МОДЕЛИРОВАНИЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ (Самоменеджмент) РОЗВИТКОМ Одним из центральных задач
МОДЕЛИРОВАНИЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ (Самоменеджмент) РОЗВИТКОМОдним из центральных задач самоменеджмента, в частности его стратегической составляющей, является оценка сложной жизненной ситуации, прогноз ее развития, оценка влияния на нее внешней и внутренней среды. Один из способов решения этой задачи состоит в построении модели развития окружающего мира и в разработке на ее основе модели самоменеджменту.
Анализ социальных теорий развития [158; 223; 284; 336] и апробированных моделей самоменеджмента [143] как наиболее соответствующих позволяет выделить синергетический и пассионарных модели развития свиту.
Синергетическая (энтропийных, термодинамическая) модель. Эта модель фиксирует внимание субъекта на то, что термодинамическая функция состояния системы является мерой ее неупорядоченности. Согласно второму закону термодинамики все процессы стремятся повысить общую энтропию системы и окружающей среды. Равновесием повышения энтропии ограничивается. Наступление равновесия означает также максимальную неупорядоченность (хаотичность) системы. Процессы, сопровождающиеся энтропией, не могут самовольно менять направление и возвращаться в исходное состояние. Обратные процессы протекают без изменения энтропии, необратимые характеризуются повышением энтропии [235]. Из сказанного следует, что непосредственное приложение термодинамических законов к анализу явления самоуправления жизнедеятельностью человека приводит к противоречию, так как "эволюция живых систем происходит в направлении, противоположном указанному вторым началом термодинамики: вместо деградации системы и потери энергии происходит повышение организации системы" [22].
Описанное явление объясняет неравновесная термодинамика. В применении к живым системам, развитие которых требует открытости внешней среды, равновесие аналогично смерти. Принцип устойчивого неравновесия (Бауэра) говорит: живые системы никогда не бывают в равновесии и используют за счет своей свободной энергии постоянную работу против равновесия, необходимого законами физики и химии [244].
Современная теория неравновесных процессов, самоорганизующихся систем (И. Пригожин [234; 235], А. Самарский [252; 253], С. Курдюмов [158; 159], Г. Хакен [304] и др.) оперирует понятиями "энтропия открытой системы "," поток энтропии "," локальная энтропия "," аттрактор ".
Аттрактор (близкий к понятию цель) - это относительно устойчивое состояние системы, как бы притягивает к себе множество "траекторий" ее движения, определенных различными начальными условиями бифуркации (точка ветвления путей эволюции системы). В частности, И. Пригожин предлагает включить в современную научную практику новый критерий эволюции. Смысл его заключается в том, что в малом объеме неравновесной системы существует состояние локального равновесия; локальная энтропия (неупорядоченность) является функцией (и степени) больших переменных и равновесных систем. Открытие И. Пригожиным диссипативных структур, возникающих в далеких от равновесия системах, позволяет применять теоретический потенциал термодинамики для объяснения процессов, происходящих в макросистемах (типа социум). Можно установить зависимости между социальным как субъектом жизни (високоупо-рядоченная система, макро-и микрокосм), пространства и времени. Речь идет о возникновении и развитии энтропийных социумов (кризисных форм жизни), о переходе таких социумов в неентропийние, антикризови.
Повышение и понижение энтропии (неустроенность) - объективные характеристики мира. Равновесие - это момент перехода от энтропийного максимума к меньших значений неупорядоченности [235]. Неравновесных процессах саморегулируемых систем не могут самовольно менять направления и характеристики. Определение временных и пространственных изменений как производных от изменений вещества и энергии представляет мир самосозидающейся, самодостаточной системой высшей сложности [158]. Равновесие (уровень природных объектов) можно сравнить с гармонией (уровень создаваемых человеком искусственных объектов), движением энтропии к максимуму, спад неупорядоченности - с хаосом, переходом к упорядкованости.
Исследователь Г. Апанасенко замечает, что для существования любого стационарного состояния открытой системы необходим поток свободной энергии извне, а не поток негативной енергии
(Негэнтропии) в систему, стремление к самосовершенствованию, не особая самоорганизация биологических структур, которые не могут жить без метаболизма, а постоянная "накачки" потоком свободной энергии [22]. Он считает, что роль "царицы мира" при таком подходе играет энергия, а не ее тень - энтропия. Большое значение для понимания природы человека как разумного самодеятельного "самости" имеет генетико-адаптационная модель развития, где исторический процесс предстает в единстве элементов социогенез.
Развитие социума означает прогрессирующую церебрализации, интенсификацию группового отбора, повышения способности к сотрудничеству, к самоотверженности, самопожертвования. Субъекты, в которых эти свойства выражены слабо, попадают в тупики эволюции. В отличие от таких субъектов у человека развита способность к образованию условных и экстраполяционных рефлексов, лежащих в основе общечеловеческой этики (феномен совести). При этом важную роль играют альтруистические эмоции [284].
Пассионарная модель развития. Разработан Л. Гумилевым [84-86]. Он исходил из того, что неравномерность распределения биохимической энергии живого вещества биосферы сказывается на поведении коллективов. Вариации этой энергии дают эффект ПАСС-онарности (от лат. "Страсть"). Пассионарность - это непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, цели, которую человек ставит выше других целей. Пассионарность связана с любыми способностями - высокими, средними, малыми. Она не имеет отношения к этике (уточним, что альтруистические эмоции производные, епифеноменальны, как и способности к сотрудничеству, самоотверженности), одинаково легко порождает творчество и разрушение, благо и зло. Большинство пассионариев находится в составе "толпы". Как "необратимая сила", пассионарность лежит в основе глобальных коллизий - миграции народов, культурного развития человечества. Именно пассионарность является основой безграничных ресурсов человеческих условий и воли. Объясняется это тем, что каждый организм, согласно Л. Гумилеву, обладает энергетическим (этнических) полем, которое создает биохимическая энергия живого вещества. Применяя эту (етноенергетическую) модель к проблемам развития человека, можно сделать вывод, что индивид, этнос является системой колебаний определенного энергетического (этнического) поля. Различные "Я" отличаются частотой колебания поля, особым характером ритмов разных этнических групп. Ощущение "своего" означает унисон ритмов, ощущение "чужого" - расхождение ритмив.
После пика пассионарности следует период диссипации (у И. При-гожина "диссипативные структуры" возникают у далеких от равновесия системах и существуют благодаря обмену энергии и вещества), рассеяние энергии, выдающееся в людях уступает место обычной. Однако в системе есть и выдающееся, и обычное. Внутри системы может воцарился беспорядок. Выживают те, кто не принял участия в историческом процессе, кто жил в гомеостазе, в равновесии с природой. С новым пассионарным толчком все начинается спочатку.
Приведенная модель имеет определенные преимущества. Л. Гумилев пришел к выводу, что для прогресса не может быть никаких ограничений; меняются лишь лидеры социогенеза (антропосферы). "Потухший" раса после выполнения авангардных функций уступает место тому, что вошел в состояние активности. Человеческий путь объясним: если изменить подход - что-то делается во имя интереса к новому, жажды впечатлений и неожиданных ситуаций - это и есть проявление высших мыслей и эмоций. Но это уже следствие, а причина - образование "и экстраполяционных условных рефлексов".
Негэнтропийной максимум в творческой системе "Я" служит причиной отказа от достигнутых результатов, если они начинают давить на человека, превращаться в самоценность. Движение к новому является энтропийным качеством, поскольку усугубляется положение ищущего ответ "Я". Но именно в этом случае конфликтность, проблемности бытия служат средством повышения творческой активности. Так формируются великие характеры и делаются открытия. Гегель подчеркивает, что это путь через страдания, Которые составляют привилегии крупных натур [64]. Эффект энтропносты (энтропийносты) в жизни человека можно объяснить за счет феномена "отклоняющегося поведения". Норма уступает место Антинори, обычное в мотивах поведения - необычному. Это и есть путь больших натур. Нестандартности, нешаблонность поступков показывают отклонение от нормы с целью наилучшей самоорганизации. Это означает, что наиболее общим средством для обеспечения сохранения равновесия творческой системы индивида является ее изменение. Чем динамичнее система, тем большее значение приобретают ее изменения, а неравновесность, неустойчивость, нестабильность становятся источниками упорядоченности, способствуют достижению эффективных результатов.
В едином мировом процессе самодвижение материи, самоорганизация равнозначны снижение энтропии, самодезорганизация - повышению негэнтропии. Организация и дезорганизация, порядок и беспорядок, негэнтропийной и энтропийных процессы обусловлены их неравномерным распределением в пространственно-временном континууме Вселенной. Земля, самоуправления областью организационных, информационных, негэнтропийной процессов. В результате порождаются информационно-генерирующие процессы - геогенез, антропосоциогенеза. Противоречия между порядком и беспорядком объективно и служит источником развития физических, биологических и социальных систем.
Суммирование содержания всех моделей развития является движение к построению философской модели целостного, личностного, жизненного пространства, модели мира, наиболее объективно отражает процесс саморазвития, самоуправления. Эта модель способствует решению проблемы прогноза жизненного пути человека, представляется в виде непрерывной цепи аспектов самореализации [111]. Жизненный путь человека - это его движение в пространстве и времени, которое осуществляется в процессе жизнедеятельности. Итак, чем реальнее модель мира, чем ближе она к жизни, тем более устойчив самоменеджмент человека. Жизненный путь человека связано с осознанием цели и смысла жизни, с выявлением, нахождением для себя своего назначения [111].
При этом смысл жизненного пути, согласно Л. Фейербаху [295], заключается в самореализации, а неотъемлемым условием полноты самореализации личности является осмысленное его построение, которое осуществляется, по мнению С. Рубинштейна, с использованием рефлексии. Философское осмысление жизни связано с появлением в сознании человека феномена рефлексии, созреванием мировоззренческих чувств, которые являются внутренними условиями, включенными в общий эффект, определенный закономерным соотношением внешних и внутренних условий [250].
Исследования, проведенные киевскими социологами [111], свидетельствуют о том, что потребность в определении смысла жизни - это не какая-то прихоть особых рефлектирует субъектов, она входит в состав насущных потребностей личности. Выше мы уже говорили о системообразующих факторы, связанные с этой потребностью. В данной ситуации приходим к выводу, что в процессе движения по жизненному пути смысл жизни постоянно уточняется рефлексивным механизмом на основе информации трансформируемой модели мира. Распространяя знания синергетики, пассионарнос-ти на жизнедеятельность и деятельность человека, можно предполагать, объяснять и делать выводы о нем. В человеке как нелинейной неравновесной системе в определенных условиях жизни образуются внутренние связи, начинают "работать" системообразующие факторы, которые организуют человека, мобилизуют и позволяют осуществлять действия, поступки, что ни он сам, ни окружающие не очикують.
На основании этого можно утверждать, что каждый человек сам себя не знает, что в каждом человеке в кризисных условиях появляются (могут проявиться) характеристики, способности, позволяющие ему выйти на новый уровень, подняться на вершину личностного или профессионального развития. Видимо, проявление таких закономерностей в жизни, которых, естественно, не знал Ф. Ларошфуко, но умел наблюдать за явлениями и делать соответствующие выводы, позволило ему написать в книге "Максимы и моральные суждения" следующее: "Мало обладать выдающимися качествами, надо еще уметь ими воспользоваться ... О достоинствах человека нужно судить не по его хорошим качествам, а по тому, как он ими пользуется ".
Проявление качественных характеристик, возможностей человека в различных условиях обстановки привело Ф. Ларошфуко к выводу о необходимости своевременной и объективной оценки ситуации: "В значительных делах следует не столько пытаться создать возможности, сколько воспользоваться той, которая представилась. Нужно только уметь вести себя соответственно существующей ситуации. Лишенные прозорливости не те люди, которые не достигают цели, а те, которые проходят мимо нее ".
Человек жизненными обстоятельствами, кризисной ситуацией может быть введен в состояние бифуркации, когда он вынужден принимать решения, переводят его на совершенно новую траекторию в жизненном пространстве. В этом случае диссипативные процессы (связанные с потерей энергии), диссипатия - это не зло, не фактор, а важное свойство процессов самореализации, необходимое для выхода на аттрактор, для создания сложной диссипативной структуры в нелинейной открытой системы [160; 235].
Синергетическая видение обусловливает изменение привычного взгляда на то, что флуктуации, случайности несущественны и не могут определить путь, эволюцию системы. Итак, в открытых нелинейных средах, где человек строит свою жизнедеятельность, имела влияние, флуктуация, случайность могут приводить к существенным результатам. Однако для того чтобы случайность могла производить такие действия с человеком, он должен оказаться в состоянии неустойчивости, в котором человек чувствителен к малым флуктуаций.
Состояние неустойчивости может иметь и конструктивный момент. Неустойчивость приводит к коренным перестройкам внутренних и внешних связей системы (человека). При этом неустойчивость означает развитие. Человек в процессе самоменеджмента должен учитывать то, что лавинообразные процессы, приводящие порой к катастрофическим последствиям в жизнедеятельности, возникают тогда, когда он и окружающая его среда особым образом подготовленные. Среда должна находиться в нарушении, критическом состоянии, и тогда даже незначительное воздействие на управляющий параметр системы может привести к катастрофическим последствиям. Примером может служить развал Советского Союза, когда страна и окружающую среду были доведены до критического стану.
Значение принципов самоорганизации сложных систем раскрывает для самоуправления жизнедеятельностью человека принципиально новые возможности, которые следует учитывать при принятии решений и планировании жизни. Дело в том, что в нелинейных средах существует поле путей развития, наличие которого позволяет сделать вывод о том, что путь развития не определен, для каждого человека он не единственный. Итак, в жизни всегда есть возможность вибору.
Академик А. Самарский в результате исследований пришел к выводу, что возможно несколько путей развития сложного объекта; будущее неоднозначно определяется настоящим (начальными условиями), его нельзя предусмотреть, на основании только предыдущего опыта. Оптимальный путь развития надо выбирать, его нужно высчитывать, им нужно управлять [252]. При этом следует учитывать, что при наличии множества путей можно определить (вычислить) наиболее оптимальный и желанный. Зная будущее желаемое состояние и устойчивые закономерные тенденции самореализации систем, человек может сократить время выхода на аттрактор, будущую форму организации.
Таким образом, человек может пройти много зигзаги постепенного жизненного пути, который он, как правило, выбирает методом проб и ошибок. Следовательно, человек должен научиться определять этот путь, потому что он потенциально способен сам себя строить, структурировать, правильно инициировать желательные для себя тенденции саморазвития. И делать это следует с учетом того, что в каждом нелинейном процессе есть определенная область параметров или стадий, где нелинейная система особенно чувствительна к воздействиям, согласованных с ее внутренними свойствами (резонансными воздействиями). Резонансное возбуждение представляет большой интерес для синергетики. Понимание способов воздействия на сложные системы и последствий таких воздействий - конечная цель исследований [159].
Управляющее воздействие процессами развития нелинейной системы (человеком) может быть эффективно только тогда, когда согласовано с внутренними свойствами этой системы, т.е. является резонансным. Резонансный влияние означает, что важна не сила управляющего воздействия на систему, а его правильная пространственная организация. Итак, при слабом воздействии на систему в нужном месте и в нужное время топологически согласованно с ее собственными структурами она разворачивается во всем богатстве своих форм и структур.
Эта особенность восприятия человека отмечается и в транс-вом состоянии сознания. Реакция системы в определенных состояниях на слабые сигналы позволяет понять феномен человека, что проявляется в появлении сверхвозможностей, в самоисцеления при соответствующем психофизиологическом воздействии на организм.
Стратегический самоменеджмент базируется на множестве законов, управляющих человеком. |