профессиональное образование

Профессиональное образование предполагает профессиональную информацию, профессиональную пропаганду и профессиональную агитацию. Его цель - сообщить учащимся определенный объем сведений о наиболее массовых профессиях народного хозяйства, информировать их о способах и условиях овладения ими; пропагандировать общественную значимость профессий, в которых в настоящее время испытывает острую потребность хозяйство экономического региона [3]. Различают также профессиональное воспитание, под которым понимают воспитание у школьников профессионально важных качеств личности: профессионального долга и чести, ответственности, профессиональной гордости, этики и ин

Профессиональная информация как отдельный относительно самостоятельный элемент профессионального образования и профориентации в целом представляет собой систему организации и проведения учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимых знаний о социально-экономических, психологических и психофизиологических условий правильного выбора профессии. Перечислим элементы профинформационные работы системы [7].

• профинформационные урок, задачами которого является активизация интереса учащихся к изучению и выбору профессий, воспитание у подростков ответственного и активного отношения к сознательному выбору профессии, выявления правильной мотивации выбора профессиональной деятельности, содействие развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся, стимулирование школьников к самовоспитанию профессионально значимых качеств с целью профессионального самоопределения и становления особистости.

^ Профессиографический встреча, которая является одним из путей изучения профессий учащимися и представляет собой встреча представителя определенной профессии со школьниками. В ходе профессиографической встречи ученики вместе с представителем профессии проводят психологический анализ содержания профессионального труда, описывающие требования профессии к психологической сфере личности. С помощью учеников представитель профессии раскрывает социально-экономические и технологические аспекты профессиональной деятельности, а также психологическую структуру своей профессии и анализирует себя как специалиста, отвечая на поставленные им же вопрос: Чем ему нравится выбранная профессия? Благодаря чему ему удается добиваться высокой производительности в работе? Почему эта профессия нравится не каждому человеку? Почему в этом виде профессионального труда некоторые люди не справляются с отдельными задачами или выполняют их плохо?

^ Профессиографический экскурсия, задача которой состоит в том, чтобы, с одной стороны, ознакомить учащихся со структурой современного производства, его техникой, технологией, организацией труда, с устройством и принципами действия машин, с применением и использованием в технологии производства знаний о различных природных закономерностях , а с другой - научить их самостоятельно анализировать профессии в профориентационных целях. Иными словами, профессиографической экскурсия - это форма организации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение и анализ профессиографической информации непосредственно в конкретных условиях профессиональной деятельности людей.

^ Профессиографический исследование, основанное на организации самостоятельной деятельности учащихся и предусматривает самостоятельное добывание информации о данной профессии определенными группами школьников с целью составления профориентационной характеристики данного вида профессиональной деятельности. Профессия изучается по пяти аспектов, согласно которым учащихся разбивают на пять групп: первая исследует общие сведения о профессии, вторая - характеристику процесса труда, третье - санитарно-гигиенические условия труда, четвертая - требования профессии к физической и психологической сферы человека , пятое - требования к профессиональной пидготовки.

Важную роль в организации и проведении профориентационной работы с учащимися играют учебно-методические кабинеты профориентации в школах и профтехучилищах. В работу кабинета профессиональной ориентации входит информирование учащихся о различные отрасли хозяйства; ознакомление с наиболее распространенными профессиями, выявление и развитие профессиональных интересов, склонностей, способностей учащихся к определенным видам трудовой деятельности, формирование у учащихся профессиональных намерений, соответствующих психофизиологических качеств личности и учитывают потребности общества в кадрах, организация консультаций для учащихся по вопросам выбора профессии, трудоустройства и продолжения образования; проведения собрания, лекций, встреч, индивидуальных консультаций с учителями и родителями учеников, изучение и обобщение передового опыта по профориентации школьников, осуществление связи с трудовыми коллективами и общественностью по вопросам профессиональной ориентации [4].
Профессиональная ориентация как система Профессиография и профессиологии