4.4 Рынок золота Украины и перспективы его развития

Беловежские соглашения и другие межгосударственные соглашения, которыми регулировался процесс самоликвидации СССР предусмотрели распределение между бывшими республиками СССР активов Союза, в том числе и золотого запаса, объемы которого составляли от 200-300 тонн (по официальному сообщению Москвы) до более полутора тысяч тонн. Это позволило бы Украине добавить к своим вновь резервов от 60 до 260 тонн высоколиквидного монетарного металла. К сожалению, этого так и не произошло, что, тоже негативно отразилось на состоянии украинского рубля в 1992-1993 роках.
Таким образом, Украина была вынуждена создавать свой золотой запас с нуля. Начало этому положила Постановление Президиума Верховного Совета Украины "О создании запаса драгоценных металлов и драгоценных камней в Украине" от 2 декабря 1991 г., согласно которой Национальному банку Украины поручено "с 5 декабря 1991 приступить к формированию в республике запаса драгоценных металлов и драгоценных камней ". Первую поставку драгоценного металла в Государственную казну, созданной при Национальном банке, а именно платины, которую переплавляли в Институте электросварки им .. Е.А. Патона - было совершено львовским предприятием "Аргентум" в декабре 1991 г. Золото стало поступать с марта 1992 г. Было открыто целую сеть скупок и ломбардов, что позволило накопить значительные запасы металла несмотря на то, что ежегодные поступления составили около 400 кг золота и 1 тонны срибла.
Со временем были созданы мощности по аффинажа и производству слитков драгоценных металлов - на базе объединения "Южный машиностроительный завод" (сейчас это самостоятельное предприятие "Днепр-ВДМ"), что позволило хранить металлические резервы в форме зливкив.
Позже, в 1996 г., Национальный банк приобрел определенное количество золота в форме банковских слитков London Good Delivery Standard на международном рынке (в Швейцарии и Великобритании), что повысило общую ликвидность золотого резерва и обогатило определенным опытом в операциях с банковскими металами.
Таким образом, на начало 1998 г. золотые запасы Национального банка Украины составили около 32 тонн металла, на сумму 34 млн. долларов или 1,4% общих золотовалютных резервов. Такие абсолютные и относительные объемы вполне обоснованными и достаточными, хотя не исключается возможность их определенного увеличения в случае добычи Украиной собственного золота или развития рыночных операций с банковскими металами.
Выход Национального банка Украины на мировой рынок банковских металлов позволил частично присоединиться и к другой мировой практики, согласно которой большинство центральных банков самостоятельно не содержат золотые резервы, а пользуются услугами отдельных центральных банков (Федеральный резервный банк Нью-Йорка, Банк Англии) или коммерческих банков , специализирующиеся на содержании золотых запасив.
Сегодня в Украине развивать рынок золота необходимо для того, чтобы обеспечить потребности инвесторов, тезавраций запасы которых видигриватимуть роль реальных сбережений и, таким образом, способствовать стабилизации денежной системы. Объектом тезаврации могут стать прежде мини-слитки (от 1 до 100 граммов) и монеты из монетарных металлов (в том числе украинский).
Наконец в рыночных отношениях заинтересованы и аффинажные производства, поскольку именно рынок сможет обеспечить им бесперебойное финансирование за счет продажи афинованного металла по рыночным цинами.
Наличие природных ресурсов золота в Украине будет способствовать рынке желтого металла. На сегодня обнаружены и классифицированы 236 месторождений в некоторых регионах страны, в том числе такие перспективные, как Мужиевское (Закарпатье), Майское (Одесская область) и ин.
Но само наличие (а тем более количество) природных запасов металла не является обязательным условием развития: например, ни Великобритания, ни Швейцария, где расположены главные рынки золота, не является золотодобывающими странами. То же касается и крупнейших региональных ринкив.
Учитывая географическое расположение, Киев может рассчитывать на то, чтобы стать региональным центром торговли золотом для стран Юго-Восточной Европы (Украина, Молдова, Болгария, Румыния, Греция, страны бывшей Югославии, Албания, Словакия, Чехия, Венгрия) и Ближнего Востока. Этому может способствовать промежуточное положение Киева между Гонконгом и Цюрихом и Лондоном, а также отсутствие достаточно развитого рынка драгоценных металлов в странах Черноморского экономического интеграции.
При условии достаточно быстрого развития рынка и установления либеральных правил торговли можно рассчитывать на то, что главными поставщиками металла станут Россия, Армения и Узбекистан. В Украину поставки могут обеспечивать предприятия, занимающиеся добычей золота и аффинажем: АО "Украинские полиметаллы", "Южмаш" (Днепропетровск), "Свема" (г. Шостка) и Приднепровский химический завод (г. Днепродзержинск).
Кроме того, определенную часть металла могут поставлять уполномоченные украинские и некоторые иностранные банки, которые имеют коммерческий интерес на территории бывшего СССР. Благодаря последним значительно облегчилось бы решение проблемы инвестиций в золотодобывающую отрасль Украини.
Стремясь создать рынок драгоценных металлов, Украина должна учесть существующий опыт и традиции. Следует подчеркнуть, что все рынки золота и других драгоценных металлов, независимо от их местонахождения и типа операций - это исключительно частные предприятия для которых характерно:
- В операциях на современных рынках драгоценных металлов (в том числе золота) участвует лишь частная клиентура, частные лица, банки, учреждения через которые осуществляют операции и государственные органы, когда у них возникает потребность в пополнении или уменьшении своих запасов или осуществлении интервенций. Подразумевается не только министерство финансов, но и центральные банк иногда проводят операции не непосредственно, а как клиенты уполномоченных банков. Это позволяет избежать огласки о направлении и объемов таких операций, а следовательно - и негативной рекламы рынке (это, например удалось Резервном банке Австралии, недавно продал на рынке значительную часть своих золотых запасов).
- Вводя соответствующий режим функционирования рынка драгоценных металлов государственные органы (министерства финансов, центральные банки, а в отдельных случаях - специальные государственные органы) потом уже не вмешиваются в их деятельность, хотя и осуществляют надзор в соответствии с этими правилами. Речь идет о том, что официальные органы не вмешиваются в процесс ценообразования поставок металла или расчетов. Но они могут устанавливать нормы ликвидности или минимальные требования к достаточности капитала для участников рынка. В некоторых странах существует также "право первой руки" официальных органов по приобретению нововидобутого металла, а в странах с контролируемыми рынками официальные органы следят за соблюдением ограничений, которые действуют в отношении нерезидентив.
Как свидетельствует мировой опыт организации операций с драгоценными металлами, являются разнообразные примеры и жесткой государственной регламентации и полной либерализации и дерегуляции таких операций. Выбор принципов их организации зависит от многих факторов политического и экономического характера. Но именно они определяют прежде всего механизм проведения операций и организационную структуру рынков драгоценных металив.
Высоки налоги и другие ограничения является "приглашением" для граждан нарушать закон. Например, высокие внутренние налоги, тарифы или запрет импорта вообще приводят к контрабанде и, таким образом, подрывают уважение к закону. Высокая ставка налога является дискриминацией золота по сравнению с акциями, облигациями и т.д.. Потребность и меры по страхованию (хеджированию) от инфляции или конфискации является ответом на действия относительно получения инвестиций в виде золота, предшествующих вывозу денег за кордон.
Организация рыночного механизма первоначального распределения добытых драгоценных металлов и осуществления операций покупки продажи на вторичном рынке должны базироваться на следующих основных принципах.:
1. Наличие государственного регулирования и контроля за соблюдением установленных правил, осуществление операций купли-продажи драгоценных металлов, которые проводятся Министерством финансов Украины и Национальным банком Украини.
2. Первоочередное право правительства на приобретение нововидобутого или просто металла, что предлагается на рынке, за счет средств государственного бюджета, но по единой для всех рыночной циною.
3. Оборот на рынке драгметалла только в стандартизированной форме, т.е. в слитках стандартной формы и качества. Это обеспечит гарантированное качество поставок металла, сопоставимость цен и сумнисть рынка Украины с мировыми центрами торговли драгоценными металами.
4. Рыночный механизм определения цен на драгоценные металлы. Они определяются на основе соотношения спроса и предложения без прямого административного вмешательства органов государственной влади.
5. Право Национального банка Украины на осуществление интервенций на рынке драгоценных металлов с целью поддержания цен на желаемом уровне в случаях, когда происходит их спекулятивное колебание из внутренних причин.
6. Предоставление Национальным банком Украины лицензии торговцам монетарными металлами (исходя из критериев их ликвидности и профессиональной пригодности) и надзор за торговцами драгоценными металлами с целью обеспечения стабильности ринку.
7. Негосударственный статус организационной структуры рынка драгоценных металлов (не включает определенных прав Национального банка Украины относительно организационных или кадровых решений такой структуры).
8. Стимулирование притока в страну драгоценных металлов путем либеральной налоговой, таможенной и лицензионной политики правительства и Национального банка Украини.
9. Обеспечение регионального статуса рынка относительно стран Черноморского экономического сотрудничества чего следует достичь и успешным развитием операционной деятельности рынка, и соответствующими дипломатическими и внешнеэкономическим шагами украинской влади.
Создание в Украине национального и международного регионального рынка золота на вышеупомянутых принципах требует нового либерального законодательства по операциям с золотом. В нем должно быть предусмотрено право на осуществление операций и резидентами, и нерезидентами по свободным рыночным ценам, которые не облагаются налогом на добавленную стоимость или другим специальным налогом. Экспорт и импорт драгоценных металлов (по крайней мере приобретенных на рынке или таких, которые ввозятся для продажи на этом рынке) не должны ограничиваться.
4.3 Международный валютный фонд и другие международные финансовые учреждения на рынке золота выводы