1. Необходимость и возможность организации российских финансово -промышленных групп

Мировой опыт показывает, что ядром экономики промышленно развитых стран являются многозаводские предприятия и объединения, а также крупные фирмы. В своем развитии они прошли длительный путь, на котором происходила горизонтальная и вертикальная интеграция производства в сочетании с его диверсификации. Крупные фирмы придают экономике Западных стран стабильность и управляемость, создают благоприятные условия для широкой реализации научно-технических достижений. Они успешно решают вопросы внутриотраслевого, межотраслевого, регионального, а также в Значительной мере и национального развития. С другой стороны, экономика промышленно развитых стран базируется на малом бизнесе. Эта организационно-хозяйственная структура обеспечивает производству индивидуализации и гибкость, создает здоровую конкурентную среду.
В нашей стране в 1990-1993 гг. основной упор Был сделан на становление и развитие малых предприятий. Однако уже к концу начального этапа проведения экономической реформы практикам и теоретикам стало ясно, что в России следует иметь не только современный малый бизнес, но и крупные хозяйственные структуры. Тем более что отечественной экономике издавна Был присущ высокий уровень концентрации производства, что является основательной предпосылкой для формирования крупных многозаводских хозяйственных структур.
В начальный период создания финансово-промышленных групп (ФПГ) высказывались опасения, что в России начнут формироваться многоотраслевые конгломераты, состоящие из предприятий, не связанных технологическими между собой. Однако Эти соображения противоречат исторической практике многих промышленно развитых стран. Действительно, на первом этапе возникновения крупных финансово-промышленных групп они состояли преимущественно из технологических связанных друг с другом предприятий. Но по мере развития промышленности в ЭТИХ образованиях распространенным стало соединение разных производств, часто малосвязанных технологической цепочкой. К примеру, каждая из 200 обследованных крупных корпораций США имеет в среднем предприятия 20 отраслей, а девять фирм работают в 50 отраслях1. Многоотраслевымы являются также ведущие промышленные фирмы Англии, Германии, Франции, Италии достойной промышленно развитых стран. Короче говоря, характер предприятий, входящих в крупные финансово-промышленные группы, определяется не принадлежностью какой-то одной отрасли, а экономической целесообразностью.
Оценивая результаты создания крупных промышленных объединений в развитых странах, а также проведения экономических преобразований в Испании, Аргентине, Южной Корее или Польше, не следует полностью копировать практику ни одного из ЭТИХ государств. Каждая страна в данный период двигается вперед с учетом особенностей Своих решений текущий проблем, опираясь при этом на исторически сложившуюся структуру производства. Поэтому речь должна идти не об использовании абстрактного мирового опыта, а в понимании основных тенденций развития производственных объединений и об отборе таких их форм, Которые отвечали бы потребностям определенного этапа развития конкретной страны, в данном случае экономическим нуждам Российской Федерации.
В Западных странах слияние банковского капитала с промышленным выражает объективные тенденции функционирования национальных экономик. Особенно бурно Этот процесс протекает в
последние 50 лет и сопровождается возникновением новых финан
сово-промышленных групп (ФПГ) и транснациональных корпора
ций (ТНК). ,
В нашей стране нормативные основы формирования ФПГ ни были заложены Указом Президента РФ «О создание финансово-промышленных групп в Российской Федерации» от 5 декабря 1993 г. № 2095. Этот документ стал правовой вехой на пути становления крупных объединений промышленного и банковского капиталов. Он свидетельствовал об официально признании существования хозяйственных структур разных масштабов.
Необходимость формирования финансово-промышленных групп в России вызван целым рядом обстоятельств. Прежде всего ростом издержек производства, обусловленными существованием неэффективных предприятий и несовершенство экономических отношений между ними. Несогласованная политика цен, Проводимая разными хозяйствующем субъектами, приводит к их повышению на конечную продукцию, затрудняет сбыт и ведет к росту неплатежей. Последние порождают рост потребности в кредитах коммерческих банков под высокие проценты. Это обстоятельство повышает цены и усиливает бегство капитала из промышленности в сферу обращения. А использование коммерческих кредитов торговыми организациями еще более взвинчивает цены.
В России есть крупные промышленные предприятия, Которые могут самостоятельно или при незначительной поддержке государства проводит целенаправленную политику снижения издержек производства и повышения конкурентоспособности Своих товаров. К числу таких производственных единиц можно отнести Череповецкий, Магнитогорск, западносибирских металлургические комбинаты и другие крупные предприятия с числом рабочих 25-50 тыс.. человек. Эти гиганты мирового уровня, опираясь на собственные финансовые ресурсы, способные самостоятельно выступать на внутреннем и внешнем рынках, гибко реагируйте на изменяющиеся запросы потребителей. Такие хозяйствующие субъекты есть в автомобилестроении, в авиастроение и Некоторых второй отраслях российской экономики. Однако основная масса российских фабрик и заводов относится к числу малых и средних предприятий, Которые не могут в одиночку выступать в роли дееспособных конкурентов крупных мировых производителей аналогичной продукции. В связи с этим в целях организации массового производства многих видов конкурентных товаров отечественным предприятиям надо объединяться в корпорации или финансово-промышленные группы.
Российские малые и средние предприятия не в состоянии, как показала практика последних лет, выдержать Иностранной конкуренции на нашем внутреннем рынке. Зарубежные предприниматели потеснилы наших производителей по многим товарными позициям. К примеру, наши товаропроизводителей Фактически потеряли рынок бытовой техники и радиоэлектроники. Вскоре наступит очередь отдельных секторов машиностроения. Где же будут трудится российские рабочие? Совершенно очевидно, что для сохранения отечественного производства и рабочих мест необходимо создавать крупные конкурентоспособны производственные структуры. Кстати сказать, Послевоенный опыт Японии и западноевропейского стран свидетельствует о том, что Отечественный капитал может выдержать конкуренцию с иностранными крупными компаниями и транснациональнымы корпорациями только в том случае, если он сам сформируется в крупные промышленно-финансовые объединения. Да если он при этом будет опираться на государственную поддержку, а также учитывать специфику Национальной экономики и особенности данного исторического этапа развития мирового хозяйства.
Важной причиной возникновения финансово-промышленных групп является необходимость обеспечить финансирование производственных и инвестиционных программ всех их участников. Речь идет о подписании соглашений между головной организацией ФПГ и руководителями второго субъектов, входящих в это объединение, относительно основных направлений развития дальнейшего сотрудничества. В рамках финансово-промышленной группы можно наладить комплексное банковское обслуживание предприятий-участников финансовыми организациями, входящих в данную структуру, включая кредитование торговых и производственных операций внутри страны, а также экспортно-импортной деятельности. По мере развития ФПГ больше внимания следует уделять разработке и реализации инвестиционных проектов, развертывая работу по размещению ценных бумаг участников ФПГ, а также привлекая с Этой целью иностранных инвесторов.
Налаживание эффективной работы всех предприятий ФПГ требует также организации информационного обслуживания головной фирмой втором участников объединения и анализ по их запросам инвестиционных проектов и торговых операций. Для этого в структуре головной организации ФПГ целесообразно иметь служащих, ответственных за информационную работу. Они Должны в первую очередь обеспечить участников группы конъюнктурной информацией о возможностях роста производства и оптимальных условиях реализации продукции.
Формирование крупных финансово-промышленных образований способно решить НЕ f олько проблемы промышленных предприятий и финансовых организаций, но и может ускорить преодоление экономического кризиса в стране. Объединение промышленного и банковского капиталов в рамках финансово-промышленных групп дает им возможность выступать в качестве центров оживления деятельности второго хозяйственных и социальных подразделений Национальной экономики. Консолидация средств промышленных предприятий и финансовых институтов позволяет ускорить структурную перестройку народного хозяйства страны, продвинуть конверсии ВПК и в то же время обеспечить надежную обороноспособности страны, предотвратить падение отечественного научно-технического потенциала. Кроме того, создание эффективно действующих финансово-промышленных групп будет способствовать восстановлению и укреплению единого экономического пространства на территории бывшего Союза. Каково же содержание ЭТИХ крупных производственных структур?
По своей экономической сути финансово-промышленные группы представляют собой объединения хозяйствующем юридических лиц, имеющих довольно крупный промышленный и финансовый капитал. Соединение банковского и промышленного капитала создает экономическую возможность эффективной совместное деятельности по реализации крупных проектов и осуществлению заметных прогрессивных структурных сдвигов в экономике страны. В настоящее время российские ФПГ Фактически представляют механические объединения разного отраслевого направления предприятий, т.е. конгломераты. Предприятия, входящие в такие ФПГ, редко технологических связаны между собой, а головная фирма не обладает контрольным пакетом акций, и потому в таких объединениях с точки зрения собственности нельзя провести единую волю, в том числе единую финансовую политику. Следует отметить, что хотя большинство зарегистрированных российских ФПГ представляют собой объединения банковских и промышленных компаний, тем не менее к числу финансово-промышленных групп можно отнести и крупные корпорации,-пока не имеющие специальных денежно-кредитных организаций.
Финансово-промышленные группы не представляют собой специфической формы тайного сговор банковских и промышленных монополистических «спрутов». Речь идет о создание легальных мощных хозяйствующем структур, способных решать крупные народнохозяйственные задачи. Это не монополии в старом смысле слова, которые Делиль рынки сбыта, устанавливалы квоты производства и цены на выпускаемую продукцию. Да и само понятие «монополия» не следует упрощать, связыва неразрывно с концентрацией производства. Последнее является Лишь одной из предпосылок возникновения монополий. Но концентрация производства не обязательно ведет к монополии, которая, строго говоря, представляет собой определенное рыночное поведение. В соответствии с таким пониманием монополии не имеют смысла опасения, что образование ФПГ будет означать рост монополизма в российской экономике. В связи с этим антимонопольное законодательство должно быть направлено не против концентрации производства в рамках ФПГ, а против монопольного поведения любых фирм и корпораций независимо от их организационных форм. Кроме того, Чтобы успешно бороться с монополизма, нужно как раз создавать межотраслевые финансово-промышленные союзы предприятий, так как они располагают большими материальными возможностями перебрасывать Свои ресурсы с одного направления на другое и тем Самым развивать и углублять конкурентную среду в отечественной экономике.
Российские финансово-промышленные группы представляют собой неординарные новообразования. Хотя первоначально они замышлялись как специфические заменители упраздняемых отраслевых министерств, но на деле сразу же в процессе их формирования произошли. Глубокие коррективы. Включение в состав ФПГ наряду с промышленным предприятиями торговых домов, транспортных организаций, банков, страховых компаний, научно-исследовательских подразделений, консалтиговых фирм достойной учреждений показало, что финансово-промышленные группы НЕ укладываются в рамки типичного отраслевого министерства. В отличие от традиционных министерств, Которые являются надстроечными элементами над предприятиями, центральные управленческие подразделения ФПГ выступают как их собственные органы. В результате этого преодолевается административный барьер между управленческим и исполнительнымы структурами.
Создаваемые финансово-промышленные группы принимают самые разнообразные формы. Так, они могут выступать в форме объединения предприятий, связанных между собой единой системой управления, а также в форме экономических объединений, административно остающихся самостоятельными хозяйствующем субъектами. В то же время они Способны принимать черты крупных корпоративных структур, не имеющих специально финансово-кредитных учреждений или, наконец, форму финансово-производственных союзов достойной образований.
Кстати сказать, в зарубежных странах имеется множество форм объединения промышленного и банковского капитала. Распространенной формой существования ФПГ является переплетения директоратов. В то же время там Имеют место ФПГ и без образования особой управленческой структуры. Крупные промышленные объединения могут возник за рубежом на основе заключения соглашений об использовании патентов. Наконец, широко распространенной формой является система взаимного владения акциями.
Короче говоря, основа существования каждой конкретной формы ФПГ определяется ее участниками на основе глубокого анализа состояния производства, рынка и финансовой стабильности.
В России соединение промышленного и банковского капитала в одной группе может осуществляться весьма разнообразными способами. Этот вопрос начал обсуждаться достаточно активно в 1993 г. При этом сразу же выявились специфические интересы социальных слоев. Так, ряд предпринимателей выступили с предложением принудительного формирования ФПГ, Согласно которому государство создает группы, Руководствуясь тремя Основными принципами: во-первых, в ФПГ включаются предприятия РАЗЛИчНЫХ отраслей; во-вторых, в группу входят предприятия РАЗЛИчНЫХ регионов; в-третьих, в ФПГ объединяются эффективные предприятия с темы, Которые Способны принести в скором будущем Значительную прибыль, если в них вложить небольшие инвестиции. В целом. Концепцию принудительного формирования ФПГ, которая вышла из недр Российского союза промышленников и предпринимателей, можно рассматривать как попытку со стороны этого социального слоя Фактически бесплатно Присвоить государственную собственность, пригласив к этому дележ представителей региональных органов власти.
Совершенно иной путь формирования ФПГ Был предложен государственными комитетом Российской Федерации по промышленной политике. Он Получил название «путь добровольного формирования». В этом подходе Госкомпрома ни были выделены следующие принципы формирования ФПГ:
во-первых, ФПГ создаются только в индивидуально порядке;
во-вторых, ФПГ, как правило, организуются на добровольных началах, либо путем подбора участников ФПГ государственными органами и крупными предприятиями с привлечением финансовых учреждений, либо путем создания ФПГ самими предприятиями;
в-третьих, финансово-промышленные группы Должны формироваться преимущественно как вертикальные структуры, а для ряда секторов промышленности может отдельно устанавливаться определенная система диверсификации и интеграции предприятий;.
в-четвертых, создание такого рода ФПГ государство должно \ способствовать, предоставляем им определенную систему льгот, в том числе при получении государственных заказов и государственных гарантий, предоставления льготных кредитов и т.д. Этот путь формирования ФПГ выражает интересы старого управленческого корпуса, Который, удерживая в Своих руках власть над Значительной собственностью, стремится обеспечить сохранение традиционного для него государственно покровительства.
Президентского Указ от 5 декабря 1993 г. «О создание финансово-промышленных групп в Российской Федерации» окончательно определил способы формирования ФПГ в нашей стране:
человек.
Лекция 15. Финансово -промышленные группы 2. Государство и рост численности ФПГ