3. Украина в международных отношениях на завершающем этапе войны
С открытием второго фронта мировая война переходит в завершающую фазу. Быстро развеялись надежды Германии на ее победу. Капитулировали Италия, Финляндия, Румыния и Болгария. Уже у никого не возникало сомнений о преимуществе стран антигитлеровской коалиции, которые активно разворачивали процесс устраивания послевоенного свиту.Большой вклад в военные усилия СССР для разгрома фашистской Германии и ее союзников сделала Украина. Украинский составляли пятую часть Вооруженных сил СССР. По последним оценкам, Украина потеряла около 14 млн граждан. Географическое положение и экономический потенциал Украины стали причиной ожесточенной борьбы за нее с двух сторон. Большой смерч дважды прокатился ее территории. Исследователи доказывают, что именно в Украине решалась судьба Второй мировой вийни.
Решающих ударов Германии был нанесен и на советско-германском фронте, и на Западном плацдарме военных действий. Однако немцы испытывали определенное давление также от украинского вооруженного подполья ОУН - УПА. Вследствие этого в конце войны вырос международный авторитет Украины, усилилось внимание к судьбе украинского народу.
При таких условиях международно-политической ситуации Москва решила использовать "украинский вопрос" в своих целях. Молотов 1 февраля 1944 в докладе на сессии Верховного Совета СССР "О преобразовании Наркоминдел из общесоюзного в союзно-республиканский наркомат" отметил, что союзные республики имеют немало специфических потребностей, которые не могут в полной мере охватить общесоюзное представительство за рубежом, а следовательно , вопрос о выходе на внешнюю арену для этих республик имеет жизненное значение. Соответственно был принят закон о предоставлении союзным республикам полномочий в сфере внешних отношений. Союзные республики получали право вступать в непосредственные отношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, а также иметь свои республиканские военные формування.
Для таких действий СССР имел немало поводов, а именно:
1. СССР преодолел внешнеполитическую изоляцию, получил престиж влиятельного члена антигитлеровской коалиции и для будущих действий на мировой арене нуждался улучшение имиджа. Москва стремилась хотя бы внешне не быть подобной немецкого тоталитарного режима, против которого воевали союзники.
2. В тот период начинались дискуссии об образовании международной организации безопасности, а СССР хотел ввести в нее субъектов федерации, чтобы получить большее количество голосив.
3. В годы войны было разрушено немало искусственных барьеров между народами, выросло национальное сознание людей. Нужен был клапан для "выпуска пара".
4. Вполне вероятно, что отчаянная борьба ОУН - УПА за независимость Украины в известной мере побудила Кремль до внесения модификаций в структуру государственного управления СРСР.
Указанные изменения не затрагивали глубинной сути отношений Москвы с союзными республиками. Она и не думала передавать республикам реальные возможности принятия самостоятельных решений в области международных отношений. Право "установление общего порядка" и "координации" оставалось за центром.
Верховная Рада УССР 4 марта 1944 приняла закон, на основе которого были внесены соответствующие изменения в Конституцию республики. С весны 1944 г. воспроизведен Наркомат иностранных дел Украины, в 1946 г. Комиссариат реорганизован в Министерство иностранных дел СССР. Первым министром иностранных дел стал известный украинский писатель-драматург Корнейчук, который до этого назначен был заместителем министра иностранных дел в Москве. Корнейчук стремился наладить контакты с Великобританией и заявлял о "всегда открыты двери в Народный комиссариат иностранных дел СССР", против чего выступил Молотов. На этом посту Корнейчук работал всего несколько месяцев, и 13 июля 1944 г. его заменил Мануильский. "Украинизация" коснулась не только сферы внешней политики. На юге советско-германского театра военных действий появились четыре украинских фронта. Был основан 10 октября 1943 орден Богдана Хмельницкого. Такие меры Кремля пытались приглушить национальные чувства украинцив.
Негативно оценивали меры Москвы в сфере национальной политики тогдашние зарубежные эксперты. Например, в тайном отчете отдела исследований и анализа Управления стратегических служб США от 16 декабря 1944 отмечалось: "Союзные республики ограничены сегодня тем, что они не являются суверенными государствами, а вместо составляют долю централизованного государства. Они лишены автономии в большинстве правительственных функций" .
Однако какими бы ни были бы мотивы или намерения Москвы - "большой стратегии", тактическим ходом, вынужденным маневром - даже формальное предоставление Украине функции внешних отношений стало исторической вехой в истории украинской дипломатии. Украина присоединялась к международной жизни, и ничто уже не могло остановить этого процесу.
В первые месяцы деятельности Наркомата иностранных дел УССР в Киеве даже верили в серьезность акции Москвы. Вновь нарком А. Корнейчук выдвинул ряд идей и предложений по развитию Наркомата:
• обеспечить участие представителей УССР в мирной конференции, конференциях по вопросам перемирия с Румынией, Венгрией и Германией, а также в работе различных комитетов по вопросам мира и послевоенного устройства;
• установить дипломатические связи с Польшей, Чехословакией и послевоенной Румуниею.
Началом выхода Украины на международную арену, по мнению наркома, должно быть установление дипломатических отношений с Великобританией и США. Этим актом будет ускорено установление нужных Украине связей с иностранными государствами и обеспечено положительное решение вопросов участия в мирных переговорах.
Происходило становление структуры НКИД СССР. Планировалось создать десять отделов с общим количеством 75 человек. К июлю 1944 г. в Наркомате работало уже 40 сотрудников. Он становился дееспособным, налаживал первые международные контакты. Осенью 1944 г. НКИД был подготовлен проект Соглашения между правительством УССР и ПКНО об эвакуации украинского населения с территории Польши и польских граждан - с территории УРСР.
Соглашение было подписано 9 сентября 1944 Председателем СНК УССР Н. Хрущевым и председателем ПКНО Е. Осубка-Моравским. В исторической литературе установилось мнение, что Москва, поручив Украины подписать этот договор с Польшей, продемонстрировала миру возможности практической деятельности СССР на международной арене по закону о расширении внешнеполитических функций союзных республик. Этим договором также имитировалось определения границы между двумя народами - украинским и польским, а Москва якобы оставалась в стороне. Одновременно Кремль фактически инспирировал обострение украинских-польских отношений, но не нес ответственности за разжигание новой гражданской вийни.
Польша и СССР проявили заинтересованность в организации переселения, поскольку обе стороны испытывали недостаток рабочей силы из-за больших потерь в войне. Была также надежда на смягчение межэтнических противоречий на сопредельных территориях. Одновременно была попытка подорвать основу сопротивления новой власти со стороны украинских и польских националистов. Однако ни поляки, ни украинского не изъявили желания покидать землю отцов, боялись сталинских репрессий и коллективизации; поляки все еще считали возможным переход Волыни и Восточной Галиции в Польщи.
В этот период советская сторона инициировала кампанию грубого отношения к украинской в Польше. В начале августа 1945 г. главный уполномоченный Правительства СССР в Люблине Н.Подгорный обратился к польской власти с просьбой применить войска для ускорения акции переселения. Поляки воспользовались этой возможностью. До выселения приступили три дивизии Войска Польского, контингент которых был умышленно укомплектован поляками - выходцами из Западной Украины, которые имели особую неприязнь к украинской и могли действовать беспощадно. Солдаты прибегали к массовым насилия, террора, убийств, мародерства. Крестьяне прятались по лесам, болотам, отдельные переходили на территорию Чехословаччини.
В условиях повсеместного военного и политического давления функцию защиты автохтонного украинского населения от изгнания из земель исконных предков брала на себя УПА. Сроки переселения результате активного и пассивного сопротивления срывались, и их продолжили в 1945-1946 pp.
Украинский-польское соглашение об эвакуации населения стала единственной, которую подписала УССР на то время, в дальнейшем она долго не подписывала ни одного двустороннего документа, за исключением международных договоров и конвенций. Не был реализован также намерение УССР установить дипломатические отношения с другими государствами. Это произошло по двум причинам: во-первых, ведущие державы мира реально оценивали бутафорский тип квазигосударства - УССР, ее полную зависимость от Москвы, во-вторых, сталинское руководство убедилось в нецелесообразности внедрения метода непосредственных дипломатических отношений союзных республик с зарубежными странами. Закон существовал, однако на практике он не реализовывался. Двусторонние отношения стали прерогативой Москвы. Киеву оставили только деятельность под строгим контролем в составе международных организаций для поддержки инициатив СССР. В октябре 1944 г. был освобожден Красной армией территории Украины от фашистив.
Кроме боевых операций против гитлеровцев и ОУН-УПА, в ходе войны СССР решал вопрос объединения всех украинских земель. Так, 18 октября 1944 г. войска 4-го Украинского фронта овладели перевалами через Карпаты, открывающие путь к Закарпатской Украине, 26 октября было очищено от врагов Мукачево, а через два дня - все Закарпатье. Вместе с советскими солдатами территорию края освобождали отряды местных партизан.
Эмигрантское правительство президента Э. Бенеша, находившегося в Лондоне, немедленно послал своего полномочного представителя Ф. Немеця на освобожденную из-под немецко-венгерской оккупации территорию Чехословакии. Немец прибыл в Хуст 27 октября и развернул в этом городе аппарат управления правительственного делегата. В этой правительственном учреждении насчитывалось 13 отделов, вплоть до отдела здравоохранения, которые начали распространять деятельность на всю освобожденную от оккупантов территорию. Военный отдел управления правительственного делегата во главе с генералом А.Гасалом начал мобилизацию с целью образования армии.
Молниеносные действия правительства Э. Бенеша не устраивали советскую военную администрацию. Считалось само собой разумеющимся, что Закарпатская Украина как неотъемлемая часть украинской этнической территории должна быть воссоединена с УССР. Учитывая эти соображения, администрация разрешила набор в армию добровольцев из местного населения - 22 тыс. закарпатских украинских подали соответствующие заявления и были зачислены в ряды Красной армии на общих основаниях, то есть как граждане СССР. Время военные комиссариаты, в отличие от ведомства Носилась, не имели полномочий проводить мобилизацию.
В Мукачево 26 ноября 1944 состоялся I съезд народных комитетов, который единогласно принял решение о выходе Закарпатья из состава Чехословакии и воссоединение его с Советской Украиной. Съезд обратился в Верховную Раду УССР и Верховного Совета СССР с просьбой ввести Закарпатскую Украину в состав УССР. На съезде был создан Народный Совет Закарпатской Украины как высший временный орган власти на территории края. Председатель Народного Совета И.Туряница обратился с письмом к Ф.Немеця, где сообщал о решении съезда и предложил ему в течение трех дней вместе со всем гражданским и военным аппаратом покинуть территорию Закарпатской Украини.
Э.Бенеш направил телеграфные инструкции послу в Москве, требуя от него защищать законные интересы своего государства. Через две недели, после изучения обстановки на месте, посол З.Фирлингер рекомендовал правительству удовлетворить требование съезда народных комитетов. Э.Бенеша это не убедило, и он заявил Ф.Немецю, что правительство не отступит от своих прав.
Однако Ф. Немец также придерживался иного мнения. Он 29 декабря сообщил, что движение на Подкарпатской Руси за отрыв от Чехословакии и присоединения к Советскому Союзу "нужно считать движением народным и стихийным". В его телеграмме Президенту рекомендовалось начать переговоры с этой проблеми.
Наконец Э.Бенеш сам убедился, что переговоры необходимы. Они состоялись в Москве и завершились заключением 29 июня 1945 Договора о Закарпатской Украине. Согласно ему, этот край воссоединяется с древней родиной-Украина, есть входил в состав УССР. Граница между Словакией и Подкарпатской Русью, который существовал до 29 сентября 1938 г. (то есть до расчленения Чехословакии по Мюнхенскому договору), становился границей между СССР и Чехословацкой Республикой. К договору прилагался протокол. За ним устанавливался порядок демаркации новой границы между двумя государствами и взаимного обмена населением в пограничных районах. К сожалению, не учитывая интересов украинского народа, часть заселенных украинским территорий (Пряшивщина) была оставлена в составе Чехословаччини.
Объединенная территория площадью 12,9 тыс. км2 стала Закарпатской областью с центром в Ужгороде в составе УССР. Общая площадь Украинской ССР достигла 577 тыс. км2.
Отмечая историческое значение заключенного с Чехословакией Договора, Верховная Рада УССР заявила, что с этого времени все земли Украины собраны воедино. Тезис о том, что за пределами УССР не осталось после 29 июня 1945 украинской этнографической территории, с тех пор стала общеупотребительной. Она игнорировала факт существования Кубани как территории, населенной преимущественно украинским. После 1932 г. на Кубани, как и в других местностях Российской Федерации с большей частью украинских населением, употребление украинского языка в учебных заведениях, государственных учреждениях и средствах массовой информации запрещалось. Этот тезис означало также, что советское правительство отказался считать украинской этнографической территории Холмщину, Подляшье, Посяння и Лемковщину. Согласно правительство отказалось защищать национальные права украинского на этих териториях.
В июне-июле 1944 p., Разгромив врага под Витебском, Бобруйском, Могилевом и освободив Минск, войска СССР вступили на территорию Польши и, продвигаясь на запад, достиг-ли Вислы. С приближением армии СССР в Варшаву советское радио призывало ее населения к зброи.
Польское эмигрантское правительство давно вынашивал планы освободить столицу от немецких захватчиков до того, как сюда придет Красная армия, и установить там свою власть. Командующий польской подпольной армии Бур-Коморовский надеялся, что они смогут "самостоятельно выступить и как хозяева встретить советские войска, которые войдут в города". Первого августа поляки начали восстание. Ожесточенные бои продолжались более двух месяцев, в ходе которых погибли почти 250 тыс. поляков. Город после боев лежало в руинах, а гитлеровцы систематически уничтожали то, что от него залишилось.
В течение этого времени Красная армия преимущественно наблюдала за восстанием с другого берега Вислы, предоставив незначительную помощь его участникам, поскольку считала его больше антирадян-ским, чем антинемецким. Вийськовоповитряни силы Англии и США предложили доставить в Варшаву припасы для поляков, но Сталин отказался разрешать их самолетам заправляться на советских аэродромах и оказывать медицинскую помощь раненым членам экипажей. "Рано или поздно правда о кучке преступников, которые устроили ради захвата власти варшавскую авантюру, станет всем известна", - писал он У. Черчиллю и Ф. Рузвельту 22 августа 1944 - Эти люди воспользовались доверием варшавян, бросив многих почти безоружных людей под немецкие пушки, танки и авиацию. Сложившееся положение, когда каждый новый день использовался не поляками для дела освобождения Варшавы, а гитлеровцами, которые уничтожали жителей Варшави.
Подавление восстания разгромило и Армию Краевую как серьезного конкурента польским коммунистам. Сталин, вместо прямого броска через столицу Польши на Берлин, направил значительную часть вооруженных сил СССР на Балканы - в Венгрию, Австрию, Румынию и Болгарию. Осенью большая часть Восточной Европы оказалась под советским контролем. У. Черчилль признал Румынию, Болгарию и Венгрию сферой влияния СССР в обмен на
согласие Сталина считать Грецию сферой влияния Великобритании и его отказ от поддержки коммунистической Народно-освободительной армии Греции (ЭЛАС).
В начале марта 1945 г. Красная армия форсировала Одер. Началась последняя страница в советско-германской войне - Берлинская операция. В ней участвовали войска 1-го и 2-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов общей численностью более 2,5 млн человек, а 30 апреля над рейхстагом было поднято красное знамя. В Берлине в присутствии советских, американских, английских и французских представителей фельдмаршал В.Кейтель 8 мая подписал акт о безоговорочной капитуляции Нимеччини.
После разгрома Третьего Рейха союзники сосредоточили усилия на подавлении очага войны на Дальнем Востоке 2 сентября Япония капитулировала. Этот день стал концом Второй мировой вийни.
Мир на земле был достигнут человечеством ценой огромных потерь.
2. Украина между двумя тоталитарными режимами | Раздел VI. УКРАИНСКИЕ ССР В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ |