3. Факторы , определяющие развитие современного мирового рынка

На современном мировом рынке усилилась конкурентная борьба, стали появляться новые ее методы.
Значительную специфику в новые виды конкурентной борьбы на мировой арене вносить научно-техническая революция. За последние годы корпоративный капитал все более активно переносит центр конкурентной борьбы из области цен в такие сферы, как новизна и технический уровень изделий, качество их изготовления, совершенствование технического обслуживания, развитие и улучшение товаропроводящей сети. Научно-технические разработки являются для корпораций одним из решающих факторов в конкурентной борьбе за внешний рынок, так как на современном рынке победу одерживает тот предприниматель, Который наряду с поставкой нового изделия предлагает и новые, наиболее комплексные услуги технического характера, Который Использует более совершенные методы сбыта . Поэтому в современных условиях мирового рынка фактор новизны и совершенства изделия часто главенствует над фактором уровня цен.
Кроме этого, на мировом рынке появились новые обстоятельства, оказывающие существенное воздействие на конкурентоспособность отдельных видов продукции. Речь идет об адаптации многих видов машин к условиям энергетического кризиса, а также приспо-сабливаемость к мероприятиям по защите окружающей среды, Которые все чаще начинают проводит многие страны.
Одновременно с улучшения качества изделий происходит совершенствование системы сбыта. Все более обычными явлением в поставках крупных Международных корпораций становится продажа оборудования через зарубежные филиалы и подконтрольные предприятия, широкое привлечение ими иностранных фирм к сбыту и техническому обслуживанию своей продукции, экспортируемой на внешние рынки. Например, японские автомобильные компании Имеют несколько сот соглашений о техническом сотрудничестве с фирмами второго промышленно развитых стран, особенно с США.
Одной из значимых форм сбыта экспортируемой продукции стало использование местных фирм-агентов. Применение подобных посредников обычно не требует крупных инвестиций, создания собственной сбытовой сети на территории соответствующих стран, так как используется материально-техническая база фирм-агентов, включая складскую и торговую сеть.
За последние полтора-два десятилетия получила большое распространение укрупненная форма сбыта в виде создания нескольких корпорациями экспортных синдикатов и консорциумов. Эта практика особенно ярко представлена в Англии и Франции.
Крупнейшие промышленные объединения применяют и такой вариант реализации продукции, как сотрудничество между ними по взаимно использованию сбытовой сети. В первую очередь это относится к продаже неконкурирующих товаров. Такого рода соглашения заключены, к примеру, между итальянской автомобильной фирмой «Фиат» и французской фирмой «Ситроен».
Корпорации используют новую форму работы по решению проблем рынка. Она получила название маркетинг и состоит в том, что компании разрабатывают долгосрочные и краткосрочные планы производства, новые виды машин, изучают рынок, составляют долгосрочные прогнозы его развития. Посредством маркетинга крупные предприниматели и их объединения стремятся воздействовать на характер и темпы развития производства и спроса на рынке.
Наряду с обычными экспортно-импортнымы операциями, т.е. торговыми контрактами между продавцами и покупателями, за Последние два десятилетия на мировом рынке большое распространение получила практика сбыта и покупки товаров на аукционах, биржах и торгах.
Международный аукцион - это способ продажи отдельных партий товаров, Которые по очереди выставляются для осмотра и считаются проданнымы том из присутствующих покупателей, Который предложили наивысшую цену. На Международных аукционах продаются пушнину, немытая шерсть, табак, чай, некоторые пряности, предметы антиквариата, скаковые лошади и т.д. Аукционный торг начинается с объявления лота, т.е. номера партии товара или предмета и отправной цены. Присутствующие покупатели делают Свои предложения цены, набавляют не ниже установленной для данного товара минимальной надбавки. На некоторых Международных аукционах аукционистом объявляет в качестве отправной наивысшую цену и затем снижает ее, пока один из покупателей НЕ согласится купить данный щвар по этой цене. Общим условием всех Международных аукционов является отсутствие ответственности продавца за качество выставленного для осмотра товара.
В нашей стране с 1931 г. проводится Пушной аукцион в Петербурге, а также конный аукцион в Москве. Международные аукционы располагаются также в Лондоне, Нью-Йорке, Монреале, Амстердаме, Калькутте, Коломбо.
Биржа - организационная форма оптовой, в том числе между: народной, торговли массовыми товарами, имеющими устойчивые и четкие качественные параметры (товарная биржа), или систематически операций по купле-продаже ценных бумаг, золота, валюты (фондовая биржа).
Товарная биржа - важная разновидность международного товарного рынка оптовой купли-продажи массовых, преимущественно сырьевых и сельскохозяйственных товаров (зерно, сахар, какао, кофе, каучук, цветные металлы, хлопок и т.п.). Реализация продукции на товарной бирже осуществляется без Предварительно осмотра по образцам и стандартам при заранее установленных размерах минимальных партий. Товарная биржа НЕ предполагает фактический наличия товара в момент сделки, заключаемой, как правило, на срок от 8 до 14 месяцев с учетом особенностей товара, в том числе сезонности его производства. Так, на Нью-Йоркской хлопковой бирже сделки по купле-продаже хлопка, как правило, заключаются в июле с поставкой в декабре соответствующего года. Для облегчения и лучшей организации расчетов по операциям биржи, с учетом особенностей отдельных товаров, устанавливаются нормативные сроки ликвидации срочных сделок: в частности, по пшенице на Чикагской бирже - март, май, июль, сентябрь и декабрь и т.д. Заключаемые биржей сделки на срок создают возможность игры на разнице цен, что влияет на динамику и уровень биржевых цен и даже на мировые цены втором взаимосвязанных товаров, поступающих в международную торговлю.
Развитие международной биржевой торговли в современных условиях носит Противоречивый характер. С одной стороны, в связи с резким возрастание роли ТНК значение товарных бирж как крупнейших центров международной торговли уменьшается. С другой стороны, предметом биржевой торговли становятся новые группы товаров: пиломатериалы, пряжа, мясо и мясопродукты, шерсть, другие виды полуфабрикатов и даже готовые изделия.
Что касается торгов, то они представляют собой такую форму торговли, когда покупатель машин, транспорта или оборудования объявляет о своем намерение закупит продукцию или выдать заказ на строительство и приглашает фирмы, Желающие предложить Свои товары или услуги, представит к объявленному сроку Свои предложения, из которых покупатель выбирает наиболее выгодное.
Существование и широкое распространение торгов вызван тем, что они как форма торговли наиболее часто применяются развивающимися государствами при закупках или многих видов технических изделий. Из всех торгов, организуемых на мировом рынке, 80% проводятся для развивающихся стран. Эти государства предпочитают торги, так как эта форма закупки позволяет им выбрать продукцию по приемлемой цене. Но нередко развивающиеся страны прогадывают в этом, потому что промышленные объединения, ведущие торги, договариваются об уровне цен, Которые предложит равно из них, получив на то согласие второго организаций. Выиграв торги, это объединение, как правило, делится частью прибыли с другими, находящимися в сговор. За последнее время стали появляться торги и самих развивающихся стран. Это торги Индии, Мексики, Бразилии, Аргентины.
Быстрое развитие Международных торгов свидетельствует о том, что эта форма торговли эффективна при сбыта продукции на внешнем рынке.
Таким образом, мы видим, что резкое обострение конкуренции на мировом рынке, рост монополизации торговли, повышение требований к технико-экономическим показателям товаров побуждают капиталистические фирмы еще более Активизировать работу по совершенствованию производства, форм и методов сбыта, организовывать за рубежом сборочные предприятия, создавать собственные или смешанные торговые фирмы за границей. Особую активность в этом за последнее время проявляют японские и западноевропейские фирмы.
Рассмотрев причины возникновения мирового рынка, его отли-, чительные черты, факторы, определяющие его развитие на современном этапе,-можно переходит к характеристике рынков отдельных товаров и услуг.
2. Характерные черты мирового капиталистического рынка Лекция 4 Виды международного обмена товарами и услугами