Как отмечалось выше, МП в организации - вид управленческой деятельности, направленной
Как отмечалось выше, МП в организации - вид управленческой деятельности, направленной на определение и покрытие потребности в персонале. Это прерогатива УЧР на тактическом ривни.Западноевропейские компании используют методы маркетинга в управлении персоналом с 70-х годов. В последнее время в работе с персоналом стал преобладать предпринимательско-рыночный подход, при котором труд, его условия и рабочие места рассматриваются как продукты маркетинга [292]. В определении состава и содержания задач МП используются два основных принципи.
Первый принцип - понимание под маркетингом персонала определенной философии, которая определяет стратегическое управление человеческими ресурсами (широкий смысл). Целью такого маркетинга является: оптимальное использование человеческих ресурсов путем создания максимально благоприятных условий труда; активизация человеческого фактора, развитие у каждого сотрудника "совокупности различных качеств, обусловливающих его работоспособность при производстве материальных и духовных благ" [337], а также партнерство и лояльное отношение к фирме. Этот принцип МП в широком смысле обосновывает философию мышления при управлении человеческими ресурсами.
Второй принцип - толкование МП как особой функции службы управления персоналом (в узком смысле). Эта функция спрямована
на выявление и покрытие потребности предприятия в человеческих ресурсах.
Широкое толкование МП определяет технологию кадровой политики организации (разработку системы управления кадровой работой, планирование потребности, кадровый аудит, мотивацию и т. п.). В узком смысле под МП понимают специфическую, обособленную деятельность службы управления персоналом. Цель МП - владеть ситуацией на рынке труда, обеспечивая покрытие потребности в персонале. Маркетинговая деятельность может быть представлена в виде последовательно реализуемых нормативных этапов (плана, программы, проекта МП) (рис. 12.1).
Рис. 12.1. Этапы маркетинговой деятельности по персоналу
Исходную информацию для разработки нормативных документов маркетинговой деятельности получают на основании анализа внешних и внутренних факторив.
Внешние факторы - движущие силы и причины условий, подлежащих учету в маркетинговой деятельности. В табл.12.1 приведены внешние факторы, определяющие содержание МП [292; 293]. По отношению к организации их можно классифицировать как не зависят от ее деятельности, как внешней среды предприятия в области МП. Учет этой среды позволяет избежать крупных ошибок при организации маркетинговой дияльности.
Внутренние факторы - те, которые в значительной степени подвержены управляющему воздействию со стороны организации [292; 293]. В табл. 12.2 показаны внутренние факторы, обусловливающие направления МП. Учет всех вышеперечисленных факторов определяет уровень и особенности маркетинговой деятельности в сфере персоналу.
Таблица 12.1
Внешние факторы, определяющие направления МП
ФакторХарактеристикаСитуация на рынке трудаОбусловлена общеэкономическими, демографическими процессами, уровнем безработицы в заданном временном промежутке, структурой резервной армии труда и т. д. Указанные характеристики ситуации на рынке труда формируют два основных понятия, фактическое выражение которых является предметом анализа в МП: спрос на персонал, его количественная структура; предложение в области персонала (ситуация в сфере учебных заведений, центров подготовки кадров, органов обеспечения занятости, увольнений из организаций и т. д.) Развитие технологииОпределяет изменение характера и содержания труда, его предметной направленности, что, в свою очередь, формирует изменения требований к специальностям и рабочим местам, подготовке и переподготовке персоналаОсобенносты социальных потребностейУчет данного фактора позволяет представит структуру мотивационного ядра потенциальных сотрудников организации, определяемую характером складывающихся в данный момент времени общественных, производственных отношений, потребностейРазвитие законодательстваПры решении вопросов МП следует учитывать трудовое законодательство (его возможные изменения в обозрима будущем, особенности законодательства в области охраны труда, занятости и т. п.) Кадровая политика организаций-конкурентовИзучение форм и методов работы с кадрами в организациях-конкурентах с целью выработки собственной стратегии поведения, направленной на изменение кадровой политики
Маркетинг - философия рыночных отношений, определяющих экономическую жизнь. Поэтому | Важной составной частью маркетинговой деятельности персонала управления организацией |