2.2. Организационные формы бухгалтерского учета
Как известно, процесс бухгалтерского учета с технологической точки зрения состоит из этапов и операций, которые, безусловно, тесно связаны между собой. Однако особенности этих составляющих дают основания для обсуждения вопросов целостности и частности. Итак, выясним понятие организационных форм бухгалтерского облику.Под организационной формой бухгалтерского учета следует понимать совокупность разновидностей функционирования системы сбора, регистрации и обработки учетной информации в соответствии с административным и методологическим подчинением. Зависимости от соотношения обоих факторов - административного и методологического - выделяют вообще три организационные формы: централизацию, частичную централизацию и децентрализацию.
Во централизацией понимают такую организационную форму бухгалтерского учета, согласно которой учетный процесс в методологическом и административном аспектах внутренне регулирует главный бухгалтер. Таким образом, указанная форма предусматривает создание и функционирование единого учетного центра. Заметим, что в процессе разработки и совершенствования указанной формы в ее пределах выделились понятие «центральная бухгалтерия» и «централизованная бухгалтерия».
Центральная бухгалтерия представляет собой структурное подразделение учреждения, предприятия или организации, которое осуществляет полный цикл учетного процесса в рамках деятельности указанного предприятия (рис. 2.2). Очевидно, что в таком случае разделение учетных функций происходит в рамках бухгалтерской службы. Однако функцию сбора первичной информации выполняет как бухгалтерия, так и структурные подразделения. Как соответствующие примеры можно назвать механизм ведения табельного учета, который является основой для последующего начисления заработной платы, его выполняет работник центральной бухгалтерии, учет результатов сдачи сессий, на основании которого центральная бухгалтерия производит расчет стипендий каждого из студентов, и т.д.. Заметим, что форма центральной бухгалтерии предполагает единство прав и обязанностей руководителя организации (учреждения, предприятия) и руководителя аппарата центральной бухгалтерии - главного бухгалтера, а именно: указанные должностные лица осуществляют совместное управление финансово-хозяйственной деятельностью субъекта господарювання.
Форма «центральной бухгалтерии» получила распространение в сравнительно крупных учреждениях и организациях бюджетной сферы, к которым относятся высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, учреждения здравоохранения стационарного характера и т. ин.
Понятие централизованной бухгалтерии характерно преимущественно для бюджетных учреждений и организаций. Порядок функционирования централизованной бухгалтерии предусматривает объединение однородных учреждений и организаций единственной бухгалтерской службой для осуществления большинства этапов учетной циклу.
Так, в функции централизованной бухгалтерии относятся:
составление и согласование с руководителями учреждений смет доходов и расходов и расчетов к ним;
осуществление контроля за эффективностью и целевым характером использования средств общего и специального фондов в процессе исполнения смет доходов и расходов;
осуществление контроля за своевременным и правильным оформлением документов и законностью проведенных хозяйственных операций
своевременное осуществление финансово-расчетных операций в процессе исполнения смет доходов и расходов (начисление и выплата стипендий, заработной платы и других выплат работникам учреждений, расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, расчеты с другими кредиторами и дебиторами)
осуществление контроля за сохранностью и эффективным использованием имущественно-материальных ценностей - необоротных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, запасов учреждений и организаций;
проведение инвентаризации денежных средств, расчетов, материальных ценностей и обобщение результатов ее проведения;
составление и своевременное представление в вышестоящие органы отчетности по исполнению смет доходов и расходов;
обеспечение руководителей учреждений своевременной и достоверной информации о выполнении плановых показателей смет доходов и расходов;
проведение инструктажа материально ответственных лиц на предмет организации складского учета, хранения товарно-материальных ценностей;
осуществления организации учетной процесу.
Заметим, что руководители бюджетных учреждений и организаций, обслуживаемых централизованной бухгалтерией, не теряют своего статуса распорядителя средств, а значит, имеют право:
заключать соглашения с юридическими и физическими лицами на выполнение работ, поставки товаров, оказания услуг при условии согласования и визирования договоров главным бухгалтером централизованной бухгалтерии;
заключать трудовые соглашения со штатными работниками учреждения или организации, осуществлять их перемещение, а также увольнять и определять их должностной оклад;
получать авансы на хозяйственные и другие нужды и разрешать выдачу авансов работникам учреждения, организации в установленном порядке;
разрешать оплату расходов за счет ассигнований, предусмотренных сметой;
тратить на нужды учреждения материалы, продукты питания, медикаменты и перевязочные средства и другие материальные ценности в соответствии с установленными нормами;
утверждать приказы на проведение инвентаризации и акты о результатах ее проведения;
утверждать соответствующие акты на списание изношенных и непригодных необоротных активов;
утверждать авансовые отчеты подотчетных лиц учреждения или организации.
В обязанности руководителей учреждений и организаций и работников, на которых возложено выполнение отдельных учетных функций, входит соответственно:
своевременное изучение и передача сметы доходов и расходов к централизованной бухгалтерии;
своевременная выплата зарплаты;
правильное оформление и своевременная передача в централизованной бухгалтерии выдержек из приказов и распоряжений;
своевременное передача в бухгалтерию первичной документации для осуществления учетного и контрольного процесив.
Этот вид централизации бухгалтерского учета характерен для организации учетного процесса небольших бюджетных учреждений и организаций (рис. 2.3). Централизованные бухгалтерии образуются при министерствах, ведомствах, управлениях, территориальных и районных медицинских объединениях; при районных и городских отделениях образования или культуры как по ведомственной, так и по территориальному ознакою.
Другие организационные формы бухгалтерского учета имеют ограниченное применение в системе бюджетных учреждений, а поэтому определим только их сутнисть.
Форма частичной децентрализации предусматривает создание как центральной бухгалтерии, так и учетных групп в структурных подразделениях (рис. 2.4). При этом учетные группы документально оформляют проведены операции, обрабатывают и группируют документы по движению материальных запасов, расчетов с рабочими и служащими, составляют отчеты. Т.е. процессы первичного учета и контроля осуществляют на местах проведения хозяйственных операций. Центральная бухгалтерия в установленные сроки принимает сгруппированную соответствующим образом первичную документацию с отчетами в нее и на основании полученных данных отражает проведенные операции в системе счетов бухгалтерского учета. Следовательно, в случае частичной децентрализации учетный процесс в методологическом аспекте регулирует главный бухгалтер, а в административном - как главный бухгалтер, так и руководитель соответствующего структурного пидроздилу.
Децентрализация характеризуется методологическим подчинением учетного процесса главному бухгалтеру каждого из структурных подразделений и главному бухгалтеру центральной бухгалтерии, а в административном смысле - полной регламентацией со стороны руководителя структурного подразделения. Согласно этой форме предусматривается создание самостоятельных бухгалтерских служб в каждом филиале или структурном подразделении во главе с главным (старшим) бухгалтером центрального аппарата бухгалтерии под руководством главного бухгалтера данной организации или предприятия. Бухгалтерии структурные подразделения осуществляют полный цикл учетного процесса - от этапа первичного документирования до составления баланса. Центральная или главная бухгалтерия организации, предприятия принимает отчетность бухгалтерских служб филиалов или структурных подразделений, обобщает данные и формирует пакет отчетности по результатам деятельности организации или предприятия в целом.
2.1. Формирование учетной политики | 2.3. Формы бухгалтерского учета |