Осознание первичности человеческого фактора при решении планетарных проблем развития
Осознание первичности человеческого фактора при решении планетарных проблем развития мирового сообщества постепенно приходит к той части человечества, которая считается цивилизованной и формирует в своих странах открыты гражданские суспильства.Исходя из указанной мировой тенденции, в первой статье Конституции Украины, принятой 28 июня 1996 г., записано, что "Украина есть суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство".
Сразу же обратим внимание на то, что Украина не только не является демократическим, социальным, правовым государством (с гражданским обществом), но и после более 10 лет независимости не имеет четкой стратегии построения гражданского общества, главным достижением которого является свободное развитие и самореализация личности в рамках общечеловеческих ценностей в условиях неуклонного повышения удовлетворения потребности людей согласно иерархии потребностей пирамиды А. Маслоу.
В то же время несомненно, что такая стратегия должна исходить из научно обоснованной стратегии управления человеческими ресурсами, основанной на антропосоциального деятельностного подхода к исследованию социально-экономических процессов, происходящих в мировом сообществе и каждой краини.
Действительно, в основе всех явлений (кроме природных, в том числе катаклизмов), происходящих в мире, - это деятельность людей. Вопрос лишь в том, на что направлена и как осуществляется эта деятельность: в интересах всего человечества, конкретного общества; конкретного социума или конкретной людини.
Отсутствие успехов в трансформации Украины нельзя объяснить только препятствиями внешнего характера. Бессмысленно также искать причины столь бедственного положения только в нехватке тех или иных ресурсов, в том числе финансовых. Разумеется, не углубляясь особенно, это можно объяснить господством аморальности чиновников и их профессиональной некомпетентностью. Однако следует иметь в виду, что, во-первых, отечественная управленческая элита представлена нами, потому что ее корни - в "народе" и пополняется она также из "народа". Во-вторых, при отсутствии конкретной стратегии и технологии реформирования (в русле которой каждый субъект видит свой маневр и свои результаты, контролируемые извне) гарантируется процветания безответственности как наиболее благоприятной среды для безнравственности, включая личное обогащение за счет спивгромадян.
Более того, в таком случае нет ответа, почему в советское время и до него Украина не считалась и действительно не входила в число экономически развитых стран, имея, однако, всегда достаточно мощный природный потенциал.
Очевидно, главная причина нашей неспособности реализовать свой потенциал кроется в нас самих, в особой ментальности нашего восточнославянского этноса. Пора, наверное, отбросив лжепатриотизм и излишнюю эмоциональность, попробовать глубже разобраться в причинах и нашей длительной депрессии, и нашей неспособности консолидироваться для построения "человеческого" общества (обращенного "лицом" к человеку). Это необходимо сделать для того, чтобы потом правильно сконструировать соответствующий механизм истинной (а не декларируемой) трансформации украинского общества и реализации экономического потенциала страны на основе совершенствования качественных характеристик человеческих ресурсов и создания механизма эффективного использования этих ресурсов в каждой организации, прежде всего, в органах государственного управлиння.
Поэтому повторим: если в основе всех общественных явлений находится человеческая деятельность, то методологически единственно правильным направлением решения этой проблемы сверхсложной будет обращение к качеству человеческих ресурсов и их использования, а затем к поиску механизма повышения этого качества в рамках реализации антропосоциального (человеческого) подхода к развитию экономики Украины и построению гражданского суспильства.
В практическом плане глобальную проблему управления человеческими ресурсами в Украине рассмотрим с позиций реализации первой статьи Конституции, то есть построения демократического, социального, правового (гражданского) общества. В связи с этим особый интерес вызывают качественные аспекты готовности соотечественников и их способности организоваться для строительства такого общества. А поскольку в основе этого - экономический фундамент, в свою очередь, базируется на реализации фактора "труда" (или результирующей трудовой деятельности человека), нас интересует, прежде всего, качество трудовых ресурсов и культурный фон, на котором в течение многих веков формировался трудовой менталитет спиввитчизникив.
Исследование качественных аспектов человеческих ресурсов в Украине относительно особенностей трудового менталитета можно начинать с ответов на вопросы: почему народ Украины не может реализовать свой мощный природный потенциал и войти по числу экономически развитых стран мира (достигших к тому же высоких успехов и на пути строительства гражданского общества )? Почему более 10 лет независимости Украины безуспешно потратила на стихийный поиск выхода из системного кризиса, так и не найдя фундаментальной опорной концепции трансформации?
Речь идет о действительно опорной и фундаментальной концепции, которая бы обозначила стратегические ориентиры и технологию движения к экономически процветающей Украине, строит такое общество, которое бы способствовало свободному развитию (самореализации) каждой личности в рамках общечеловеческой морали с учетом национальных культурных интересов.
Этапы разработки кадровой политики. Важнейшими направлениями совершенствования |