4. Участие российских предприятий в развитии МПК

Развитие международного кооперирования российских предприятий-весьма сложное явление. Этот тип внешнеэкономических отношений практиковался и ранее. Но ограниченность таких отношений состояла в том, что они, по существу, были односторонними - из всего объема кооперированных связей предприятий, расположенных на территории "бывшего СССР, 80% осуществлялись со странами СЭВ, а остальные 20% приходились на индустриальные и развивающиеся государства, вместе взятые1. Такая ситуация не могла не отразиться на состоянии всего технического уровня отечественной промышленности. отставания бывшего Советского Союза в области международного кооперирования производства тормозило научно-технический прогресс в его промышленности, сдерживали интенсивные факторы развития отечественной экономики.
В условиях перехода к рыночным методам управления экономическими процессами изменилась географическая структура кооперированных связей российских предприятий. Они развиваются иначе, чем в прошлом, и в них четко обозначились три основных направления - связи с промышленно развитыми странами, со странами Восточной Европы и со странами СНГ. Каждое из ЭТИХ направлен имеет как свою специфику , так и нечто общее. Сначала поговорим о специфики ЭТИХ направлений.
Уже сейчас обозначился Заметный крен в сторону ускоренного развития кооперированных связей с промышленно развитыми государствами. Несмотря на ряд противодействующих факторов, Этот процесс в ближайший будущем будет быстро набирать ситу и в стратегической перспективе может приобрести решающее значение в области Этой формы внешнеэкономической деятельности России. Основным стимулятором такого развития является стремление приобщиться подобным путем к научно-техническому прогрессу, свойственных экономике Западных стран. И в наиновейшей отечественной истории уже имеется немало конкретных проектов развития международного кооперирования российских предприятий с партнерами именно из этой группы стран. Вот Лишь некоторые из примеров, иллюстрирующих это явление.
Вологодский механический завод в конце 1995 г. приступили к сборке троллейбусов «Шкода» из чешского комплектующих компонентов. Проектная мощность завода составляет 300 машин в год. В первую очередь они будут продаваться автопредприятиям Северо-Западного региона России1.
Германская инжиниринговая компания «Профуна» сделала заказ Литейный завод КамАЗа на 30 млн. долларов. Согласно контракту российское предприятие изготовит алюминиевые отливки для крупных автомобилестроительных концернов - «Мерседес-Бенц», «Бош», «Ман» и других. Аналогичные заказы получили металлургические предприятия Урала, Заволжский моторный завод и предприятие «Зенит» в Красногорске. По словам президента компании «Профуна» Хайнера Засса, весь пакет заказов российским предприятиям на производство комплектующих изделий оценивается в 60-70 млн. немецких марок. Эта сделка Считается высокоэффективной. «В Германии это обошлось бы на 15-20 процентов дороже», - заявил Засс2.
Обратимся теперь к авиастроительной промышленности. И здесь налаживаются связи по кооперирования с индустриальнымы странами. С американской фирмой «Хониуелл» еще в 1991 г. достигнута
договоренность об установке ее пилотажном-навигационно оборудования на выпускаемых в Ульяновске самолетах ТУ-204. А другая известная американская фирма «Пратт-Уитни» поставляет двигатели для собираемого в Воронеже широкофюзеляжного самолета ИЛ-96. Всего в сборке этого самолета участвуют 18 зарубежных фирм.
Не только авиастроительные компании промышленно развитых стран поставляют комплектующие нашей стране, но и российские предприятия будут экспортировать Аналогичную продукцию западным фирмам. Так, на проходившем в июне 1997 г. в Ле Бурже авиасалоне министр экономики Я. Уринсон заявил , что Россия станет партнером европейского консорциума «Эрбас Индастри» по производству известного пассажирского лайнера А-300. Хотя подробности НЕ ясны, но уже известно, что крылья для аэробуса будет делать Ульяновский завод «Авиастар», а производством шасси займется нижегородское предприятие «Гидромаш» 1.
Но настоящей сенсации в сфере международного кооперирования стало Подписание контракта на том же авиасалоне Ле Бурже между Российскими государственными компаниями «Росвооружение», Таганрогский авиационно-техническим комплексом (ТАНТК) и израильской фирмой «Израэль эркрафт индастриз» в совместном производстве самолета радиолокационному обнаружения (ДЛРО) А-50, российского аналога знаменитого американского АВАКС. 90% работы по самолету выполнит российская сторона, а комплекс бортового радиолокационному оборудования станет поставят Израиль2.
Соглашения о развитии международного кооперирования производства российской стороной заключены не только с американскими, германскими, израильский , но и с английскими, японскими и второго западными фирмами и корпорациями. Однако несмотря на большое обилие национальных цветов, в ЭТИХ договоренностей Есть один очень важный положительный момент, Который роднит их всех. Состоит же он в том, что кооперирование предприятий с разными индустриальнымы странами создает возможность не только ускоренное технической модернизации и производства новых сложных машин, но и открывает их рынки перед отечественной машинотех-нической продукцией. Это имеет не менее важное значение для российской экономики, чем замыкающиеся на себя обычные поставки по кооперированным связям.
Свою специфику имеет и подход к развитию международного кооперирования производства с предприятиями стран Восточной
Европы, входя ранее в Совет Экономической взаимопомощи. На этом направлении обращает на себя внимание тот факт, что кооперированные связи с предприятиями стран Восточной Европы в одних случаях полностью распались, а в других резко сократились . Вследствие этого ряд предприятий, десятилетиями ориентировавшихся на сбыт продукции в нашей стране, остановились, что нанесло немалый Материальный ущерб всем бывшем странам - членам СЭВ.
Разрушительные последствия непродуманных акций - переход к взаимным расчетам в СКВ, отмена клиринговых расчетов и других - сейчас столь очевидны, что остро ставят перед странами СНГ и Восточной Европой задачу восстановления Значительной части внешнеэкономических связей, в том числе и по кооперирования. Однако вернуть прошлое теперь совсем непросто. Дело в том, что технический уровень и качество Значительной части промышленной продукции стран Восточной Европы и СНГ, особенно машинотехны-ческой, таковы, что она неконкурентоспособна, и синдром бегства от нее все еще жил в памяти бывший сэвовских партнеров, они проявят при заключении сделок купли-продажи исключительную избирательность. Для поднятие же уровня ее конкурентоспособности требуются многомиллиардные валютные средства на новые технологии и технику, каковымы ни Россия, ни страны Восточной Европы НЕ располагают. Наоборот, они обременены большими внешними долгами и в ними нет надежных источников их обслуживания.
Названные выше обстоятельства, бесспорно, окажут воздействие на процесс возрождения внешнеэкономических связей России со странами Восточной Европы. С учетом социально-экономических и политических интересов последних их связи со многими странами СНГ будут расти, хотя и не достигнут прежнего уровня из-за невозможности восстановить старую модель сотрудничества. При этом в нем возобладают связи межотраслевого характера, в рамках которых будут иметь место поставки машин и оборудования для легкой и пищевой промышленности, для медицинских учреждений, а также машинотехнической продукции потребительского назначения.
Но межотраслевой обмен должен последовательно заменяться внутриотраслевым, Международным кооперированием производства. Хотя возможности развития этого направления и не очень значительны, тем не менее именно ему следует уделять большее внимание. Для начала полезно возобновить полностью связи по кооперирование России с бывшем странами Совета Экономической взаимопомощи, а затем и расширить их. В этом отношении уже предпринятому немало шагов. Так, венгерская фирма «Икарус» продолжает поставят задние мосты подмосковному автобусному заводу в Ликино, а также согласилась участвовать в реконструкции Тушинский машиностроительного завода, в наладке на нем производства автобусов своей марки. Восстанавливают связи со своими Российскими партнерами болгарские и польские поставщики частичной продукции для автомобилестроительного завода в Тольятти. В развитии связей России со странами Восточной Европы может сыграть положительную роль и вовлечение в международное кооперирование производства продукции конверсируемых предприятий ВПК России, Которые располагают наиболее современным основным капиталом и кадровым потенциалом высокой квалификации.
Что касается экономических отношений России со странами СНГ, то они занимают особое место во всей системе ее внешнеэкономических связей. Как известно , бывший Советский Союз с производственной точки зрения иногда сравнивалы с единым заводом-гигантом, а каждую составляющую его республику - с цехом. И это сравнение имело глубокие основания. По степени экономических связей как на межотраслевом, так и внутриотраслевом уровнях СССР Был Самым интегрированным государством в мире. Вот один из примеров. Эвакуированный в 1941 г. из Подмосковья в Ташкент авиационный завод в последнее время производили в основном грузовые самолеты ИЛ-76. Он Был связан со всей гигантской страной множеством производственных нитей. Только из России около тысячи ее предприятий поставляли ташкентскому завода 30 тыс.. наименований материалов и 15 тыс.. готовых изделий. Вот Самарского и Верхнесалдинского металлообрабатывающих заводов поступал металл, из Перми и Рыбинска - авиадвигателы, из Москвы - Необходимая техническая документация и т.д. В целом в каждом самолете комплектующие составляли примерно 75% общей стоимости1. Да и сам ташкентский авиационный завод участвовал в союзном кооперирования - изготовлЯли крылья для «Мриы».
Возьмем другой пример - ситуацию с переработкой отходов свинца. В Союзе ежегодно заготавливала около 170 тыс. т свинцового лома. И его рециркуляция в производстве составляла 70% промышленных потребностей. Но сейчас почти все мощности по переплавке лома свинца остались в Казахстане и на Украине, а в России Лишь небольшое предприятие на Урале, которое обеспечивает Лишь 6% переработки имеющихся ресурсов. Вот и получились ножницы2.
губительны последствия раздроблении единого хозяйственного пространства, несостоятельность попыток справиться в одиночку с экономическими трудностями, крушение надежд на щедруют зарубежную помощь побудили многих руководителей стран СНГ говорит о возможности реинтеграции. Одним из важных путей ее осуществления станет возрождение и нарушенных отношений по кооперирования. Поставки частичной продукции из Санкт-Петербурга в Казахстан, из Ярославля и Москвы в Белоруссию, из Донбасса и Харькова в Ростов и Воронеж и контакты по другим центрам и узлам сразу же вернуть к полнокровной жизни десятки и сотни заводов и фабрик, увеличат объем производства, сократят уровень безработицы.
Возобновление связей по кооперирования в рамках СНГ, на наш взгляд, с экономической стороны практически не имеет серьезных препятствий. Вся сложность здесь носит политический характер. «Главное препятствие на пути реализации хороших договоренностей, - говорит О. Богомолов, - отсутствие в лидеров политической воли. Она словесно выражена, но по словам фотоаппарата конкретных действий »1. Да, это так. И специфика развития кооперированных связей в СНГ состоит в том, что оно будет происходить под воздействием общего потока реинтеграции. Как только будут решены острые политические проблемы и будет принято НЕ декларативное, а реальное политическое решение об экономической реинтеграции хотя бы части стран СНГ, так сразу же можно восстанавливать производственные связи между предприятиями-партнерами. И Этот процесс в определенной степени напомнит тот здоровый экономический феномен, Который наблюдался в годы Отечественной войны. Как только территория освобождалась от немецких оккупантов, так вслед за Советской Армией приходили рабочие и инженеры, Которые поднимали из руинах к жизни сталинградских и Харьковский тракторные заводы, Ростсельмаш и Днепрогэс, Донецкие шахты, днепропетровские и Киевские заводы и другие предприятия.
Хотя Рассмотренные выше направления развития международного кооперирования производства российских предприятий принципиально разные, тем не менее реализовать их надо на одной базе. И Этой основой не может быть что-либо иное, кроме как экономический интерес, материализующийся в сбережения общественного труда всех его участников. Верность этого тезиса не вызывает Никаких сомнений при анализе кооперированных связей российских предприятий с партнерами из индустриальных стран или государств Восточной Европы. Но в равной мере он применим и к производственным отношениям по кооперирования российских предприятий со своими контрагентами из стран СНГ. Время бесплатного кормления безвозвратно ушло в прошлое. Поэтому при организации и развитии кооперированных связей с фирмами из других странах СНГ российские участники этого процесса Должны Исходя из Своих экономических интересов.
Кроме того, им полезно строить Свои отношения на основе норм, правил и традиций промышленно развитых стран, в частности на принципах ЕЭК по составлению договоров о промышленном сотрудничестве, а не ограничиваться только внешнеторговым обменом. унификации договорных отношений по международному кооперирования производства обеспечит существование единого языка экономического общения предприятий в масштабах мирового хозяйства, создаст общие подходы к решению конкретных проблем, возникающих при развитии кооперированных связей, а также при прочих равных условиях облегчит привлечение к сотрудничеству разных кооперантов из ближнего и дальнего зарубежья.
перспективной развитие международного производственного кооперирования российских предприятий зависит от ряда условий. Первейшим из них является специализация на изготовлении определенных агрегатов, частей, узлов. Предприятия, заняты производством комплектующих, не Должны распыл Свои усилия на выпуск огромного их разнообразия . Здесь уместно воспользоваться советами, Которые дал нашим промышленник президент американской корпорации «Крайслер» Ли Якокка: «Не пытайтесь делать все сами. Чтобы сделать все самим, нужны Неограниченные ресурсы. Но проблема в том, что ресурсы - деньги, время, предпринимательский талант - у всех небезграничны. Поэтому надо сфокусировать внимание на нескольких вещах и довести их качество до уровня мирового класса ...
Если ты в чем-то превосходишь других (в производстве ключевых компонентов, к примеру), ты можешь это лучше продавать другим. Со временем сложатся и иные формы сотрудничества »1.
Со специализацией теснейшим образом связана стандартизация продукции по Международным нормам. В обеспечении этого условия активная роль принадлежит самим фирмам, производственным объединениям и корпорациям, участвующим в процессе МПК. Вставшие на путь развития рыночных отношений российские предприятия Способны провести работу по стандартизации узлов и деталей со своими партнерами в странах СНГ и Восточной Европы и с потенциальнымы кооперантами из дальнего зарубежья.
Еще одним условием углубления международной специализации и кооперирования производства стал вопрос технического уровня и качества товаров, поступающих во внешнюю торговлю. Изделия , имеющие пусть и незначительные дефекты, перестают удовлетворять требованиям мирового рынка и быстро теряют спрос. Поэтому при изготовлении продукции на экспорт недостаточно руководствоваться нормами и требованиями самого производителя, а необходимо сопоставлять качество собственной продукции с ее мировым параметрами.
Среди многих обстоятельств, предопределяющий организацию производства деталей и узлов в одной стране для удовлетворения потребностей нескольких стран, главным является экономическая заинтересованность. Если фирма будет иметь гарантию, что производство комплектующих изделий НЕ ограничится только объемом внутреннего рынка страны ее расположения, а найдет сбыт и в других Международных регионах, то она может смело пойти на организацию серийном производства, рассчитанным на удовлетворение потребностей нескольких стран. Масштабы же ЭТИХ потребностей могут быть выявлены как в процессе длительных Международных экономических отношений, так и в ходе переговоров, участники которых заинтересованы в поставках деталей, узлов и аппаратов.
Ныне Россия
3. Виды международного кооперирования Лекция 3. Мировой рынок и его территориальные масштабы