Словарь-справочник (5 часть)
УУдовлетворенность працею
Состояние сбалансированности требований, предъявляемых работником к содержанию, условий и характера труда, и субъективной оценки возможностей реализации этих запросов. В. т. - важный показатель адаптированности работников на данном предприятии. Обнаружена прямая связь между в. т. потенциальной текучестью кадров. В. т. исследуется с помощью методов анкетирования и тестування.
Укрепление трудовой дисциплини
Для у. т. д. необходимо выполнять следующие виды работ: 1) анализ и оценку состояния трудовой дисциплины в организации и ее структурных подразделениях;
2) учет рабочего времени и контроль за его рациональным использованием;
3) планирование и организацию мероприятий, направленных на у. т. д.
Университет
Высшее учебно-научное учреждение, которое объединяет несколько факультетов, на которых представлена совокупность различных дисциплин, составляющих основы научного знання.
Управление кадровой работой на виробництви
Процесс планирования, подбора, подготовки, оценки и непрерывного образования работников, направленный на рациональное их использование и повышение эффективности виробництва.
Управление линейное, функциональное и линейно-функциональний
Основные виды организации управленческой деятельности в условиях разделения труда. У. л. предусматривает, что направляет и координирует влияние на хозяйственный объект только со стороны руководителя (дирекции). Преимущества в. л. заключаются в четкости, высокой степени согласованности и комплексности руководства, однако чем выше уровень управления, чем сложнее и больше взаимосвязи в производстве, тем труднее руководителю эффективно выполнять свои функции. Возникает необходимость разделения не только труда, но обязанностей и прав, в связи с чем функциональные подразделения (планово-экономический отдел, бухгалтерия, отдел кадров и т. д.) получают полномочия устанавливать прямые связи с низшими звеньями, т.е. возникает функциональный вид управления. Преимущества в. ф. - Гибкость, оперативность, компетентность, однако при этом каждая функциональное подразделение ставит "свои" вопросы на первое место, что ведет к дублированию и несогласованности указаний "сверху". В хозяйственной практике преобладает в. Л.-Ф., которое использует преимущества и преодолевает недостатки, присущие отдельно в. л. и в. ф.
Управление персоналом
Процесс планирования, организации, руководства, мотивации и контроля деятельности работников, обеспечивающий достижение поставленных целей. Планирование определяет что, как, когда и кем будет выполнено; в функцию организации входит создание условий для выполнения плана, включающего подбор и расстановку кадров, функция руководства заключается в направленном воздействие на работников с целью выполнения намеченных планов; функция мотивации включает регулирование стимулов к труду , функция контроля состоит в сравнение фактических результатов работы с запланованими.
Управление трудовыми перемищеннями
Подбор и расстановка кадров с целью нахождения оптимального размещения работников в структуре производственного колективу.
Управление человеческими ресурсами (в организации)
Деятельность, которая выполняется всеми линейными и функциональными руководителями, а также специализированными структурными подразделениями организации, которая способствует наиболее эффективному использованию людей (работников) для достижения целей организации и личных целей каждого из них. В широком смысле термин "управление персоналом" применяется как синоним термина "в. Ч. г." Сущность концепции человеческих ресурсов состоит в признании экономической целесообразности капиталовложений, связанных с привлечением и развитием рабочей силы, люди рассматриваются как наиболее ценный ресурс организации. Некоторые специалисты считают, что термин "в. Ч. г." акцентирует внимание на стратегическом аспекте решения проблемы, а понятие "управление персоналом" в большей степени характеризует оперативную работу с кадрами, и в этом смысле оно является практически синонимом термина "кадровый менеджмент".
Управленческое консультування
Разновидность профессиональной деятельности по совершенствованию управления, центральным звеном которой является экспертная помощь руководителям в решении проблем управления системами (предприятием, городом, регионом, отраслью и т. д.).
Условия праци
Совокупность факторов производственной среды, которые влияют в процессе труда на состояние работника (его здоровье, работоспособность, отношение к труду, развитие личности) и результаты производства. В. т. подразделяются на санитарно-гигиенические, физиологические, эстетические и подвержены воздействию технологических, организационных, природных факторов. По результатам в. т. могут быть благоприятными и неблагоприятными для людини.
Учебно-материальная база профессионального и экономического обучения робитникив
Состоит из отраслевых и межотраслевых региональных учебных центров, учебно-курсовых комбинатов (пунктов), технических школ, межотраслевых и отраслевых, постоянно действующих курсов при предприятиях или профессионально-технических учебных закладах.
Учебно-материальная база повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и фахивцив
Состоит из учебных заведений (подразделений), к которым относятся высшие учебные заведения разных форм собственности, межотраслевые и отраслевые институты повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов, а также их филиалы, специальные факультеты по переподготовке кадров при вузах, учебные центры, курсы повышения квалификации и ин
Учебно-материальная база предприятия (организации)
Включает учебные помещения (лаборатории, классы, кабинеты), учебные полигоны, цеха, мастерские, участки, отдельные рабочие места, оснащенные необходимым оборудованием, инвентарем, техническими средствами обучения, учебными и наглядными посибниками.
Учебный полигон пидприемства
Создается на базе предприятия для оперативного распространения опыта внедрения новой техники и прогрессивной технологии, а также обучение рабочих, специалистов, студентов высших и учеников профессионально-технических учебных заведений. В. п. п. является структурным подразделением пидприемства.
Учебный центр
Отраслевое или межотраслевое региональное учебное заведение, которое осуществляет подготовку кадров на договорных взаимоотношениях. В. с. создаются также при предприятиях, организациях, обладающих современной материально-технической базой и высококвалифицированными фахивцями.
Ф
Фирма
Хозяйственное, промышленное или торговое предприятие, пользуется правами юридического лица; производственное объединение однородных или смежных пидприемств.
Характер
Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляется в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения. Х. обусловлен общественным бытием личности, усвоением социального опыта, природными особенностями (задатками, темпераментом, особенностями высшей нервной деятельности). Проявляется в системе отношений человека к окружающей действительности и обнаруживает зависимость от мировоззрения личности, ее убеждений и моральных принципов, что указывает на решающее значение социального воспитания в формировании х.
Характеристика
Совокупность сведений, прежде всего психологических, об особенностях характеризуется работника и всего - о его характере, способности и профессиональной квалификации. Х. может быть устной и письменной, подробным и короткой, глубокой и поверхностной, достоверной и недостоверной. В целом х. представляет собой описание, определение отличительных свойств данного работника и является официальным документом с отзывом о служебной, общественной и иной деятельности спивробитника.
0
Целевое управлиння
Административно-хозяйственное управление, в котором четко сформулированы не только ближайшая, но и отдаленные цели; текущие результаты постоянно сравниваются с поставленными целями. Ц. в. предполагает максимальную формализацию процесса управления и долгосрочного планування.
Цель кадровой роботи
Формирование нового человека, обладающего высокой ответственностью за порученное дело, современным экономическим мышлением, высокой квалификацией, развитым чувством собственного гидности.
Ценностные ориентации
Система установок личности на социально-политические и нравственные нормы общества. Система с. о. является одной из наиболее стабильных характеристик личности и имеет многоуровневую структуру. Ц. о. "Программируют" всю деятельность человека на длительные сроки, определяющие генеральную линию поведения особистости.
Цех
Основной производственный подразделение предприятия, имеет четко определенные функции в производственном процессе, административно обособленное по определенному признаку (технологического, предметного или функциональному). В зависимости от роли в производственном процессе с. подразделяются на основные, вспомогательные и обслуговуючи.
Людина
Существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Ч. как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Ч. является предметом изучения многих наук: антропологии, социологии, этнографии, педагогики, анатомии, физиологии, психологии и ин
Человеческие ресурси
Термин, характеризующий с качественной, содержательной стороны кадровый состав или весь персонал организации, рабочую силу или трудовые ресурсы отрасли, региона, страны в целом. Наряду с традиционными признаками, свойственными элементов определяется совокупности - кадров, персонала, рабочей силе, трудовых ресурсов, термин "ч. г." включает способность к творчеству и потенциальные возможности всестороннего развития работников, общую культуру и морально-психологические качества, определенное влияние кооперации и самоорганизации (корпоративность, "дух команды", коллективные формы организации труда и т.д.). По содержанию понятие "ч. г." тесно связано и соотносится с такими понятиями, как "кадровый потенциал", "трудовой потенциал", превосходя по объему каждое из них, взятая отдельно. Функции управления развитием ч. г. реализуются, в частности, в программах развития культуры и образования; в совершенствовании системы профессиональной подготовки и повышения квалификации; изменении содержания труда, форм его организации и мотивации; рационализации форм и методов подбора, оценки, продвижения работников и т. д.
Человеческий фактор
Компонент производительных сил, который образуется в результате участия людей в процессе создания материальных и духовных ценностей, оказания социально необходимых услуг. Выделяют следующие основные аспекты изучения ч. ф. и управления им: индивидуально-психологический (уровень личности), социально-психологический (уровень коллектива), социально-экономический, юридический, социологический (уровень общества и его подструктур).
Черты особистости
Устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида. Наиболее широко исследованы такие ч. л., Как экстраверсия-интровер-ся, тревожность, ригидность, импульсивнисть.
Ш
Шкала оцинок
Методический прием, позволяющий распределить совокупность изучаемых объектов по степени выраженности общего для них свойства. Такое распределение основывается на субъективных оценках данного свойства, усредненных по группе экспертов (например, при оценке аттестуемых работников).
Школы резерва керивникив
Важное звено в подготовке будущих управленцев на уровне предприятия, организации, региона. Зачисление в них производится приказом руководителя, а возглавляют их, как правило, заместители руководителей по кадрам. Методическое руководство ш. г. г. осуществляют институты повышения квалификации, учебно-курсовые комбинаты и службы по подготовке кадрив.
Штат
Постоянный состав сотрудников какого-либо учреждения, организации.
Штатно-должностная книга
Основной рабочий документ отдела кадров, который отражает состояние укомплектованности аппарата предприятия (организации) и их подразделений необходимыми работниками. Ш.-д. к. составляется на основе штатного расписания по следующей форме: номер по порядку, наименование подразделений и должностей; должностной оклад (ставка); категория персонала, фамилия, имя, отчество, год рождения; образование и специальность, дата и номер приказа о зачисления на должность.
Штатное розклад
Нормативный перечень подразделений и должностей учреждения (организации) с указанием общей численности административно-управленческого персонала и окладов по каждой должности. Формируется на основе типовых ш. г., утверждаются соответствующим вышестоящим органом или самостийно.
Е
ЕОМ
Комплекс электронных и электромеханических устройств, позволяющих автоматически в соответствии с заданной программой решать задачи, которые представлены в виде математических и логических зависимостей. Любая ЭВМ состоит из устройств ввода и вывода информации, процессора (включает арифметическое устройство и устройство управления), памяти.
Испит
Проверка знаний, умений, силы; проверочное испытание обучаемых по части курса или по полному курсу любой дисциплины или по окончании учебного закладу.
Економика
Совокупность отраслей хозяйства, обеспечивающих общество жизненно необходимыми материальными благами и услугами. В силу общественного разделения труда э. общества разделяется на отдельные комплексы отраслей (машиностроительный, топливно-энергетический, агропромышленный и др.), экономические районы, социальную и производственную инфраструктури.
Экономические методы управлиння
Способы воздействия на экономические процессы и явления через интересы работников, трудовых коллективов с целью достижения необходимых обществу результатов. Различают следующие э. м. в.: экономические нормативы, цены с системой надбавок и скидок к ним, премии, кредиты, капитальные вложения, штрафы и ин
Експеримент
Один из основных методов научного познания (наряду с наблюдением). Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одним или несколькими факторами и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта.
Экспертные оцинки
Особый вид количественных и качественных характеристик отдельных сторон социально-экономических и психологических явлений и процессов. Определяются на основе суждений, высказанных экспертами (учеными и специалистами-практиками). Различают э. о. индивидуальные и коллективные. Е. о. играют важную роль в управлении персоналом, особенно при подборе, оценке и аттестации кадров.
Словарь-справочник (4 часть) | литература |