план производства

Раздел бизнес-плана "План производства" готовится только теми предпринимателями, которые собираются заниматься производством. Главная задача этого раздела - доказать потенциальным партнерам, что Вы будете в состоянии реально производить необходимое количество товаров в срок с требуемым качеством. Иными словами, следует показать, что Вы действительно знаете, как организовать виробництво.

"А вообще, почему надо обо всем этом писать? - Спросят некоторые читатели. - Впрочем, это моя внутреннее дело - как организовано производство. Вкладчиков денег должно интересовать лишь то, смогу ли я вернуть эти деньги и выплатить по ним проценты и дивиденды". К сожалению, такая логика сегодня уже никого не убеждает. Во всем мире финансисты интересуются всеми деталями производственного цикла заемщиков - конечно, не для того, чтобы предлагать им свои решения, а потому, что они хотят оценить квалификацию руководства фирмы и обоснованность ее планов. Чтобы удовлетворить этот интерес, Вам нужно ответить на множество вопросов. Естественно, в бизнес-план надо включать ответы лишь на основные вопросы, а детали можно перенести в приложения, объем которых не обмежений.

Какие же основные вопросы, на которые необходимо ответить в этом разделе бизнес-плана?

Где будут изготавливаться товары - на действующем или вновь создаваемом предприятии?

Какие для этого нужны производственные мощности и как они будут увеличиваться из года в год?

Где, у кого и на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие? Какова репутация этих поставщиков и есть ли уже опыт работы с ними?

Предполагается ли производственная кооперация и с кем?

Возможно ли какое-то лимитирование объемов производства или поставок ресурсов?

Какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести?

• Могут при этом возникнуть проблемы и какая? Данные этого раздела желательно приводить в перспективи

на 2-3 года, а для крупных предприятий - на 4-5 рокив.

Очень полезным элементом здесь может стать схема производственных потоков на Вашем предприятии (откуда и как будут поступать к Вам все виды сырья и комплектующих изделий, в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию, как и куда эта продукция будет поставляться с Вашего предприятия). Учтите, что внешние эксперты, которым могут поручить проанализировать Ваш бизнес-план, будут рассматривать данный раздел прежде всего с точки зрения того, насколько рациональна Ваша технологическая схема.

На этой схеме обязательно должно найтись место и для процессов контроля качества. Нельзя обойти эти вопросы и в тексте. Здесь Вы должны будете сообщить, на каких стадиях и какими методами будет проводиться контроль качества, а также какими стандартами при этом Вы будете керуватися.

Наконец, завершатся данный раздел бизнес-плана должен оценкой возможных издержек производства и динамики на перспективу. При этом следует не забыть также о расходах, связанных с утилизацией отходов и охраной окружающей среды. Здесь всегда возможны самые неприятные "сюрпризы" в виде штрафов со стороны правительственных органов и протестов со стороны общественности, и лучше заранее "подстелить соломки".

Кстати, для новых предприятий в бизнес-планах иногда выделяют специальный раздел - "Местоположение". Это особенно важно для предприятий, создающих большую нагрузку на окружающую среду, и для мелких предприятий торговли, сервиса и общественного питания.
план маркетинга план персонала