2. Дипломатия УССР хрущевской "оттепели"

Нельзя назвать гибкой украинскую дипломатию периода хрущевской "оттепели". XX съезд КПСС (1956), который его начал, стал знаменательным не только потому, что разоблачил сталинские преступления, но и потому, что пришел к выводу: "фатальной неизбежности термоядерной войны нет". Он провозгласил принципы мирного сосуществования стран с различным общественно-политическим строем, право народов избирать свой путь розвитку.
Много практических шагов, осуществленных новым лидером советского государства на международной арене, будто утверждали на практике произнесенные лозунги. Так, 1959 Хрущев совершил поездку в США. Это был первый в истории визит советского лидера в эту страну, где он выступил с идеей разоружения. Хрущев наконец урегулировал длительный советско-югославский конфликт, который возник в 1948 р.
С именем Хрущева связан первый этап оттепели, разрядки в отношениях Восток - Запад, в частности советско-американских. Но с ним связана и одна из самых опасных послевоенных кризисов - Карибский (1962), когда мир оказался на грани ядерной войны. С угрозами применения ядерного оружия и США, и СССР еще раньше возникали ситуации вокруг сирийского конфликта 1957 p., Ливана и Тайваня 1958 p., Берлин 1961 Такими методами достичь оздоровления международных отношений было невозможно. Это подрывало многочисленные миролюбивые заявления Хрущева с "высоких" трибун. Именно поэтому Вилли Шиллинг назвал свою книгу "Хрущовсь-ка шарманка. Игра на нервах человечества".
Немало усилий затратил и сам Хрущев, и советские дипломаты, и средства массовой информации, убеждая американцев и всю мировую общественность, что брошенная советским лидером фраза "Мы вас закопаем" - это лишь жарт.
Первые попытки после XX съезда КПСС отойти от сталинского курса относительно Восточной Европы оказались в признании за каждым народом права избирать путь развития, были отвергнуты в 1956 г. вводом советских войск и кровавым подавлением восстания венгерского народа, восставшего против навязанного извне тиранического режима Ракоши.
Долгое время советская историография события в Венгрии оценивала как контрреволюцию, подготовленную империалистами и направленная ЦРУ. Уильям Колби (директор ЦРУ 1973 - 1976) в газете "Московские новости" (№ 21,1990) отметил, что Президент США Эйзенхауэр 1956 воздержался от содействия восстанию в Венгрии и объяснил это так: "... возможно, это и непорядочно относительно венгров, но мы не хотим третьей мировой войны ".
Почему Хрущев принял такое решение? После XX съезда он оказался под огнем критики "старой гвардии". Молотов, Г.Маленков обвиняли его в том, что он разваливает социалистическую систему, способствует венгерской кризисе. Пугала Хрущева и перспектива выхода Венгрии из Варшавского договора и вступление ее в НАТО. Вследствие этого военно-блочная логика перевесила, и события в Венгрии были расценены как контрреволюционный мятеж. В ноябре 1956 г. сессия ГА ООН признала введение советских войск в Венгрию и установление режима Я.Кадара как нарушение Устава ООН.
При таких условиях преодолеть атмосферу недоверия и неприязни, в которой оказалась и украинская дипломатия, было нелегко. Лишь с конца 50-х годов XX в. для Украины появилась возможность открыть внешний мир для себя и самой стать открытой для других стран. Этому способствовало основания 1957 постоянного представительства Украинской ССР при ООН.
Основным содержанием деятельности Украины на международной арене стала борьба за мир и безопасность народов, мирное сосуществование государств с различным общественным строем. Как член ООН, республика значительное внимание оказывала вопросам недопущения новой мировой войны. На XII сессии Генеральной Ассамблеи ООН в октябре 1957 г. председатель украинской делегации Л.Паламарчук (возглавлял украинскую дипломатию 1954-1966) заявил, что с целью ослабления международной напряженности надо прежде радикально решить проблемы разоружения, полностью запретить атомную и водородную оружие, прекратить ее производство, существенно сократить вооруженные силы и военные бюджеты. Третьего августа 1960 постоянное представительство СССР при ООН направило Ноту на имя Генерального секретаря ООН, в которой высказывалось предложение о личном участии глав правительств государств - членов ООН в рассмотрении проблем разоружения на Генеральной Асамблеи.
Однако достичь взаимных договоренностей в то время еще было невозможно, и не в последнюю очередь - из-за неконструктивной позиции Советского Союза. Несмотря на это, делегация Украинской ССР и на следующих сессиях ГА ООН продолжала поддерживать советские предложения о всеобщем и полном разоружении, выступала с собственными инициативами по этому вопросу. СССР, США и Англия 5 июля 1963 подписали в Москве Договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой, а 19 ноября 1965 г. на пленарном заседании Г А ООН была одобрена резолюция о нерозповсю-ния ядерного оружия. В этих и других подобных совместных актах и договоренностях была доля усилий и Украинской ССР, ее представителей в ООН.
Немало усилий украинские дипломаты приложили к тому, чтобы членами ООН стали Албания, Болгария, Румыния (1955), Монголия (1961). В сентябре 1960 г. на XV сессии ГА ООН делегация СССР, возглавляемая Н. Хрущевым, внесла предложение принять декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам. В советском проекте были следующие требования:
1. Немедленно предоставить всем колониальным странам, подопечным территориям полную независимость и свободу в строительстве собственных национальных государств. Колониальный режим, колониальная администрация во всех ее видах должны быть упразднены полностью с тем, чтобы предоставить возможность народам, которые проживают на этих территориях, самим решать свою судьбу и формы государственного управлиння.
2. Ликвидировать все опорные пункты колониализма в виде владений и арендованных районов на чужих териториях.
3. Призвать правительства всех стран строго соблюдать в отношениях между государствами положения Устава ООН и Декларации о равенстве и уважении суверенных прав и территориальной целостности всех без исключения государств, не допуская никаких проявлений колониализма,
исключительных прав или преимуществ для одних государств в ущерб иншим.
Дискуссия на Генеральной Ассамблее была политически острой. Украинская делегация выступила с ее полной поддержкой и призвала принять решительные меры по ускорению процессов деколонизации. Декларация ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам была принята Ассамблеей большинством голосов. Единственный пункт, который удалось сохранить западным державам и странам, которые поддерживали, - это положение о разрешении иностранным государствам иметь в странах Азии и Африки (по согласию второй стороны) военные бази.
Год 1960 вошел в историю как год Африки. Независимость получили 17 государств этого континента. Как отмечалось на юбилейной конференции ООН 1982 p., Принятие только одного решения о ликвидации колониализма уже оправдывает создание Организации Объединенных Наций.
Разнообразной была деятельность Украины в ЮНЕСКО. На XVI сессии ГА ООН украинская делегация внесла резолюцию о мерах в деле содействия ликвидации неграмотности во всем мире. Этот проект был одобрен. Активно сотрудничала республика и в Международном бюро образования (МБО). Свидетельством вклада украинского народа в сокровищницу мировой культуры было решение ЮНЕСКО о праздновании 150-летия со со дня рождения Т.Шевченка.
Представители Украины с 1957 г. принимали участие в работе Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Тогда, когда ядерные государства, в том числе СССР, продолжали модернизацию ядерного оружия, республика добивалась ее полного запрета и использование атомной энергии в мирных цилях.
Очень сложно представителям Украины было работать в отраслевых комитетах МОТ, ведь им приходилось касаться вопросов об условиях труда в металлургической промышленности, на угольных шахтах, в строительстве, в республике оставались чрезвычайно важкими.
Динамического направления получили внешние связи Украинской ССР. Если в 1957 г. предприятия республики поставляли продукцию в 31 страну мира, то в 1960 г. - в 41, а уже 1965 г. - в 81 страну. В 1965 г. предприятия республики осуществляли поставки машин, оборудования, приборов и материалов для 390 объектов, которые строили в других странах за технической помощью СССР. Удельный вес Украины во внешнеторговом обороте СССР составила 23%. Особенно увеличилось поставка таких видов продукции, как металлопрокат, уголь, чугун, железная руда, металлорежущие станки, экскаваторы, автопогрузчики. С 1964 г. республика начала экспорт самолетов ТУ-124, АН-24, с 1965 г. автомобилей "Запорожец", автобусов "ЛАЗ", тепловозов М-62 и другой продукции машиностроительного комплекса. Только криворожской железной рудой свои потребности удовлетворяли: Болгария - на 60%, Румыния - на 70%, Чехословакия - на 75%, Польша - на 80%, Венгрия - на 82%, ГДР-на 90%.
Тесные многогранные связи устанавливались между породненными областями и городами Украины и зарубежных пограничных стран, их инициаторы создали в 1957-1958 pp. советско-польские, советско-чехословацкие, советско-болгарские, советско-венгерские, советско-румынские общества дружбы. На середине 1962 г. такие связи имели 15 областей и городов Украины.
1. Украина в международных отношениях в первые послевоенные годы 3. Украина на международной арене в 60 - 80-х годах XX века