введение

По мере углубления кризиса в украинском обществе становится все более очевидным, что процесс глобального оздоровления системы общественных отношений и создания эффективной экономики в Украине напрямую зависит от органически взаимосвязанных реформирования трех основных сфер организации современного общества - политической, экономической и культурнои.
Согласно осуществляться такое реформирование должно в рамках совершенствования трех видов социального управления, к которым относятся (65):
Необходимо учитывать, что достичь значительных успехов в одной из сфер организации современного общества невозможно без соответствующих достижений в двух других. Это наглядно демонстрируют все попытки поднять, например, экономику чисто экономическими методами (например, с помощью либерализации цен и вообще проведения активной монетарной политики, создание системы коммерческих банков и других институтов рыночной инфраструктуры, формирование новой системы налогообложения и т. д.) без учета поведения человека при реализации этих методив.
Теперь уже ни у кого не возникает сомнений, что именно непрофессионализм и конкурентная некомпетентность руководителей, недостаточно высокий уровень духовного (морального) развития значительной части работников и др. (как следствия тоталитарного режима в условиях двойной морали в сфере духовного производства) не позволили нам в свое время эффективно реализовать казалось бы верные экономические решения. Вспомним, например, в вылившаяся либерализация цен в условиях товарного дефицита, стал причиной массовой спекуляции и соответственно резкого снижения покупательной способности населения. Или, скажем, к чему привело создание сети коммерческих банков, которые оставили на "голодном пайке" производство при явном содействии развитию спекуляции, называемой бизнесом *.
Недостатки духовного производства обусловили также первопричину неудач в системе административно-государственного управления, не позволили цивилизованно на основе компетентности и нравственности решать проблемы повышения жизненного и культурного уровня населения и подъема экономики в регионах.
В целом уже не является секретом тот факт, что в основе всех несовершенств осуществленных преобразований лежит соответствующая деятельность людей (использование человеческих ресурсов, или "человеческого капитала").
Однако этот общеизвестный факт пока не стал ключом к открытию "тайн" будущего украинского общества. Он еще не лег в основу научной концепции реформирования общества и экономики через соответствующее формирование, развитие и использование людских ресурсов. Последнее напрямую связано с кардинальными изменениями в области социально-политического, социально-культурного и социально-экономического менеджмента, в центре которых является поведение людини.
Исследования последних лет позволили разработать Антропос-них ("человеческий") подход к управлению обществом в отличие от господствующих сегодня технократических взглядов на этот процесс. В литературе уже сообщалось об этом подходе, который схематично представлен на рис. 1, имея в виду, что общество - это совокупность людей и их взаимоотношений во множестве социальных объектов [12, 65].

Кроме семьи эти социальные объекты представлены организациями (предприятиями, учреждениями, заведениями, органами управления и др.), которые рассматриваются как социальных систем, состоящих из двух и более лиц, которые взаимодействуют для достижения определенных целей. Каковы эти цели для социальных объектов всех трех сфер организации общества и как сформировать соответствующий механизм их достижения (на антропосоциальной основе) с учетом конечных результатов трудовой деятельности и является предметом стратегического менеджмента на макро-, мезо-и микроуровнях управлиння.
Первые шаги в направлении реализации антропосоциального подхода в стратегическом менеджменте сферы духовного производства (в частности, системе образования) уже сделаны и изложены в литературе [12].
Использованы в системе управления образованием методы декомпозиции глобальных целей и формирование мотивационного механизма достижения целей (на базе квалиметрического измерения уровня их достижения как конечных результатов деятельности педагогов и учащихся) является принципиальным решением проблем стратегического менеджмента на мезо-и микроуровневом управлении. Такое решение во многом обусловлено применением достижений квалиметрии как области знаний о количественной оценки качественных явищ.
В этом учебном пособии рассматривается проблема эффективного использования человеческих ресурсов на микроуровневом управлении производством в рамках становления отечественной модели социально-экономического менеджмента, учитывающий ментальность отечественного работника. Речь идет о формировании системы целевого управления организацией в сфере материального производства через специфический механизм управления персоналом исходя из тенденций мирового менеджмента и конкретного опыта. Последний, чтобы задействовать потенциал каждого работника в социуме (группе, подразделении) ради достижения как конечных целей, стоящих перед всей организацией, так и индивидуальных целей самореализации личности в социуме, в полной мере использует ква-лиметрические измерения.
Предисловие 1. Формирования украинской модели менеджмента