Чтение СХЕМ Общая стратегия чтения схем такая же, как и при чтении обычного текста.

Чтение СХЕМ

Общая стратегия чтения схем такая же, как и при чтении обычного текста. Схема читается на формальном уровне поэлементно слева направо и сверху вниз.

Чтение схемы представляет собой непростое занятие. Для прочтения схемы необходимо понять ее смысл на четырех уровнях, и, кроме того, осуществить сопоставление содержания на одном уровне с содержанием на других (рис. 1).
К тому же схема всегда изображает только самое существенное, только то, на что целенаправленно обращается внимание, но для сохранения полноты представления, что стоит по схеме, нужно иметь в виду и то, что подразумевается, но не изображается непосредственно. Тогда в способности чтения схемы на разных уровнях содержании необходимо добавить способности к поиску недостающей знания у себя в сознании и введения его в контекст содержания схеми.

Для объяснения и объяснения всего этого обратимся например Предположим, нам дана некая схема (рис. 2).

Начнем ее чтение на различных уровнях змистовности.

Формальное чтение схемы. Это чтение происходит на уровне опознания в схеме стандартных для символов языка схематических изображений (Яссы) геометрических элементов и способов соединения их между собой. Оно необходимо для того, чтобы на пидстави
особенностей геометрического построения схемы более точно понять ее змист.

Схема состоит из двух разных по размеру частей. Одна часть ограничена с одной стороны дужкой (рис. 2, 1), а с другой - частью замкнутой линии (13), другая часть схемы замкнутая и ограниченная линией (13). Внутри первой части схемы находится круг, через стрелку соединяется с остальной частью схемы. Внутри круга расположена составляющая фигура, состоящая из треугольника и кружка (3).

Размеры второй части схемы и количество различных компонентов больше. В свою очередь, эта часть схемы тоже состоит из двух частей, обе они ограничены овалами (5 и 14). Часть, ограниченная овалом (5), примыкает вплотную к охватывает обе части линии (13). Другая часть, ограниченная овалом (14), нигде не примыкает к охватывает линии (13). Части, ограниченные овалами (5 и 14), соединенные между собой стрелке (12).

Часть, ограниченная овалом (5), состоит из трех кружков (одного большого - 6 и двух маленьких - 7 и 8). Маленькие кружки соединены с большим кругом линиями (9, 10). Маленькие кружки между собой не соединены. В большом кружке находится заштрихована составляющая фигура, состоящая из треугольника и кухоль.

Часть, ограниченная овалом (14), состоит из двух одинаковых частей, ограниченных овалами (15 и 22) и соединенных между собой линией (20). Части нигде не примыкающих к охватывает их линии (14). Каждая из частей состоит из двух кружков, большого (18 и 21) и маленького (16 и 25), соединенных между собой линией (17 и 24). Внутри большого кружка находится заштрихована составляющая фигура, состоящая из треугольника и кружка (19 и 23).

Как видно на этом примере, формальное прочтение схемы не требует от читает особых знаний. Достаточно немного потренироваться в познании элементов, специфичных для Яси.

Формально-содержательное чтение схемы. Происходит на уровне значений, которые закреплены за символами. Его суть заключается в познании содержательности значение каждого символа и ввода этих значений в отношения друг с другом согласно структуры символов, которая выявлена на формальном ривни.

Способность читать схему на содержательно-формальном уровне уже не простая и требует от читает специальных знаний по теории деятельности. Подразумевается, что он прошел путь присвоение языка схематизированных зображень.

Заказчик (рис. 2,3), находясь в реализации функции заказной деятельности (2), которая подчинена воспроизведению (1) системы деятельности (вся схема), выражает содержание заказа (4). Управленец (11), находясь в реализации функции управленческой деятельности (6), что приводит (13) структуру исполнительной деятельности (14), на основе изложенного заказчиком содержания заказа (4), доводит до исполнителей содержание их нормы деятельности (12). Для реализации своей функции управленческая деятельность привлекает на постоянной основе (5) вспомогательные деятельности (7, 8), формулируя им соответствующие задачи (9, 10). Эти вспомогательные деятельности (7, 8) не зависят друг от друга (отсутствие линии, соединяющей их между собой), подчиненные управленческой деятельности (5) и их привлечение осуществляется только в определенных случаях (отсутствие фигуры человечка в кружках 7 и 8) .

Исполнители (19,23), находясь каждый в реализации части функции исполнительной деятельности (18,21) и приняв норму, которую довел до них управленец (12), реализуют свою часть общей нормы исполнительской деятельности (14). После этого реализованы части общей нормы соединяются друг с другом (20). Каждая из исполнительных деятельностей в случае необходимости может привлекать для реализации своей функции (15, 22) сервисные деятельности (16,24). Эти сервисные деятельности обслуживают базовые деятельности (18,22) и передают им свой продукт (17, 24).

Преимуществом Яссы является то, что можно читать одну и ту же схему на разных уровнях абстрактности, что позволяет, с одной стороны, структурировать сознание по уровням абстрактности, а с другой - сделать тот или иной вариант чтения более обгрунтованим.

Прочитаем то же самое на другом уровне абстрактности.

Кто-то (3) находится в оформленном и организованном пространстве (2), внешние его проявления разрешены по отношению к другому пространства (13), в других направлениях они блокированы (1). Этот Кто-то (3) со своего пространства (2) влияет (4) на другое пространство (13).

Это влияние (4) воспринимает другой Кто-то (11), который находится в другом, но таком же по типу пространстве (6), как и Кто-то (3), поскольку через границу воздействие передается, в первую очередь, на элемент, к ней примыкает. Пространство (6) имеет расширение в форме замкнутого подпространства (5). В этом подпространства находятся два пространства, такие же по типу, как и базовая пространство (6). Данные пространства находятся в отношениях (9, 10) с базовым пространством, а между собой не спиввидносяться.

Кто-то (11), находясь в своем пространстве (6), влияет на замкнутый подпространство (14) пространства (13). В подпространства (14) воздействие передается на двух Кто-то (19, 23), находящихся в оформленных и организованных пространствах (18, 21), по типу таких же, как пространства (2 и 6). Пространства (18,21) равноправны друг относительно друга и находятся в равноправных отношениях. Каждое из них имеет расширение в форме замкнутого подпространства (15, 22), внутри которых находятся по одному оформленным и организованного пространства (16, 25). Эти пространства (16, 25) находятся в определенных отношениях с базовыми просторами.

Такое прочтение можно назвать чтением на формально-содержательном уровне. Оно осуществляется в слое содержания, имеет наименьший уровень определенности, философско-онтологический. И это содержание должно храниться при переходе к более содержательного чтения. Осуществить такое более содержательное прочитання.

Деятель (см. рис. 2, 3), находясь в рамках своей деятельности для реализации ее функции, осуществляет действие (4) относительно некоторой структуры деятельности (13). В рамках реакции на это действие (4) другой деятель (11), находясь в рамках своей деятельности (6), располагая набором дополнительных деятельностей (7, 8) и возможностью их привлечения для реакции на внешнее воздействие (4), совершает действие (12 ) относительно подструктуры деятель-ностей (14).

В рамках подструктуры деятельностей (14) деятели (19, 23), находясь в рамках своих деятельностей, реагируют на свою часть влияния (12), взаимодействуя друг с другом (20). Каждая из дея-тельности (18, 21) имеет возможность привлечь для реакции на свою часть влияния сервисную деятельность (16, 25).

Такой тип прочтения можно назвать формально-змистовним.

Таким образом, видно, что по мере более содержательного прочтения схемы нарастает определенность ее содержания, при этом предыдущая, абстрактная часть прочтения подразумевается, подразумевается, находится в снятом вигляди.

Содержательно-формальное прочтение схемы. Подразумевает чтение схемы на уровне типичных случаев или моделей. Такое прочтение зависит от той области, на материале которой осуществляется содержательно-формальное прочтение схемы. Возьмем для примера область предпринимательской деятельности. В этом случае мы получим следующий вариант.

Клиент (см. рис. 2, 3), обнаружив за собой необходимость в каком-либо товар (2), ищет ту фирму, которая может ему такой товар предоставить, и делает заказ (4). Предприниматель (11) как руководитель фирмы (13) совершил планирования производства необходимого товара (6). Для помощи в этом привлек экономиста (7) и технолога (8), после чего довел этот план к своим работникам (12).

Один из них (19) изготовил отдельные составляющие товара. Для этого он привлек на помощь дополнительного, временно нанятого работника (16), который подготовил сырье для производства отдельных элементов будущего товара. После этого (19) передал материалы другому работнику (23), который произвел составления отдельных элементов. Иногда в ходе работы ему пришлось привлекать для ремонта инструментов слесаря (16), который был для этого временно нанят на роботу.

Очевидно, для возможности осуществления такого прочтения схемы нужно иметь представление, обобщающие конкретный опыт. Чем их больше и чем они разнообразнее, тем легче найти типичный аналог того, что сказано на формально-содержательном уровне чтения схеми.

Напомним, что для иллюстрации мы взяли лишь простейшую единицу, молекулу в системах деятельности, поэтому привлекали наиболее простые случаи. Так же, как мы продемонстрировали на формально-содержательном уровне, чтения на содержательно-формальном уровне может быть проведено на разных уровнях абстрактности.

Содержательное чтение схемы. Осуществляется на уровне конкретных примеров из жизни. Поэтому реальный образ, который возникнет у читающего, обусловлен его индивидуальным досвидом.

Приведем такой случай. У Василия возникла проблема: его одежда пылью и пачкается, а это ему не очень нравилось. Тогда он подумал, что нужно ее куда-то убрать, где-то закрыть. Сам не знал, что нужно сделать, поэтому решил попросить у кого-нибудь помощи. У него был сосед Петр, который работал столяром и имел семейное предприятие по изготовлению мебели. Васлуй пришел к соседу и рассказал ему о своей проблеме. Петр ответил Василий, что ему нужен шкаф, и он в своей мастерской может его сделать. На том и поришили.

Петр давно уже не делал шкафов, поэтому не знал, какие модели сегодня в моде. Он послал свою сестру в ближайшее мебельный магазин для того, чтобы она выяснила этот вопрос. Сестра принесла эскиз платяного шкафа. Петр по нему намечены чертежи, а его жена подсчитала, сколько его изготовления будет коштувати.

После этого Петр дал задание своим работникам Ивану и Федору. Иван должен быть распили доски шкафы и передать их Федору, а Федор собрать шкаф в целом. Иван начал пилить, но выяснилось, что все доски грязные и их нужно сначала как следует протереть, но если Иван будет все это делать сам, то работа затянется. Тогда пригласили соседнего мальчика Гришку протирать доски. После того, как Иван распилил все доски, он передал их Федору.

Федор начал склеивать доски вместе, но оказалось, что он не успевает их намазывать клеем, и клей засыхает, его нужно все время помешивать. Для размешивания клея пригласили Семеновича, который работал сторожем.
Так Петр сделал Василий шкаф
Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: Наука, 1994. Абульханова-Славская