Глава XI. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ

После провозглашения независимости Украины четко и недвусмысленно избрала курс на интеграцию в Европу. Она активно работает в ОБСЕ, Совете Европы, Совете Евроатлантического партнерства и Комиссии "Украина - НАТО". Важным стратегическим партнером Украины являются также Соединенные Штаты Америки. Время Украина остается в составе СНГ, участвует в работе многих (но не всех) ее органов и учреждений, стремится к расширению сотрудничества с членами Содружества как в пределах последней, так и на двусторонней основе. На этом "восточном" направлении основным стратегическим партнером Украины является Российская Федерация, что связано, прежде всего, с высоким уровнем экономической взаимозависимости обеих краин.
Такое разнообразие направлений внешнеполитической активности Украины не всегда воспринимается с пониманием отдельными средствами массовой информации и некоторыми политическими силами. Они иронически называют ее "многовекторностью", трактуя последнюю как неопределенность и нечеткость. По сути, речь идет о необходимости отказа Украины от политической и экономической активности во всех направлениях, кроме "западного".
На самом деле, упреки неопределенность и неопределенность внешнеполитического курса Украины является, по крайней мере, преувеличением. В принятом Верховной Радой еще в 1993 г. основном документе "Основные направления внешней политики Украины" отмечается, что "перспективной целью украинской внешней политики является членство Украины в Европейских Сообществах, а также других западноевропейских или общеевропейских структурах". Этот стратегический курс на интеграцию в Европейский союз и другие структуры неоднократно подтверждал в выступлениях Президент Украины Л. Кучма и другие видные представители нашего государства. Он продиктован национальными интересами Украины, которыми также определяются направления его реализации.
Чрезвычайно важными в этом плане, а также учитывая перспективы реализации национальных экономических и социальных программ являются отношения с Соединенными Штатами Америки. Отношения с этой мощной и влиятельной державой современного мира имеют исключительное значение для любой страны. Однако со времени появления на мировой арене независимой Украины ее отношения с США развивались неравномерно, периоды активизации сотрудничества в различных областях менялись его торможением и наоборот. К тому же, интенсификация политического сотрудничества, как правило, не сопровождалась аналогичными процессами в сфере экономических отношений. Доля США в украинском экспорте никогда не превышала 3,5%. Примерно на таком же уровне находится и украинский импорт из Америки, не отвечает возможностям торгово-экономического сотрудничества двух стран. Крайне недостаточен и объем американских инвестиций в экономику Украины, можно считать показателем уровня привлекательности последней для американского капиталу.
Как постоянно отмечают представители государственной администрации и деловых кругов США, расширения взаимовыгодного сотрудничества зависит прежде всего от успехов экономических реформ в Украине и развития процесса демократизации. Важное значение имеют также внешнеполитические приоритеты и достижения Украины, прежде всего в отношениях с Европейским союзом, Россией, участия в борьбе с международным терроризмом и тому подобное. США заинтересованы в развитии Украины как сильного демократического государства, надежного партнера в решении актуальных проблем современных международных видносин.
Украина и США продолжают сотрудничать во многих сферах, что имеет исключительное значение для Украины, учитывая роль Соединенных Штатов в мировых экономических и политических процессах, в частности при решении таких вопросов, как членство в ВТО или НАТО, а также при принятии решений о предоставлении кредитов мировыми финансовыми структурами. От уровня отношений с США в определенной степени зависят и темпы продвижения в Евросоюз. Итак, развитие взаимовыгодного сотрудничества с Соединенными Штатами Америки является важной составляющей достижения стратегических целей Украины на "западном" направлении ее внешней политики.
Однако европейский выбор Украины не означает сосредоточение всех усилий лишь в сотрудничестве со странами Запада. Это важно, но недостаточно. Ключевой проблемой приближения к членству в ЕС является высокий уровень готовности экономики к его требованиям, ее конкурентоспособности на мировом рынке. И для достижения этого уровня нужно не ограничиваться задачами вхождения в европейское экономическое пространство, а как можно шире выходить на рынки других регионов мира, развивать взаимовыгодное сотрудничество со странами, наиболее заинтересованными в украинских товарах и технологиях. Это, прежде всего, страны Азии, Африки, Латинской Америки. Такое сотрудничество будет лучше "работать" на достижение стратегической мети.
Одним из важнейших партнеров Украины в азиатском регионе является Китай. Богатство территориальных, природных и человеческих ресурсов этой страны общеизвестно и не требует пояснений. По объему валового внутреннего продукта (ВВП) Китай занимает седьмое место в мире. Украина имеет с ним очень тесные политические и экономические контакты. За последние десять лет между двумя странами было заключено более 90 межгосударственных, межправительственных, межведомственных и межрегиональных соглашений и договоров. Украина занимает третье место во внешнеторговых связях Китая со странами СНГ (после России и Казахстана). Одновременно Китай входит в пятерку основных торговых партнеров Украины. Мощнейший экономическое развитие Китая - более 8% роста ВВП ежегодно - создает дополнительные возможности для сотрудничества с ним.
Отметим, что активные двусторонние связи между Украиной и Китаем начала и середины 90-х годов XX в. не дали потенциально ожидаемых результатов в области экономического сотрудничества, не перешли в полном объеме в плоскость практических бизнес отношений и, возможно, как следствие, начали сокращаться. Однако есть основания надеяться, что начало XXI в. будет периодом подъема экономического сотрудничества между двумя странами. Одно из свидетельств этого - заметное оживление межгосударственных контактов на высоком уровне. В июле 2001 г. по приглашению Президента Украины состоялся государственный визит Председателя КНР Цзянь Цзэминя в Украину. Его результатом стало подписание Совместной декларации Украины и КНР о дружбе и всестороннее сотрудничество в XXI в. В конце января 2002 г. с официальным визитом КНР посетил министр иностранных дел Украины А. Зленко, который провел несколько встреч с высокими китайскими чиновниками. В феврале 2002 г. проблемы двустороннего экономического сотрудничества рассматривались в ходе политических консул ^. _> Министерстве иностранных дел Украины с участием заместителя министра иностранных дел КНР Ли Чжаосина.
Перед украинскими чиновниками и представителями деловых кругов встал несколько важнейших задач в области развития украинских-китайской экономического сотрудничества. Во-первых, речь идет об увеличении товарооборота между двумя странами, который имеет максимально соответствовать их экономическому потенциалу. В этом направлении положительные сдвиги произошли уже в 2001 p., Также 2002 p., Когда только за девять месяцев двусторонний товарооборот превысил 1 млрд долларов (показатель за весь 2001 г. - 857 млн). Также необходимо значительно активнее выводить на китайский рынок украинской высокие технологии. На современном этапе большинство украинского экспорта в КНР составляет продукция металлургии и химической промышленности. При этом Китай не скрывает заинтересованности украинской ракетными технологиями, технологиями машиностроения, судостроения, электросварки тощо.
Значительные перспективы перед Украиной открывает курс Китая на освоение своих западных регионов. Одно из направлений этого курса предусматривает развитие сельского хозяйства, повышения качества продукции и механизации сельскохозяйственного процесса. В этом контексте появляются возможности выхода на китайский рынок для украинских производителей сельскохозяйственной техники, ведь положительный опыт сотрудничества уже есть. В 2000 г. в Китае успешно прошли испытания комбайна "Херсонец-2000", который был сконструирован с учетом китайской специфики маленьких полей кукурузы. Перспективность сотрудничества свидетельствует создание совместного предприятия в городе Гаочен.
Еще один потенциальный направление двусторонних экономических отношений подтверждает несовершенство энергетической инфраструктуры западного Китая, что создает спрос на газовые, паровые, тепловые турбины, трубы, оборудование для нефтегазовой промышленности. И этот спрос вполне может быть удовлетворен с помощью украинских предприятий в Николаеве, Харькове, Ахтырке, Фрунзе. Китай чрезвычайно мощный гидроэнергетический потенциал, а в перспективе планируется масштабное развитие гидротехнических объектов. Это позволяет Украине предлагать богатый опыт в сфере строительства гидроэнергетических сооружений, не говоря уже о возможности поставки отдельных видов энергетического устаткування.
По прогнозам китайской стороны в ближайшие годы будет расти спрос на металлопрокат и металлоизделия для железнодорожного строительства и машиностроения, создает потенциальные перспективы для экспорта украинской электрических машин для прокатных станов, трубопрокатного оборудования или оборудования для защиты окружающей среды в металлургическом виробництви.
Мощный импульс развитию политического и экономического сотрудничества между двумя странами дал государственный визит в Китай Президента Украины Л. Кучмы и его встречи с Председателем КНР Цзян Цзэминь. Два президента подписали Совместную декларацию, в которой зафиксировано общность позиций двух государств по ряду актуальных проблем современных международных отношений и выражена поддержка друг другом в важных для каждой страны вопросам их внутренней и внешней политики. Председатель КНР заверил, что какие бы изменения не происходили на международной арене, Китай всегда будет считать Украину надежным партнером и другом в Центральной Европе. Важное значение имеет также высказана обещание всячески поддерживать Украину на ее пути во Всемирную торгивли.
Во время визита было подписано межправительственное Соглашение о сотрудничестве в сфере интеллектуальной собственности и о сотрудничестве в области авиационной техники. Последний позволяет Украине принять участие в широкомасштабном проекте модернизации большого парка китайских самолетов, прототипами которых АН-12 и АН-2.
Особое внимание во время переговоров было уделено сотрудничеству в научно-технической сфере, прежде всего в области высоких технологий. О достижениях и серьезность намерений обеих стран свидетельствует торжественное открытие первого украинского-китайского высокой-хнологичного научно-технического парка в Цзинанський зоне развития высокотехнологичной промышленности. Здесь располагаются и продолжают создаваться украинские производственные предприятия и мощности. Подготовлен перечень научно-технических проектов, большинство из которых основываются на украинских разработках в области новых материалов, авиастроении, станкостроительной и инструментальной промышленности, точного приборостроения, лазерной техники и технологий, новых источников энергии, медицинской техники, защиты окружающей среды, селекции новых видов растений и т.п.. Работу над некоторыми проектами уже начали украинские специалисты в Цзинане, а еще почти 50 проектов находится на стадии розгляду.
Заметный прогресс на современном этапе происходит в сотрудничестве в области космонавтики, а также в проведении ряда перспективных научных разработок, которые вместе с китайскими партнерами осуществляют Институт ядерных исследований, Институт электродинамики и Институт электросварки им. Патона НАН Украини.
Серьезное интерес китайской стороны в развитии широкомасштабного сотрудничества с Украиной, грандиозность уже имеющихся и разработка новых проектов экономического и научно-технического партнерства является важным для Украины шансом, который она просто не имеет права не использовать в реализации национальных политических, экономических и социальных программ и укрепление позиций в современном свити.
К государствам, отношения с которыми для Украины стратегическое значение, безусловно, принадлежит еще один азиатский гигант-Индия. Во времена существования СССР, на протяжении многих десятилетий был для Индии одним из важнейших и надежных политических и торгово-экономических партнеров, вклад Украины в укрепление этого партнерства был очень заметен. Украинские предприятия активно участвовали в создании металлургической промышленности Индии, электроэнергетики, проведении геологоразведочных работ, поставке важной продукции машино-и приборостроения тощо.
После провозглашения независимости Украины казалось, что важно для нее тесное сотрудничество с Индией будет продолжаться, так сказать, почти "автоматически". Именно в Индию был осуществлен 1992 первый официальный визит первого Президента Украины Л. Кравчука, во время которого был подписан ряд двусторонних договоров и соглашений. Однако постепенно отношения между Украиной и Индией потеряли позитивную динамику и перешли в фазу длительного "застоя".
Такое положение дел стало следствием определенных изменений в системах внешнеполитических приоритетов обоих государств в условиях геопо-ческих трансформаций конца XX в. Индия заботилась прежде всего о укрепления ее национальной безопасности учитывая непростые отношения с соседними государствами (Пакистаном и Китаем), вывод на новый уровень сотрудничества с влиятельными государствами мира и вхождение в "клуб" ведущих мировых держав и получения статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН. Украина сосредоточила усилия на укреплении национального суверенитета, налаживании равноправных и взаимовыгодных отношений с ведущими государствами Запада и СНГ, создании условий для продвижения в европейские и евроатлантические структуры. Следствием стало недостаточный учет каждой из двух государств национальных интересов второй, что тормозило развитие их двусторонних отношений. Характерный пример - известный "танковый контракт" Украины с Пакистаном и реакция на него Индии.
Такое развитие событий не отвечал интересам обеих стран и побудил к поиску путей восстановления взаимовыгодного сотрудничества. С 2001 г. отношения двух государств начинают выходить из состояния "застоя". По обоюдному согласию 2002 г. стал годом восстановления украинской-индийского партнерства.
Убедительным свидетельством этого стал осуществленный в октябре 2002 г. официальный визит в Индию Президента Украины Л. Кучмы. В ходе его стороны подписали несколько межгосударственных соглашений о сотрудничестве в различных отраслях и выразили стремление способствовать его расширению. В частности, индийские партнеры проявили заинтересованность в развитии сотрудничества в области производства продукции тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения, черной металлургии. Особенно перспективна участие Украины в реализации масштабной индийской программы наращивания энергетических мощностей, которая предусматривает реконструкцию многих действующих и строительство новых электростанций. Украина уже участвует в строительстве крупного гидроэнергетического комплекса "Тери", поставив для него гидротурбины и другое оборудование, а также в сооружении теплоэлектростанций в Корби, Бакри, Нейвели, Обри, завода тяжелого энергетического оборудования в Хардвар. Заметным будет и вклад украинских партнеров в развитие атомной энергетики Индии. В частности, во время упомянутого визита Президента Украины был подписан договор о поставках акционерным обществом "Тур-Боат" (г. Харьков) четырех энергоблоков для атомных электростанций "Кайга" и "Раджа состояние".
Выгодна также предложение Украины об участии в реализации индийськихпрограм модернизации предприятий металлургии, реконструкции газопроводов, автодорожных путей и инфраструктуры. Во время переговоров в Индии стороны договорились о развитии сотрудничества в области науки и технологий, космических исследований, образования. Указанная также перспективность военно-технического сотрудничества, в частности в общем украинском-российско-индийском проекте военно-транспортного самолета нового поколения АН-70. В целом, учитывая грандиозные масштабы и динамизм развития экономики Индии, рост ее политического влияния в современном мире, задача широкого и всестороннего развития украинских-индийского сотрудничества, безусловно, приобретает приоритетное значення.
Чрезвычайно перспективным для Украины является экономическое сотрудничество со странами Юго-Восточной Азии. Они обладают огромным экономическим потенциалом, природными ресурсами и сравнительно высокими темпами развития. В основном экономика этих стран имеет узкий спектр экономического развития, ограничиваясь разработкой и продажей природных ископаемых или развитием сельского хозяйства (кроме Сингапура и Малайзии). Наибольшие объемы торговли Украины имеет с Индонезией и Вьетнамом. С тем даже в контактах с этими странами в Украине преобладает экспорт сырья, полуфабрикатов и металлургической продукции.
Экспорт высоких технологий почти отсутствует. По мнению специалистов, уровень торговых контактов Украины с этими странами очень далек от потенциально возможного и даже тяготеет к зменшення.


2. Центрально- Восточная Европа и Украина Глава XII. ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ