4.1 Решение как звено процесса управления

Управленческое решение представляет собой выбор предварительно осмысленной цели, а также средств и методов их достижения. В управлении термин «решение» имеет два значения:
выработка управленческого воздействия (решения управленческой задачи;
принятия решения, то есть установление того, что данное действие (воздествие) должно быть применимо;
Любое управленческое решение имеет свой ^ субъект, т.е. лицо или орган, принимающие его ; ^ объект - трудовой коллектив или отдельные работники, которые должны выполнять это решение;
• предмет, т.е. содержание решения, в котором определяется, что нужно делать и т. п.
Таким образом, управленческое решение является актом субъект объекта управления, определяет деятельность и поведение объекта управления. С помощью решений:
• устанавливаются цели деятельности;
• проводится размещения людей по должностям и рабочим местам;
^ Определяются функции, права и ответственность работников;
• устанавливаются правила поведения на работе;
• вырабатывается система мер поощрения и взыскания работников;
• распределяются ресурсы - материальные, трудовые, финансовые и др.;
• оценивается качество продукции и ин
Управленческое решение является комплексный акт, включающий правовой, социальный, психологический и другие аспекти.
В правовом отношении управленческое решение является властным актом субъекта управления, в котором он выражает свою волю, реализует предоставленные ему права распоряжаться трудом подчиненных работников, материальными и денежными средствами в интересах производства. Одновременно решения являются акт принятия субъектом на себя ответственность за его возможные неблагоприятные последствия и актом возложения ответственности на исполнителей за его полное и своевременное исполнение. Руководитель отвечает также за своевременность принятия решения и за уклонение от принятия назревшего ришення.
Управленческое решение является актом социальным, потому что принимается людьми и затрагивает интересы людей. Социальный характер управленческих решений не меняется и в том случае, когда для их обоснования используются ЭВМ, которые являются лишь орудиями умственной праци.
Управленческое решение является психологическим актом, так как представляет собой результат умственной деятельности человека. Поэтому качество решения в значительной степени зависит от глубины мышления, которое в свою очередь непосредственно связано со знаниями и опытом, накопленными человеком и используются им в процессе принятия решения. Важное место в этом процессе занимает волевое действие. Воля проявляется в способности человека делать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей. Волевое действие включает предварительное осознание цели, мнимое обсуждения мотивов, принятие решения. Степень волевого усилия зависит от размера трудностей и противоречий, которые приходится преодолевать руководителю, чтобы принять правильное ришення.
С информационной точки зрения решение есть результат обработки информации, в ходе которой осуществляется выбор среди возможных вариантов такого, который наиболее близок к оптимальному, то есть найкращим.
Решение является непосредственной продукцией управленческого труда. Это промежуточная продукция, но необходимое. Без нее нельзя получить конечную продукцию (автомобиль, дом, готовая одежда). Решение, как вид продукции, может служить предметом купли-продажи. Это позволяет создавать специальные организации для выработки сложных управленческих решений за плату. В Украине роль таких организаций нередко выполняют научно-исследовательские учреждения (НИИ строительного производства , институт «Коммунекономика», НИИтруда, институты «Стройпроект» и др. В США широкое распространение получили так называемые фабрики мысли, которые принимают подряды на научные исследования и подготовку проектов решений по различным вопросам деятельности правительства, отдельных ведомств и частных фирм. Наиболее известная среди них фирма «РЭНД».
Качество управленических решений напрямую влияет на эффективность управления. Без решения нет управления.
4. Решения в процессе управления 4.2 Общая характеристика управленческих решений