2.4. Порядок разработки рабочего плана счетов

Согласно Приказу Главного управления Государственного казначейства Украины от 10.12.99 № 114 финансово-хозяйственная деятельность бюджетных учреждений в системе бухгалтерского учета должна освещаться в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета указанных учреждений (доп. 3). Этот план счетов должны использовать все учреждения и организации, полностью или частично содержащиеся за счет средств государственного или местных бюджетов, а следовательно, он определяет их методологию учета независимо от отраслевой належности.
Структура Плана счетов достаточно гибкая: каждый класс счетов имеет адресный характер по баланса исполнения сметы доходов и расходов и других форм отчетности. План счетов содержит 8 классов (с добавлением внебалансовых счетов), которые вместе насчитывает 43 синтетические счета за 154 субсчетам 1-го ривня.
Очевидно, что создать унифицированный план счетов для разнопрофильных бюджетных учреждений можно, только построив его по принципу сферы объединения, то есть включить в него бухгалтерские счета, используемые все учреждения и организации, которые определяются как бюджетные. Однако использовать такой план счетов в полном объеме, бесспорно, нужды нет, а потому каждое учреждение или организация разрабатывает рабочий план счетов - подборку синтетических и аналитических счетов, предназначенных для отражения хозяйственной деятельности конкретного предприятия.
Рабочий план счетов разрабатывается под руководством главного бухгалтера. Формированию окончательного варианта предшествует анализ методики отражения сделок, а также номенклатуры объектов учета за предыдущие годы (согласно действующей нормативной базы), который осуществляют руководители структурных подразделений бухгалтерской службы. Проекты отдельных классов рабочего плана счетов передаются главному бухгалтеру для изучения, проверки и обобщения. Главный бухгалтер, в свою очередь, изучает вопрос возможного расширения действующего рабочего плана счетов, учитывая план финансово-хозяйственной деятельности учреждения или организации на будущий год. Кроме того, главный бухгалтер как представитель аппарата руководства и управления определяет общий уровень аналитичности информации, которую нужно получить в результате обработки в системе бухгалтерского облику.
Разрабатывая рабочий план счетов, главный бухгалтер должен руководствоваться следующими принципами:
легитимности (соответствие нормативной базе бухгалтерского учета бюджетных учреждений)
полноты охвата (сплошное охвата операций финансово-хозяйственной деятельности в их отражении)
аналитичности (раскрытие информации в соответствующих потребностей управления пределах)
удобства (логичность построения).
Количество синтетических и аналитических счетов должна определяться масштабами деятельности предприятия и может насчитывать от нескольких десятков до нескольких сотен. Как правило, при разработке рабочего плана счетов общий План счетов, с одной стороны, сокращается, а с другой - несколько розширюеться.
Сокращение может быть обусловлено следующими факторами:
спецификой отраслевой деятельности - под влияние этого фактора подпадают синтетические счета 22 «Животные на выращивании и откорме», 24 «Готовая продукция», 25 «Продукция сельскохозяйственного производства», 35 «Расчеты с заказчиками по авансам на научно-исследовательские работы», 63 «Расчеты за выполненные работы », 72« Доходы от реализации продукции, изделий и выполненных работ », 82« Производственные расходы », 42« Результаты исполнения бюджетов », 69« Средства бюджетов »и некоторые субсчета;
уровнем распорядителя средств и порядком обслуживания средств общего и специального фондов бюджетного учреждения или организации - в соответствующую группу счетов относят 31 «Счета в банках», 32 «Счета в казначействе», 68 «Внутренние расчеты», 70 «Ассигнования из государственного бюджета», 71 «Ассигнования из местного бюджета» этой группы;
масштабам деятельности учреждения - к этой группе относят, как правило, счета 12 «Нематериальные активы», 34 «Краткосрочные векселя полученные», 50 «Долгосрочные займы», 51 «Долгосрочные векселя выданные», 52 «Прочие долгосрочные обязательства», 60 « Краткосрочные займы », 61« Текущие обязательства по долгосрочным обязательствам », 62« Краткосрочные векселя выданные »и отдельные субсчета 1-го ривня.
Расширять действующий План счетов приходится при отсутствии счетов, которые необходимы для отражения конкретному виду деятельности. При этом увеличение стандартной номенклатуры счетов может происходить как на уровне синтетических счетов, так и на уровне субсчетов 1-го и 2-го ступенив.
Заметим, что разработка дополнений к действующему Плану счетов требует правильной идентификации по экономическому содержанию и назначению счетов, предлагаемых к включению. Указанная процедура, безусловно, является важной, поскольку от ее исхода зависит качество формирования книги бухгалтерского учета в целом и справочной информации в частности, когда речь идет о функционировании системы бухгалтерского учета на базе компьютерной системи.
Следующим шагом в разработке рабочего плана счетов учреждения или организации является обсуждение соответствующего проекта руководителями отделов бухгалтерской службы и его утверждения. Рабочий план счетов включается в приказ об учетной политике бюджетного учреждения или организации и утверждается как его складова.
На основании рабочего плана счетов отрабатываются шаблоны бухгалтерских проводок типовых хозяйственных операций.
2.3. Формы бухгалтерского учета 2.5. Организация обеспечения технологии процесса бухгалтерского учета