2. Методы развития международного кооперирования
Международная специализация и международное.кооперирование производства могут проводится в жизнь самыми различными методами. Наиболее старым способом осуществления кооперированных связей в промышленности, а также в строительстве является заключение между предприятиями соглашений о проведении каждым из них специализации в договорных порядке, Который в литературе больше известен под именем подрядном кооперирования. Этот метод предусматривает, что заказчик поручает фирме-исполнителю выполнение определенных работ в соответствие с заранее достигнутой договоренностью Относительно сроков, объемов, качества достойной условий исполнения. Подрядный метод предполагает поставку изделий одним партнером втором и осуществление сборки конечного продукта только каким-нибудь одним из них.Подрядное кооперирование имеет две разновидности: классический подряд по выпуску продукции и подряд по проектированию и изготовлению узлов, аппаратов и второго оборудования. При классический подряд фирма-подрядчик производит частичные продукты по поручению заказчика по его чертежам и спецификациям под его ответственность и за его счет. Она может осуществлять сборку узлов или агрегатов из компонентов, производимых заказчиком или его вторая подрядчиком, а также выполнять технологические операции по поручению заказчика с целью превращения полуфабрикатов в готовые комплектующие изделия и другую деятельность.
Напротив, при применении подряда по проектированию и выпуску узлов, агрегатов и второго комплектующего оборудования заказчик предоставляет подрядчику Лишь самые общие параметры требуемой техники. Последний проектирует, разрабатывает и изготовляет образцы новых технических изделий и передает заказчику всю документацию о них. С этого момента и начинают развиваться между ними кооперированные отношения. Нужно сказать, что подобное кооперирование выгодно партнерам: заказчик получает новое оборудование в короткие сроки и по более низкой цене, чем при собственном изготовлении, а проектировщик может к своей выгоде продавать новые изделия не только заказчику, но и друг покупателям. В связи с этим дополнительным преимуществом Подрядное кооперирование по проектированию и изготовлению новых агрегатов достойной комплектующих получило широкое распространение во многих машиностроительных отраслях. Так, автомобилестроительные компании предоставляют заказы специализированным фирмам на конструирование двигателей, трансмиссий, кузовов, кабины достойной частей автомобиля. Среди таких фирм большими объемами работ выделяется, например, фирма «Мотор пэнелз», которая проектирует и изготовляет кабины для грузовых машин. В течение года она выпускает 25 тысяч кабинете 160 модификаций1.
Второй довольно широко распространенный метод междуна
родного производственного кооперирования предусматривает вза
имную частичную специализацию на основе использования индивиду
альных ресурсов партнеров и поставки изделий друг другу для созда
ния собственного конечного продукта. Этот метод обычно применя
ется между фирмами, Которые по характеру своей деятельности
находятся в прямой двусторонней производственной зависимости.
Партнеры договариваются об условиях взаимное специализации
производства и в соответствие с этим обмениваются комплектующи
мы компонентами для сборки финального изделия самостоятельно.
Например, таким путем сложились кооперированные связи между
Известной венгерской фирмой «Икарус» и российским автомобиле
строительным предприятием ЛиАЗ, обменивающимися между собой
Заднюю и передними мостами для производства собственных марок
автобусов. ,
В практике развития МЭО применяется также метод международного производственного кооперирования на основе реализации партнерами совместное программы создания каждым из них собственного конечного продукта. Как правило, речь идет о разработке и производстве технически сложного продукта, предусмотренно совместное программой стран-кооперантов. При этом осуществляется объединение их финансовых, научно-технических, материальных и трудовых ресурсов и закрепление за каждой из них полной ответственности за выпуск определенной части изделия. При таком методе страны-кооперанты тесно сотрудничают на всех этапах создания продукта от научно-технической работы в сбыта и техобслуживания. В целом Этот вариант развития кооперированных связей можно назвать методом взаимное частичной специализации и сложения сил для создания собственного конечного продукта.
Такое сотрудничество осуществляется также обычно фирмами с примерно одинаковым производственным профилем, с преобладание в них одной и то же специализации. В основу подобного кооперирования поло принцип специализации партнеров на изготовлении частей конечного изделия, по которым они Имеют наиболее благоприятные экономические и научно-технические условия, позволяющие им Выпуск комплектующие высокого качества и с низкими издержками производства.
Примером применения этого метода служит соглашение между шведской автофирмой «Вольво», германской «Клёкнер-Гум-больд-Дойц» (КХД), французской «Савиэм» и голландской ДАФ в совместное разработке и производстве средних и легких грузовых автомашин. «Вольво», обладающая большим опытом конструирования кабинете, предоставила информацию Относительно их наиболее рационального устройства с учетом норм безопасности. «Савиэм» взяла на себя обеспечение комфорта и удобств работы водителя. КХД занималась обеспечением надежности и долговечности конструкции автомобилей, а ДАФ сосредоточила Свои усилия на эргономике комплектующих узлов и деталей машин. Цель соглашения фирм - создание таких моделей грузовиков, Которые помогли бы удержаться партнерам на своих национальных рынках в борьбе с более сильными соперниками. Все фирмы осуществляют конечную сборку машин на своих предприятиях на основе закрепления за каждой из них производства и поставки конкретных компонентов автомобилей. В целом Стандартные модели грузовых автомобилей ЭТИХ фирм очень схожи и различаются Лишь типом двигателя.
Метод взаимное частичной специализации и международного производственного кооперирования на основе реализации партнерами совместное программы используется и для создания единого продукта, начиная со стадии его проектирования и кончая сбытом и техобслуживания. Наибольшее развитие он Получил в аэрокосмической промышленности, атомной, энергомашино-и судостроении. Это обусловлено тем, что разработка и производство продукции в ЭТИХ отраслях требуют значительных затрат, а техническая сложность объектов, состоящих из многих тысяч деталей и подсистем, делает невозможным их создание и производство без налаживания широкого научно-технического кооперирования головных фирм.
Организационной формой реализации совместных программ стран-кооперантов, предполагающий создание технически сложных и дорогих проектов, Которые не под силу компаниям одной страны даже при финансовой поддержке правительства, являются международные консорциумы. Они возникли во многих сферах экономики, полностью зависят и подотчетны партнерам-учредителям. Такая организационная и юридическая обособленность консорциумов от партнеров-кооперантов позволяет им решать трудные проблемы международного кооперирования при значительно снижении риска в основных партнеров по кооперирования. Взять, к примеру; консорциум по производству аэробусов А-300 и его модификаций А-310 и А-320. Головной фирмой его является «Эрбас Индастри», в которой национальные авиастроительные компании Имеют следующие доли: «С.А.Аэроспасъяль» (Франция) - 37,9, «Дойче эрбас» (ФРГ) - 37,9, «Бритиш аэроспейс» ( Англия) - 20, КАССА (Испания) - 4,2. Компания «Фоккер» (Нидерланды) - ассоциированный участник программы А-300, а «Бэлэрбюс» (Бельгия) - программы А-3101.
«Эрбас Индастри», являясь головной фирмой и генеральным подрядчиком, несет общую ответственность за производство и техническую политику консорциума. Она осуществляет связи с авиакомпаниями и правительствами заинтересованных стран, определяет деятельность в сфере продаж, послепродажного обслуживания и обучения летно-технического персонала клиентов. Учредители «Эрбас Индастри» и другие фирмы-подрядчики Имеют большие права в области разработки и проектирования в рамках закрепленного за каждым из них участка деятельности.
Наконец, важным сравнительно новым МЭП годом развития международного кооперирования производства является сотрудничество предприятий разных ^ тран по совместно сооружения хозяйственных объектов. Фактически это означает возрождение подрядном кооперирования, но на новой производственной основе. Если при традиционно подрядном кооперирования речь шла о выполнении подрядчиком поручения заказчика на выпуск частичных изделий по его чертежу и спецификациям или заданный на проектирование и изготовление новых аппаратов, моторов или машин, то теперь установление кооперированных связей предполагает осуществление фирмами нескольких стран по поручению заказчика совместное согласованной работы , имеющей своей целью достижение крупного
конкретного результата - сооружение определенного промышлен-| ного или второй хозяйственного объекта. Подобная деятельность включает помимо поставок и монтажа оборудования также Проектные, строительные, инженерные и другие работы.
В сооружении промышленных объектов может принимать участие несколько фирм разных стран, в том числе и фирмы страны-заказчика. Основным преимуществом многостороннего кооперирования является взаимная дополняемость финансовых, производственных достойной ресурсов партнеров, что позволяет в большей степени | использовать возможности международного разделения труда. При многосторонни кооперирования достигается наивысшая эффек-J тивность использования имеющихся ресурсов и повышения при-J быльносты производства. Организационно кооперирование по сооружениям промышлен-1 ных, транспортных достойной объектов осуществляется на основе Международных договоров или соглашений о производственно-техническом и промышленном сотрудничестве. Такие договоры предусматривают участие партнеров своими средствами и усилиями в осуществлении совместное программы строительства объекта. В одних случаях отношения между кооперантами ограничиваются сроком действия соглашения по выполнению намеченное программы. Но при этом они бывают более длительными и разносторонней, чем при обычных договорах купли-продажи. В других случаях многостороннее кооперирование НЕ заканчивается с вводом в строй хозяйственного объекта, а продолжается, но уже в другом варианте. Некоторые из участников сооружения промышленного объекта после его ввода в строй продолжают сотрудничать с заказчиком по выпуску продукции на этом объекте на кооперированной основе. В качестве примера может служит сборка автобусов в Ливия и на Мадагаскар из венгерского и шведских узлов, сборка в Бразилии тракторов, детали которых поставляются из ФРГ достойной стран.
Как юридически оформляются другие международные эконо
мические связи по кооперирования? Юридической основой коопе
рирования в виде поставок деталей, узлов и аппаратов являются
различно рода соглашения, Которые могут не совпадать по своей
форме и по содержанию. Наибольшее распространение получили
соглашения о специализации и кооперирования производства, дого
воры в подрядном кооперирования, контракты на куплю-продажу
комплектующих изделий и другие. Рассмотрим хотя бы кратко основ
ные условия одного из ЭТИХ соглашений, к примеру, договора о]
подрядном кооперирования. Посмотрим, на каких условиях он осу-]
ществляется.
Традиционно в этом договоре действуют две стороны - заказчик и поставщик. Первый выдает заказ на производство комплектующих, Которые войдут составной частью в конечный продукт, изготовляемый и реализуемый заказчиком. Заказ может предусматривать изготовление, обработку или Заключительные работы с материалами и частями, осуществляемый поставщиком по указанию заказчика. Если говорит более конкретно, то объектами договора о подрядном кооперирования могут быть производство узлов и деталей в соответствие с требованиями заказчика, выпуск комплектующих по его чертежам и спецификациям, выполнение технологических функций по превращение полуфабриката в готовые изделия и другие операции.
Согласно условиям договора подряда, стороны обязательно фиксируют цены на все виды поставляемых комплектующих или выполняемых технологических операций. Иногда поставщик может использовать предложенные заказчиком затратный данные, в других случаях сам устанавливает цены либо определяет их совместно с заказчиком. Договор о подрядном кооперирования непременно предусматривает качество и сроки поставок деталей, узлов достойной компонентов. В связи с этим в нем определяются меры наказания за нарушение сроков исполнения заказа или снижения качества изделий. Размеры штрафов достигают 20-30%, а в Некоторых случаях и 50% стоимости поставляемых по договору комплектующих1.
Подписание договора о международном производственном кооперирования, как правило, происходит после выпуска поставщиком партии товаров, Которые апробируются заказчиком и получают его одобрение. Договор может быть расторгнут в случае нарушения его одной из сторон или по другим мотивам, предусмотренным в нем.
1. Особенности международного производственного кооперирования | 3. Виды международного кооперирования |