2. Товарная структура внешнеторговому оборота

Одним из важнейших моментов, характеризующих развитие торговли, является состояние ее структуры, т.е. соотношение между удельным весом РАЗЛИчНЫХ товарных групп экспорта и импорта. Коснемся сначала структуры экспорта.
Многолетней отличительной чертой товарной структуры отечественного экспорта является высокая доля в ней топливно-сырьевых товаров. В 1996 г. на эту группу товаров приходилось 90% общего объема экспорта. Россия вывозит черные и цветные металлы, необработанные алмазы, продовольственной и кожевенной сырье, древесину и целлюлозу. Но наиболее Видное место в продажах за рубеж занимают энергоносители, удельный вес которых в общем объеме экспорта достигает 45%. Что касается машин и оборудования, то на их долю приходится свыше 9% всех зарубежных поставок2.
В связи с преобладание в российском экспорте топливно-сырьевых товаров следует сказать, что развитые в промышленном отношении страны также могут вывоза за границу весьма прибыльно как сельскохозяйственную продукцию, так и различное промышленное сырье и топливо. Но все же в экспорте индустриальных государств преобладают машины и другие готовые изделия, что имеет в рамках международного разделения труда Целый ряд преимуществ. Взять, к примеру, вопрос о транспортных расходах. Чем выше степень обработки материалов и товаров, поставляемых тот или иной страной на внешний рынок, тем меньше средств ей приходится тратить на их транспортировку. Понятно, что если в вывоза страны
преобладают продукты добывающей промышленности и сельском хозяйства, то товарная структура ее внешней торговли, хотя бы с точки зрения величины транспортных расходов, носит неудовлетворительный характер. В том случае, когда в экспорте страны превалируют предметы обрабатывающей промышленности, она получает экономию на ЭТИХ расходах. Российская Федерация специализируется в Значительной мере на производстве громоздких топливно-сы-рьевых товаров и при их поставках иностранным партнерам несет значительные транспортные расходы.
Пожалуй, еще более отрицательным, чем большие затраты на перевозку, результатом такой отсталой структуры экспорта является порождаемая ею неблагоприятная общая атмосфера для развития научно-технического прогресса. В самом деле, превосходство в экспорте тошшвно-сырьевых товаров ослабляет внешние стимулы к ускоренному развитию научно-технического прогресса. Сырье есть сырье, которое всегда можно продать на мировом рынке в его, так сказать, естественно виде. Напротив, Чтобы поставят за границу машины, их постоянно нужно совершенствовать, иначе выдержать конкуренцию втором производителей не удастся. Поскольку Россия получает большие доходы от экспорта топливно-сырьевых товаров, то в стране слабо стимулируется создание условий для ускоренного развития обрабатывающей отраслей промышленности, для повышения в отечественном экспорте доли машин, оборудования достойной готовых изделий. По этому показателю мы отстаем не только от Западных государств, но и от всех Восточноевропейский стран. Кстати, в Послевоенные годы Советский Союз поставляли последним машины и оборудование для восстановления разрушенных в ходе военных действий предприятий и для создания новых заводов и фабрик в процессе осуществления политики индустриализации. А затем он превратился в рынок сбыта машин и оборудования, производимых Этими странами.
Для характеристики качественной стороны участия России в международном разделении труда не менее важное значение имеет также анализ тбварной структуры ее импорта. Особенность Этой структуры в 1996 г. состоит в том, что удельный вес машин, оборудования и транспортных средств по-прежнему Занимает первое место в списке импортируемых товаров. Однако судьба Этой группы товаров в импорте сократилась с 34% в 1995 г. до 32% в 1996 г. " Кроме продукции машиностроения в импорте России продовольствие и сырье для его производства составляет до 30%, изделия легкой промышленности-до 15%, химикаты - до 10% ^ незначительная часть импорта приходится на продукты добывающих отраслей промышленности.
Разрыв между импортом товаров, выпускаемых обрабатывающей отраслями промышленности, и импортом товаров, производимых предприятиями добывающих отраслей, по-прежнему остается большим. Этот факт, кстати сказать, сам по себе не несет для страны какой-либо отрицательной нагрузки. В самом деле, нет ничего удивительно в том, что Россия ввозить много машин, оборудования, транспортных средств достойной товаров обрабатывающей промышленности. Практически судьба ЭТИХ товаров в структуре импорта может превышать и тот уровень, о котором речь шла выше. Однако в сложившихся специфических условиях Упомянутый разрыв оказывает Неблагоприятное воздействие на отечественную экономику. Это объясняется тем, что импорт машин и оборудования компенсируется поставками топ-ливно-сырьевых товаров, запасы которых ограничены и их добыча ушла в основном в труднодоступные регионы страны.
1. Оборот внешней торговли 3. Направления балансирования внешней торговли