен, явление.

Наиболее подходящее определение (для целей нашего исследования) понятие "система" дает академик П. Анохин: "Системой можно назвать только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношения приобретают характер взаимосодействия компонентов на получение фиксированного полезного результата" [19]. Это определение относится к функциональной системы, интегрирующей нейрофизиологические процессы головного мозга в реализации некоторого результата поведенческого акту.

В. Карташов [132] акцентирует внимание на тех аспектах в теории Анохина, которые по-новому характеризуют функциональную систему людини.

1. П. Анохин в отличие от Л. Берталанфи [37] под системой понимает не совокупность (взаимодействующих) компонентов вообще, а совокупность (комплекс) избирательно вовлеченных компонентов. Значит, не все компоненты объекта могут стать элементами системы, а специальным образом выбранные по определенной причине. П. Анохин показывает, что при принятии решения на любые действия в головном мозге происходит сложный процесс "решенным" - афферентный синтез [19]. Эти подходы будем использовать в наших дальнейших исследованиях. На данном этапе, по мнению ученого, на уровне отдельных нейронов происходит "одновременная обработка с одновременным взаимодействием четырех основных компонентов: доминирующей на данный момент мотивации, обстановочной афферентации, что соответствует данному моменту, пусковой афферентации и памяти" [19].

Доминирующая на данный момент мотивация есть желание, некоторую потребность, чувствуется организмом перед началом действия. При этом она не является информация, которая используется при принятии решения, а условие существования процесса "решенным" и последующего принятия ришення.

Таким образом, доминирующая мотивация, или потребность, играет "внешнюю", императивную роль в процесс принятия решения, причем ее преимущество такое, что она становится побуждает причиной всех последующих процессов [132].

Память - важный компонент афферентного синтеза. "На стадии афферентного синтеза из памяти извлекаются не только общие афферентные черты того или иного внешней ситуации, но и признаки тех результатов, которые когда-то выходили в подобных мотива-ционных и эмоциональных состояниях" [132]. Обращение к памяти в процессе "решенным" позволяет проанализировать весь "запас" имеющихся там сведений из новых ситуаций. При этом учитываются оценочные признаки, имеющие отношение к необходимости реализации возникает необходимости. Итак, совокупность средств реализации подобной потребности, использованных в прошлом при необходимой соотносительности эмоционально-оценочных критериев их использования в этом прошлом, существенные при анализе опыта, содержащегося в памяти. Таким образом, человек воспринимает реальность, проектируя ее через свой опыт, психику. Следует, однако, отметить, что не весь опыт используется при принятии решения, а лишь тот, который соответствует потребности в конкретной ситуации. Исследователь В. Налимов в дальнейшем объяснял это тем, "что понимание осуществляется через возникновение фильтра, сужающего ... смысл в ситуации ..." [195]. В этом он находил возможность человека понимать бессмысленные фрази.

Обстановочная афферентация - некоторая совокупность внешних условий, влияющих на принятие решения. Для принятия решения необходима информация об исходной потребности, окружающей действительности и памяти (представление о способах реализации потребности и условия, в которых эти способы могут быть реально использованы) [132].

Пусковая афферентация - условный сигнал (пусковой фактор), что означает возможность начала дии.

Следовательно, в процессе афферентного синтеза становится известно, что нужно и как, какими средствами можно удовлетворить потребность. Согласно П. Анохина, это имеет место в отделах головного мозга, субъективно воспринимают, создающие внешнюю потребность человека в чем-либо и используют при реализации предыдущий опыт из памяти.


П. Анохин обращает внимание на следующее: в системе взаимодействие и взаимоотношения приобретают характер взаимодействия компонентов. "Взаимодействие, взятое в его общем виде, не может сформировать систему из множества компонентов. Следовательно, и все формулировки понятия системы, основанные только на" взаимодействие "и" упорядочения "компонентов, оказываются сами по себе несостоятельными" [19]. Это дает основание утверждать, что человек биологической природой сформирован как система, способная взаимосодействовать другим. В его функциональной системе нейроны при определенных условиях теряют часть своих степеней свободы и, ограничив их, занимают определенные позиции друг к другу и конкретные отношения, фокусируя этим свои функциональные возможности в одну "точку". Таким образом, они взаимодействуют специально и целенаправленно, ограничивая степени свободы компонентов, имея на это причину и змист.

П. Анохин ввел в определение понятия системы "системообразующий фактор" [19]. Человек имеет причины и движущие силы (цель, смысл жизни и т. п.), которые побуждают его к жизни. Он погибает физически в случае разрушения в нем этих факторов. Это объясняет причины раннего ухода человека с життя.


Таким образом, приходим к выводу, что человек - это функциональная система, реализующая в процессе жизнедеятельности определенные функции - сбор, хранение, получения и обработки информации (информационная функция), анализа этой информации, принятия решения (функция принятия решения) и т. д. . Это и дало основание классиков кибернетики С. биру [39] и У. Эшби [342] сравнивать мозг человека с компьютером.

Отличие хорошо показал П. Шарден, предлагая рассмотреть центральный феномен - рефлексию. С его точки зрения, "рефлексия - это приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, который имеет свою специфику, устойчивостью и своим специфическим значением, способностью уже не просто познавать, а познавать самого себя, и не просто знать, а знать, "что знать" [321]. П. Шарден отмечает, что в человеке появился "живой элемент", что позволяет осознавать свою организацию, "рефлектирует существо в силу самого сосредоточения на самом себе внезапно становится способным развиваться в новой сфере ". самом деле - это возникновение нового мира. Абстракция, логика, обдуманный выбор - вся эта деятельность внутренней жизни - не что иное, как нарушение вновь центра, зажигается в самом себе [321]. По мнению П. Шар-дена, рефлексия формирует личность, с ее возникновением у человека появляется способность "к беззаботной индивидуальной эволюции", повышается уровень сознания [321].

Согласно Дж. Локка, "рефлексия - это наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность, и способ ее проявления, вследствие чего в уме возникает идея этой деятельности "(цит. по [13]). По мнению Гегеля," за пределы естественного побуждения человек выходит посредством рефлексии, сравнивающий побуждения со средствами их удовлетворения "[63]. Module .
Как отмечалось выше, механизм рефлексии человека позволяет ему быть функциональной и автоматизированной системой, которая имеет собственную программу действий. Определение понятия "жизнь" специалисты различных направлений (биологи, социологи, психологи и др.), изучающие жизнь человека, дают с учетом профессиональной направленности [93; 111]. Согласно В. Вернадским, "положение жизни в научном мироздании нам совсем не ясно. Установилась в научной литературе традиция обходить этот вопрос и представлять его вполне философам и религиозным построений "[52]." Жизнь - вечное проявление реальности или времени? "- Задавал он вопрос. Его смущало происхождения жизни, человека." Неизвестно, жизнь только земным планетарным явлением, или же она должна быть признана космическим выражением реальности, каким является пространство - время, материя и энергия ".

Руководитель института жизни М. Моруа под жизнью понимает следующее:" Жизнь - неповторимая игра природы. Она - следствие протекающих в ней процессов самоорганизации ... В жизни есть своя политика, которую я назвал бы Политикой, подчинения, самовыражения и эволюции "[191]. Размышляя о понимании биологического и социального смысла жизни, смерти, ученый пришел к выводу о необходимости комплексного подхода к изучению человека, его развития и его будущего . "Поскольку человек выступает объектом научного познания в единстве ее биологических и социальных качеств, то есть не только как индивид, но и как личность, его исследования должны, я считаю, включать также социологические, поведенческие и гуманитарные подходы и методы. Проблема жизни не может быть исключена из специфических человеческих отношений и оценок "[191].

Учитывая объект исследования - направленную индивидуальную жизнедеятельность человека как системы, определение жизни свяжем с содержанием жизненного пути конкретного человека, с миром его индивидуальных ценностей, жизненных целей, миссии его життя.

По мнению Л. Фейербаха, "смысл жизненного пути состоит в самореализации индивидов. Способы самореализации индивидов и есть формы объективизации смысла их жизни "[296].

Итак, жизнь - сложное, многогранное явление (биологическое, социальное, психологическое), продукт жизнетворчества человека, регенерация (восстановление) исходного количества клитин.Module .
гомеостазиса - поддержка внутренней и внешней сред организму.

Человек от природы, вероятно, не склонен к развитию, и только возникают трудности побуждают его меняться. Так, все внутреннее управление системой человека относится к гомеостатического. Однако у человека гомеостазис перешел границы индивида и начал действовать в области отношений между людьми [72; 184]. Исследователь Н. Моисеев приводит примеры, что даже животные, ведущие стадный образ жизни, вступая в кооперации (стадо), "в определенной степени" жертвуют "частью своих интересов , частью своей самостоятельности, в кооперативных системах такого рода сталкиваются ... противоречивые тенденции к сохранению гомеостаза стада и гомеос-тазиса отдельных особей "[184].

Человек, как и стадное животное, подчинен закономерностям биосоциальной законов, механизма развития жизни, вступая в организационные связи, создает новый организм, имеющий собственные цели, собственный гомеостазис, который он стремится сохранить способами. Однако в отличие от животного человек, вероятно, в силу каких-то деформаций возникают противоречия между общим и частным решает не в пользу майбутнього.

Человеческий организм как система имеет свойство поддерживать постоянство существующих переменных (температуры, давления крови, ее состав и т. д.). Эта закономерность реализуется с целью обеспечения оптимального режима внутреннего середовища.

социоприродной феномен человека - самоуправление. Пид

многих работах специалистов, представляющих общественные и естественные науки, говорится о необходимости комплексного, всестороннего исследования феномена человека в единстве ее социальных и природных свойств. Человек представляет собой ансамбль общественных отношений, является носителем биосоциальной свойств, находится в непрерывной связи с космопланетарными, природным окружением. Это подтверждают и классики научно- культурного энциклопедизм (В. Вернадский, К. Циолковский, А. Чижевский, В. Бехтерев, Б. Ананьев, М. Бахтин).

Некоторые ученые [123; 126; 195; 196] предполагают, что в результате применения комплекса технологий можно стереть грань между реальностью психофизиологической организации человеческого организма и физической полевой реальностью внешнего мира, вывести сознание на прямое восприятие космической полевой реальности.

Исследователь В. Налимов отмечает, что "осмысление" многообразие сведений о роли измененных состояний сознания в интеллектуальной жизни позволяет вновь поставить вопрос о том, кем является человек: творцом континуального мышления или только приемником потоков, протекающих где-то вне ним.

Если второе предположение верно, то все усилия человека, направленные на восприятие этих потоков (медитация, приемы психоделических средств , участие в мистерии и т. п.), - это только разные способы настройки на информационное поле разума "[197]. В. Кандыба, описал многочисленные зафиксированные "чуда" в истории человечества, как бы подтверждает эту гипотезу [125-127].

Одним из признанных мировой наукой тайн сознание человека. Известно много попыток построить модель языка и сознания, показать необходимость понимания сознания как феномена Вселенной [123; 194].

Исходя из "карты сознания" В. Налимова [196], приходим к выводу, что не только мозг, но и само тело является частью сознания. На карте показано, что сознание является открытой системой: оно открыто трансперсональной уровня - космическом свидомости

(Или ноосферу), поддерживаемого защитным слоем коллективного бессознательного, где в терминах К. Юнга архетипы действуют как ключи. Именно на этом космическом уровне происходит, вероятно, спонтанное порождение импульсов, несущих творческую искру ("шестое чувство").

Таким образом, социоприродных феномен человека - это реальность. Многие возможности психофизиологии человека, особенно ее резервы в научном плане, воспринимаются как феномен.
"Человек есть тайна ... Никогда не верь себе, что ты знаешь себя, если не хочешь свои