6.5 Межгосударственные финансовые институты

Под международными финансовыми институтами понимают валютно-кредитные и финансовые организации. К первой группе таких организаций относятся институты, имеющие мировое значение - МВФ и группа МБРР, а также МБРР. Их значение обусловлено усилением интернационализации хозяйственной жизни, образованием мощных промышленных и банковских объединений, которые осуществляют в больших масштабах международные операции. Основной целью такого рода организаций является объединение усилий стран мирового сообщества по стабилизации международных финансов и кредитно-финансового регулювання.
Международный валютный фонд (МВФ), хотя и не смог сохранить Бреттон-Вудская валютная система, однако смог превратиться в международный кредитный рынок для стран, испытывающих трудности в области платежного баланса. На первых порах в качестве кредитного института он играл скромную роль. Ситуация изменилась в 80-е годы, когда произошло резкое увеличение его кредитной деятельности. В соответствии с уставом Фонда для каждой страны устанавливается квота, величина которой зависит от развития экономики и результатов переговоров. Страна-член МВФ переводит в его распоряжение четверть своей квоты в золоте, а остальное - в национальной валюте. Сегодня число его членов достигло 181, основными участниками МВФ высокоразвитые страны, на долю которых приходится 60% суммы квот (США - 17,7%), Германия, Япония (по 5,5%), Великобритания и Франция (по 4,9 %), Саудовская Аравия (3,4%), Италия и Канада (по 3%), Россия (2,9%). В последние годы возрастает удельный вес нефтедобывающих стран, прежде всего Саудовской Аравии. Увеличение квот разных стран порождает просмотра степени их влияния на его деятельность. Фактически США утратили монопольное право определять его политику, и вынуждены согласовывать ее со странами Европы и Японией. Усиливается влияние развивающихся стран. В дополнение к собственному капиталу фонд привлекает и заемные кошти.
Фонд функционирует как международный кредитный кооператив, который предоставляет на определенных условиях ссуды своим членам, находящихся в тяжелом экономическом положении. Он выдает кредиты официальным органам стран, обычно центральным банкам или министерствам финансов для покрытия дефицита платежного баланса и структурной перестройки экономики. При решении вопроса о предоставлении кредита страна-реципиент должна передать в распоряжение Фонда такое количество собственной валюты, которая была бы равна стоимости получаемых валют. При возврате происходит обратная процедура: должник перечисляет в Фонд сумму в конвертируемой валюте, величина которой равна раньше полученной. Эта операция получила название продажу с возвращением платежу.
Основная часть кредитов (более 90%) предоставляется развивающимся странам и странам с переходной экономикой (бывшим социалистическим). Каждая страна может получить кредит от МВФ без каких-либо условий и предварительного изучения ее экономического положения в размере 25% своей квоты. Превышение этого уровня сопровождается довольно жесткими условиями и изучением состояния страны-просителя. Вместе с тем он также связан с величиной квоты. Например, квота России составляет 7 млрд. долларов. Получить она может в качестве кредита, как страна с переходной экономикой, 350% величины ее квоты. При решении вопроса о предоставлении займа руководство Фонда обсуждает с государствами-заемщиками их стабилизационные программы, которые должны быть направлены на преодоление инфляции, сокращение дефицита госбюджета, ослабление протекционистской политики и т.д.. Как правило, условия Фонда достаточно жесткие (отказ от дотаций и субсидий предприятиям и населению, свертывание многих социальных программ, снижение жизненного уровня) и обязательны для исполнения. Именно это обстоятельство вызывает острую критику со стороны общественных и политических деятелей стран-заемщиков. Примером может служить постоянный резкая критика действий МВФ со стороны части депутатов Верховной Рады. Вместе с тем, получение кредитов Фонда облегчает стране доступ к источникам финансирования, поскольку говорит о ее платоспроможнисть.
Значительная роль МВФ в регулировании международных валютных отношений путем выпуска дополнительных ликвидных средств (СПЗ), т.е. он выполняет некоторые функции международного эмиссионного банка. Кроме того МВФ создает различные специальные фонды компенсационного характера в связи с непредвиденными обстоятельствами, резким увеличением внешнего долга страны или структурными преобразованиями в экономике. Фонд не только предоставляет кредиты, но и помогает получать их в промышленно развитых странах, других международных и крупных коммерческих банках.
Значительный объем кредитов можно получить в международных банкиах развития. Такая форма финансирования используется определенные виды проектов. Эти банки могут предоставлять гарантии, что открывает доступ к кредитам на рынках частных капиталов. Центральное место в этой сфере финансирования занимает Группа Всемирного банка, которая включает Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и его два отделения: Международную финансовую корпорацию (МФК) и Международное агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ), а также Международную ассоциацию развития (МАР) .
МБРР был создан совместно с МВФ в 1944 году с целью восстановления и реконструкции мировой экономики. Его капитал состоит из взносов правительств более 150 стран. Средства для финансирования банк формирует за счет займов на мировом рынке капиталов, а также поступлений по предварительным займам и собственных доходах. В современных условиях основные усилия банка направлены на поддержку развивающихся стран. МБРР предоставляет займы в конвертируемой валюте правительством для развития экономической инфраструктуры. Займы должны возвращаться в тех же валютах, в которых они были надани.
МАР была создана в 1960 году как часть группы Всемирного банка с целью оказания финансовой поддержки беднейшим странам мира на более легких и выгодных условиях по сравнению с МБРР. Фонды МАР формируются из взносов высокоразвитых стран, а также доходов МБРР. Срок кредита составляет 40-50 лет без процентов, и долг начинает выплачиваться после десятилетнего перерви.
МФК была создана в 1956 году. Она юридически и финансово отделена от МБРР. Главными задачами МФК являются, во-первых, совместно с частными инвесторами предоставления рискового капитала в форме акционерных займов частным компаниям, во-вторых, поощрение развития местных рынков капитала за счет резервов и гарантий, в-третьих, стимулирование международных потоков капитала посредством предоставления финансовой и технической помощи финансовым компаниям. Деятельность МФК ориентирована преимущественно на оказание помощи частному сектору в странах розвиваються.
МАГИ был создан в 1988 году для организации инвестиций в акционерный капитал развивающихся стран. Оно предоставляет гарантии от некоммерческих рисков, консультирует правительства, организует встречи по вопросам инвестирования между заинтересованными сторонами.
Вместе с Всемирным банком существуют региональные и национальные банки развития, которые выполняют те же функции, что и МБРР. В Европе важнейшим региональным банком является Европейский Инвестиционный банк (ЕИБ), основанный Европейским сообществом с целью содействия инвестиционным проектам стран Общего рынка посредством предоставления гарантий и займов. Банк финансирует частные и государственные проекты не только стран Европы, но и других стран, связанных с Европейским союзом. В 1990 году был создан Европейский банк развития и реконструкции (ЕБРР) со штаб-квартирой в Лондоне для содействии переходу бывших европейских соцстран к рыночной экономике и развития частнопредпринимательской инициативы. В отличие от МБРР он оказывает поддержку не столько правительствам, сколько конкретным предприятиям под определенные проекты. ЕБРР является молодым международным финансовым институтом. Его учредителями выступают около 60 стран Европы, Америки и Азии, а также ЕС и ЕИБ. Страны-члены ЕС и ЕИБ имеют квоту в уставном капитале 51%, остальные страны Европы, включая восточноевропейские - 13%. Крупнейшими долями обладают США (10%), Германия, Италия, Франция, Великобритания, Япония (по 8,5%) и Россия (4%). Сегодня крупнейшим пользователем средств банка является Росия.
ЕБРР действует как коммерческий, и как инвестиционный банк. Основными объектами его кредитования являются частные фирмы (не менее 60%). Займы предоставляются на 10 лет для предприятий и на 15 лет для проектов развития инфраструктуры (энергетика, телекоммуникации, транспорт, финансовый сектор) по рыночным ставкам (обычно ЛИБОР) с добавлением некоторой маржи. Он участвует в совместных операциях с другими финансовыми установами.
В Латинской Америке действуют пять региональных банков, в Азии и Африке также есть собственные банки развития. Это связано с возрастанием роли развивающихся стран в мировой экономике, необходимостью решения специфических региональных задач и общей тенденцией к интеграции. Однако эти банки в значительной степени зависят от промышленно развитых стран и в первую очередь США и Японии, которым принадлежит значительная часть капитала. Среди международных финансовых институтов особое место занимает Банк международных расчетов (БМР), основной функцией которого является взаимодействие с центральными банками при проведении международных финансовых операций.
6.4 Небанковские финансовые структуры выводы