Структура аппарата менеджмента

Эффективность деятельности системы управления предприятием зависит от построения руководящих органов, их организационной структуры. Органы управления, необходимые для осуществления определенных функций менеджмента на предприятии малого бизнеса и в крупной компании, изображены соответственно на рис. 4 и 5.
В основу построения организационных структур аппарата менеджмента должны быть положены следующие принципы: обеспечение оптимальной управляемости социотехнической системой (предприятием или его подразделением), минимальное количество ступеней и звеньев управления, повышения степени централизации линейного и функционального менеджмента с одновременным развитием делегирования полномочий нижестоящим звеньям, разделение и кооперация труда в аппарате управления, а также между линейными и функциональными менеджерами.

Основными элементами структуры управления являются звена (по горизонтали) и степени или равны (по вертикали). Во звеном управления понимается самостоятельный функциональный орган управления, подчиняется линей-
ному руководителю. Степень (уровень) управления - это определенный уровень иерархии менеджмента, на котором может быть один или несколько линейных руководителей и функциональных подразделений. Количество ступеней управления является основным признаком, по которому определяется тип структуры с точки зрения ее складности.

В процессе создания и оптимизации структуры аппарата менеджмента предприятий малого бизнеса необходимо придерживаться определенных правил, учитывая при этом размеры, профиль и характер деятельности фирмы. Приведем наиболее значимые из этих правил:


в должностных инструкциях и положениях для работников аппарата должны быть четко оговорены их обязанности, права и ответственность;

линейное руководство в отделах и службах определяет единоначалие для подчиненных работников перед руководителем;

целесообразно закрепить основные управленческие работы по постоянным их исполнителями;

при определении управляемости в отделах и службах необходимо учитывать целесообразные ее ограничения;

количество звеньев в системе управления и количество уровней между производством и руководителем не должны превышать четырех;

на первом этапе проектирования системы управления сначала определяется необходимая структура, а затем исполнители, которым будет поручена реализация предусмотренных в нее функций;

полное соответствие предоставленных руководителям и управленческим звеньям прав распоряжаться ресурсами и ответственности за их использование;

сосредоточение у одного работника или подразделения всей полноты ответственности за достижение определенного конечного результата деятельности (изготовление вида продукции);

исключение дублирования различными органами управления одинаковых функций, специализация по управлению производством определенных видов продукции;

минимизация количества уровней управления, на которых принимаются решения, относящиеся к определенному конечного результата;

распределение ответственности между сотрудниками и подразделениями за решение стратегических и оперативных задач;

обеспечение максимально возможной согласованности целей и интересов органов управления, взаимосвязанных как по вертикали, так и по горизонтали

специализация органов управления и работников на решении задач, требующих максимально однородных видов деятельности;

подключения в каждом органе управления права принятия решения с ответственностью за его выполнение или бездействие.
функции менеджмента Разделение управленческого труда в бизнесе