Глава 4 Основные формы комплектования штата Занятость населения: общие положения

Занятость - это не противоречат конституции страны деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей и, как правило, приносит им заработок (трудовой доход). При этом гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду и осуществлять любую не запрещенную законодательством деятельность, в том числе не связанную с выполнением оплачиваемой работы (воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, учеба с отрывом от производства, общественная деятельность). Административное принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Государство обеспечивает проведение политики содействия продуктивной и свободно избранной занятости, направленной на создание условий для реализации права граждан на працю.

Основу государственной политики в области занятости населения составляют следующие принципы:

• обеспечение равных возможностей всем гражданам независимо от расы, пола, отношения к религии, возраста, политических убеждений, национальности и социального положения в реализации права на труд и свободный выбор занятости;

• добровольность труда, согласно которой занятость основана на свободном волеизъявлении граждан;

• активное содействие занятости и снижение уровня безработицы

• обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

• координация деятельности в сфере занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;

• участие профессиональных союзов, ассоциаций (союзов) работодателей в разработке, реализации и контроле за выполнением мероприятий по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;

• международное сотрудничество в решении проблем занятости населения. К занятому населению относятся:


граждане, работающие по найму, в том числе выполняющие работу за вознаграждение в течение полного или неполного рабочего дня (недели), а также имеют оплачиваемую работу, подтвержденную соответствующим договором (контрактом, соглашением), но временно отсутствующие в связи с болезнью, отпуском , забастовкой, временной приостановкой производства;

граждане, которые самостоятельно обеспечивают себя работой, включая предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, фермеров и членов их семей, участвующих в производстве;

граждане, избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

вийськовослужбовци.


Безработными признаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированы в государственной службе занятости как лица, ищущие работу, способны и готовы работать, но которым эта служба не предложила подходящей работы. Если нет возможности предоставить безработному подходящую работу, ему можно предложить пройти профессиональную подготовку или переподготовку, повысить свою квалификацию. При этом для граждан, потерявших работу и заработок (трудовой доход), подходящей считается работа, которая соответствует их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего мисця.

Для содействия занятости населения, удовлетворения потребности граждан в работе, предотвращения безработицы и социальной защиты от ее последствий на разных уровнях разрабатываются государственные программы занятости, которые предусматривают:

развитие рабочих мест, повышение экономической заинтересованности предприятий, учреждений и организаций в продуктивных и гибких формах занятости населения;

мероприятия содействия занятости населения, проживающего в сельской местности;

обеспечение занятости лиц, нуждающихся в социальной защите;

совершенствование системы воспроизводства рабочей силы в увязке с развитием рабочих мест, подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации, профессиональной ориентации населения, повышение эффективности использования трудовых ресурсов;

создание условий для направления высвобождаемых работников в первую очередь в развивающиеся отрасли;

совершенствование организационной структуры государственной службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы;

содействия добровольному переселению граждан и членов их семей с выделением соответствующих материальных и финансовых коштив.

Предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и хозяйствования способствуют проведению государственной политики занятости на основе:

соблюдение условий договоров (соглашений), регулирующих трудовые отношения в соответствии с действующим законодательством;

создание условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих;

предоставление в установленные сроки информации о наличии вакантных рабочих мест и о возможных увольнениях трудящихся. Указанная информация предоставляется в государственную службу занятости для проведения консультаций и принятия своевременных мер по смягчению неблагоприятных последствий звильнення.

Местные органы власти по предложению и при участии государственной службы занятости организуют оплачиваемые общественные работы на предприятиях, в учреждениях, организациях, находящихся в их собственности, и по договорам - на других предприятиях, в учреждениях, организациях. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключаются соответствующие договоры. Преимущественное право на это пользуются граждане, зарегистрированные как безробитни.

Реализация продуктивной политики в области занятости населения требует создания эффективного механизма управления трудовыми ресурсами, представляет собой совокупность отношений, форм и методов воздействия на их формирование, распределение (перераспределение) и использование *. Управление трудовыми ресурсами направлено, во-первых, на удовлетворение потребностей хозяйства в квалифицированных кадрах, во-вторых, на обеспечение рациональной занятости населения, в-третьих, на эффективное использование трудовых ресурсов [9].

Система управления персоналом состоит из отдельных подсистем, каждая из которых, в свою очередь, состоит из ряда направлений и элементов, имеющих самостоятельное значение, но способствующих решению общей задачи. Структура системы управления трудовыми ресурсами показана на рис. 9.
литература Источники обеспечения предприятий и организаций персоналом