1. Выход Украины на международную арену в сутки Центральной Рады

Последствия Первой мировой войны изменили всю систему международных отношений. Потерпели поражение Германия и ее союзники, не выдержали напряжения войны и распались Австро-Венгерская монархия и Российская империя. На политической карте Европы появились новые государства, в том числе украинских страна, вышедшая на международную политическую арену.
Первый опыт международных отношений Украины связан с деятельностью Центральной Рады, образовавшаяся в Киеве 4 (17) марта 1917 г., после победы Февральской революции и свержения самодержавия в России. Внешнюю политику Центральной Рады условно можно разделить на три этапа. Первый охватывал период от основания до середины ноября 1917 г. На этом этапе почти все внешнеполитические мероприятия Центрального Совета были направлены на налаживание отношений с Россией. Второй этап продолжался от образования Украинской Народной Республики в начале января 1918 г. Отсюда фактически начинается самостоятельная международная деятельность УНР, направленная на получение привязанности и признание государств Антанты, прежде всего, Англии и Франции. От начале января 1918 г. и до времени прекращения деятельности Центральной Рады в апреле 1918 г. продолжался третий этап, когда произошла переориентация внешней политики на Нимеччину.
Украинский-российские видносини
Украинская Центральная Рада сразу после образования стала на путь борьбы за признание автономии Украины в составе новой Российской федерации. Требования автономии отстаивал выдающийся лидер украинского освободительного движения М. Грушевский, хотя эта автономия, по его представлениям, приближалась к государственной самостоятельности. Председателя Центральной Рады-поддерживало большинство украинских политических деятелей, которые объективно оценивали разделение сил внутри прежней империи. Лишь небольшая группа последователей М. Михновского отстаивала лозунг самостоятельности Украины. Но попытки реализации этого лозунга угрожали межэтнической войной и миллионами жертв.
В мае - июле 1917 г. продолжались переговоры между Центральной Радой и российским Временным правительством относительно признания автономии Украины и определения компетенции украинского правительства и границ подконтрольной ему територии.
Развивая государственность Украины, Центральная Рада изначально определила вопрос о ее границы. Украина должна была появиться на землях, где украинское население составляло большинство. Это было девять губерний (Херсонская, Екатеринославская, Харьковская, Подольская, Волынская, Киевская, Полтавская, Черниговская и северная часть в составе трех уездов Таврической), а также Кубанская область, Холмская губерния, некоторые уезды Воронежской, Курской, Ставропольской, Черноморской и Бессарабской губерний .. Когда в мае 1917 г. делегация Центральной Рады во главе с В. Винниченко приехала в Петроград на переговоры, границы Украины стали предметом острой споры. Требуя определить их по этнографическому принципу, Винниченко подал официальные справки Академии наук о расселении украинских по переписи 1897 г. Однако они не были приняты во внимание комиссией экспертов, которой Временное правительство поручило рассмотреть этот питання.
Украинская делегация передала также председателю Временного правительства, князю Г. Львову, меморандум, в котором информировалось о создании Центральной Рады и требовалось предоставить Украине автономию. Однако Временное правительство отказало Центральной Раде в ее требованиях, ссылаясь на то, что ни Временное правительство не имело таких полномочий, ни Центральная Рада не представляла интересы всего украинского народа. И хотя Временное правительство к этому времени уже признал независимость Польши и Финляндии, украинский предложили ждать до созыва Учредительного собрания. К тому времени идею автономии Украины не поддержала ни одна политическая сила
Росии.
Отказ Временного правительства в провозглашении автономии Украины заставила Центральную Раду принять односторонние меры для практического ее утверждения. Фактически автономия Украины булла провозглашена в И Универсале 10 (23) июня 1917г., Который декларировал суверенность украинского народа на своей земле, без отделения от России. Центральная Рада 15 (28) июня сформировала исполнительный орган - Генеральный Секретариат, который возглавил В. Винниченко. Провозглашение I Универсала и образования Генерального секретариата заставили Временное правительство пойти на компромисс. Чтобы предупредить нарастание национально-освободительного движения, большинство министров начали отстаивать мысль о том, чтобы оказать украинскому народу государственные права. И хотя кадеты придерживались позиции "единой и неделимой России", Временное правительство согласилось на предоставлении Украине автономии и образования исполнительного органа Центрального Совета - Генерального Секретариата. Однако сфера действия украинского правительства была ограничена территорией пяти губерний - Киевской, Волынской, Подольской, Полтавской и частично Черниговской. Только после падения Временного правительства Центральная Рада в одностороннем порядке распространила свою власть на земле, где украинские преобладали, - на Херсонщину, Кате-ринославщину, Харьковщину, Северную Таврию, временно оккупированную австро-немецкими войсками Холмщину, а также на южные уезды Курской и Воронежской губерний .
Организация отношений с Россией и другими народами бывшей царской России сосредоточивалась в этот период в генеральном секретариате межнациональных дел, сначала возглавлял С. Ефремов, а в конце июля - А. Шульгин. Уже само название этого органа показала, что его деятельность была направлена не на развитие международных связей, а на урегулирование межэтнических отношений в Украине. Поэтому одним из первых начинаний генерального секретариата межнациональных дел был созыв конгресса народов бывшей России, который состоялся в Киеве 23 сентября 1917 г. Конгресс высказался за федеративное устройство России с широкой автономией всех народов в сфере культурно-образовательного и экономической жизни. Конгресс чрезвычайно поднял престиж Центральной Рады между всеми народами бывшей царской России, что, впрочем, вызвало недовольство Временного правительства и сил, избравших позиции "единой и неделимой" России. Центральная Рада уважала право других народов на самоопределение. Так, учитывая волю населения Бессарабской губернии, в том числе и украинских, что на демократических принципах избрало членов краевого парламента (Сфатул Цэрий), Центральная Рада не выразила претензий на часть этой территории. Она признала право самостоятельного существования избранного казаками Кубанской Ради.
Провозглашение Украинской Народной Республики 7 (20) ноября 1917 г. Центральным Советом не означало, что она порывает с Россией. Она надеялась, что совместными усилиями УНР, Кубанская область, Бессарабия и все другие государственные образования, которые будут располагаться на территории бывшей империи, договорятся с Совнаркомом о создании единой Российской Федерации. Но договариваться большевики не желали. Формально признавая право нации на самоопределение, они в дальнейшем стремились уничтожить как "контрреволюционные" все региональные правительства, возникшие в России, чтобы воспроизвести централизованное Русское государство. Со второй половины ноября 1917 г. Советское войска начали наступление на Украину.
Тактика Совнаркома в Украине была достаточно гибкой. Он не шел на прямую конфронтацию с национальным движением и формально не отрицал достижений государства. Все усилия направлены на создание квазигосударственных органов под строгим партийным контролем. В Харькове 12 (25) декабря 1917 г. была провозглашена советская власть в Украине. Название государства не менялась. Название правительства (Народный секретариат) скопировали не с московского Совнаркома, а из киевского Генерального Секретариату.
После образования в Украине советского правительства Совнарком снял свои возражения границ Украины в той форме, в которой их определила Центральная Рада. Впрочем, это было заслугой не Совнаркома, а национально-освободительного руху.
Украина и государства Антанти
Взаимоотношения Украины с другими государствами и народами бывшей царской России были формально внутренними отношениями. Однако летом 1917 г. Центральная Рада начала налаживать зарубежные связи. Вполне понятно, что связывать свою судьбу с государствами, обреченными на поражение в мировой войне (не вызывало сомнения, что ими станут Германия и Австро-Венгрия после вступления в 1917 г. в войну США), было бы для Украины опрометчивым. Следовательно, необходимо ожидать всеобщего мира, и одновременно обеспечить защиту от возможного немецкого наступления на Украину. Наконец, председатель Центральной Рады понимал, что реакционные правительства Центральных государств не будут способствовать широким общественным реформам, прежде земельном, на осуществление которой ожидало украинских селянство.
Мнения Центральной Рады в политике международных отношений были направлены на государства Антанты. Учитывая это кажется странным антиукраинская политика России как одного из ее членов, о чем сказал Винниченко в интервью корреспонденту парижской газеты "ЛььЕнтрансижан" в середине августа 1917 г. в Петрограде. Он отмечал весомости Украине ("нас ЗО миллионов!"), Необходимости для нее автономии, на том, что 3 млн украинских воинов русской армии находятся на Юго-Западном фронте, который протянулся на территории Украины. Российское Временное правительство не признавало автономии Украины, провозглашенной первый универсал. По словам Винниченко, такая политика российского правительства приведет к тому, что некоторые украинские будет "поглядывать" в сторону Австрии и Германии. В конце он добавил: "Не скрою, что в Центральной Раде есть какое-то число германофилив. Но их так мало, что они не имеют никакого значения".
В налаживании контактов с Украиной были заинтересованы также государства Антанты, ведь русская революция и падение царизма в марте 1917 г. значительно ослабили и осложнили их положение. Правда, уже 17 марта 1917 Министр иностранных дел Временного правительства П. Милюков заверил союзников, что Россия будет придерживаться международных договоров, подписанных царским правительством. Заверения Временного правительства несколько успокоили Англию и Францию, потому Антанта считала своим долгом помочь России продолжать войну на восточном фронте, где Австро-Венгрия и Германия сосредоточили более чем миллионную армию. Можно допустить, что если бы Россия вышла из войны и дивизии с восточного фронта перебросили на западный, то ход войны был бы решен в пользу государств Четверного Союза. Американская помощь и американские войска в Европе могли дать эффект лишь весной 1918 г. Так, до сих пор государствам Антанты необходимо было выдержать восточный фронт.
До революции и в первые недели государства Антанты были мало проинформированы об украинском национальном движении и почти им не интересовались. Наконец, определенное мнение о украинские трудно было составить, ибо и украинского не имели единой концепции своих прагнень.
Интерес Антанты событиями в Украине начинает расти с апреля 1917г., Когда на Запад пришло сообщение о Украинский национальный конгресс и его решение бороться за автономию Украины в составе Российской Федерации. В этот период на Украину обратили внимание государства Антанты, которые надеялись, что Украина станет их союзником в войне против Четверного Союза. На такую позицию стран Антанты повлияли также рапорты военных миссий о революционизацию русской армии и ослабление вследствие этого ее боевого духа. Антанта теперь возлагала надежду на Украину и "украинизированные полки", боевое состояние которых был достаточно високим.
Непосредственные контакты начались летом 1917 p., Когда в Киев начали прибывать представители Антанты. Первым посетил Центральную Раду в июле 1917 г. атташе японского посольства в Петрограде Ашида. В августе тогдашний секретарь межнациональных дел А. Шульгин встречался в Петрограде с французским послом в России Ж. Нуленс. Французы предлагали финансовую и техническую помощь Украине при условии продолжения войны с государствами Четверного Союза. Нуленс высказался против автономии Украины и не советовал украинским усложнять ситуации Временному правительству. С полуофициальной миссией 16 августа 1917 в Киев прибыл французский журналист Жан Пелиссье, который по поручению Министерства иностранных дел Франции должен был собрать сведения об украинском национальном рух.
Жан Пелиссье отнесся к своей задаче с большой ответственностью. На протяжении трех недель, от 16 августа до 8 сентября 1917 г., находясь в Киеве, он собирал информацию. Этим временем Пелиссье встречался с лидерами украинского национального движения М. Грушевским, В. Винниченко, А. Шульгиным, С. Петлюрой, М. Туган-Барановским, Д. Дорошенко, С. Ефремовым, В. Ле-онтовичем, Л. Старицкой-Черняховской , с представителями национальных меньшинств М. Рафес, С. Рудницкий, В. Зайцевым, А. Шульгиным, с чехами, с членами французской колонии в Киеве и др.. Вернувшись в Петроград, Жан Пелиссье написал подробный отчет, в котором осветил "украинский вопрос" в историческом и политическом аспектах. К отчету он добавил ряд документов, среди которых были интервью с названными деятелями, документы о границах Украины, пропаганду "Украинский вопрос", роль церкви в национально-освободительном движении в Украине, сведения о национальном и партийный состав Центральной Рады, а также переведены французском языке документы, принятые Центральным Советом. К сожалению, в политическом отделе Министерства иностранных дел в Париже этот отчет получили только в начале декабря, когда ситуация в Украине стала совсем иншою.
В начале октября 1917 г. в Киев приехал руководитель французской военной миссии в России генерал Ниссель. Относясь отрицательно к украинским проблемам, он отказался посетить Генеральный Секретариат. Но, будучи заинтересованными в поддержке Антанты, члены Генерального Секретариата посетили его в консульстве Франции. По поручению Нисселя в Киеве остался французский представитель при штабе Юго-Западного фронта генерал Табуи, который должен был поддерживать постоянную связь с правительством Украины - Генеральным Секретариатом. Представители французской миссии заметили слабость Центральной Рады в недостаточном связи с народными массами, поэтому советовали немедленно провести всеобщие выборы в украинский парламент. К сожалению, украинские социалистические партии, из которых в основном сложилась Центральная Рада, сомневались в победе на выборах и поэтому их видсунули.
Самостоятельная международная деятельность Центральной Рады началась лишь после провозглашения III Универсала. Хотя с точки зрения международного права УНР еще оставалась составной частью России, однако тот факт, что Центральная Рада не признала большевистского правительства в Петрограде, а Российская империя перестала существовать, открывал новые возможности для международных видносин.
А. Шульгин 27 ноября (9 декабря) 1917 г. впервые обратился с официальной нотой к правительствам Антанты, в котором сообщил о нехватке в России центральной власти, а также о том, что Генеральный Секретариат является полноценным независимым правительством. На основе заявлений Секретариата межнациональных дел главной внешнеполитической задачей было добиться международной поддержки своей деятельности. Речь шла, прежде всего, о внешней военной и финансовой помощи для укрепления украинской государственности и борьбы с агрессией советской России. Однако единодушия о внешнеполитических приоритетах в Киеве не было. Первые дипломатические шаги Украины существенно ослаблялись внутренней борьбой в Центральной Раде по вопросу, на кого ориентироваться: на государства Антанты или на государства Четвирного Союзу.
В этот период приоритетом внешней политики Украины было провозглашено борьбу за всеобщий мир "без аннексий и контрибуций". Генеральный Секретариат 11 (24) декабря 1917 г. обратился ко всем воюющим и нейтральных государств с официальной нотой, в которой призвал правительства всех стран немедленно прекратить боевые действия и созвать мирную конференцию. Гуманная миссия прекращения мировой войны, которую добровольно взяла на себя Центральная Рада, была не под силу украинской дипломатии. Время необходимость этой инициативы с призывами российского Совнаркома привела к настороженности и недоверия у стран Антанты и США.
Странной для стран Антанты оказалось требование Центральной Рады, чтобы Антанта признала украинскую государственность в обмен на ее согласие продолжать войну с Германией. Об этом, в частности, говорилось еще в начале декабря во время встречи Винниченко с французским представителем при штабе Юго-Западного фронта генералом Ж. Табуи.
В странах Антанты негативно относились к украинскому националистическому движению. Он воспринимался как немецко-австрийский выбор, направленный на ослабление Антанты и США. их национальным интересам отвечало сохранение России, а "украинский вопрос" рассматривался лишь как внутренняя проблема России. Россия была союзником в Первой мировой войне, а после войны должна была стать главным противовесом возрождению германского империализма. Кроме этого, страны Антанты и США недооценили способность большевиков удержаться у власти. Следовательно, они не видели необходимости расчленять Россию. Однако единодушия среди западных политиков и дипломатов во взглядах на Украину не было. Иногда они высказывались за признание независимости Украины. Грушевский.
РАЗДЕЛ III. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ УКРАИНЫ В 1917 - 1920 PP. Международные отношения УНР после Брестского мира